Судебная система Российской Федерации
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ
СИСТЕМЫ.
Судебная система Российской Федерации
Самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, — один из признаков правового государства. Господство права предполагает, что суд должен быть независим от влияния какого-либо властного органа и решать споры о нарушенном праве в качестве высшей инстанции.
В Российской Федерации действуют:а) федеральные суды; б) суды субъектов Федерации,составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
а) Конституционный Суд РФ;
б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
в) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные (аппеляционные суды), арбитражные кассационные суды, арбитражные суды субъектов РФ, специализированные арбитражные суды - составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Федерации относятся:
а) конституционные (уставные) суды субъектов
б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
17 декабря 1998 г. был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», согласно которому мировые судьи рассматривают в первой инстанции:
Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются законами субъектов РФ из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.
До назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.
Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».
Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:
· соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
· применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
· признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Конституция РФ устанавливает требования,предъявляемые к основной категории работников судов РФ: судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
При этом:
· судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;
· судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин РФ, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;
· судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин РФ, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет;
· судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Предельный возраст пребывания в должности судьи, за исключением судей Конституционного Суда РФ, — 65лет.
Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги,а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи. Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.
При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.
Судебные органы.
Конституционный Суд Российской Федерации
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Впервые в России он был избран 30 октября 1991 г.
Конституционный Суд РФ сформирован и осуществляет свои полномочия в соответствии с КонституциейРФ 1993 г. и ФКЗ 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» .
Конституция РФ определяет состав и полномочия Конституционного Суда РФ, процедуру его образования.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья назначается на должность на срок 15лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается.
Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях (участвуют все судьи) и заседаниях палатКонституционного Суда РФ (включающих соответственно 10 и девять судей). Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях он рассматривает вопросы, перечень которых дан в ст. 21 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Так, исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; принимает послание Конституционного Суда РФ, а также решает некоторые другие вопросы.
Дела, которые не подлежат рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях, разрешаются Конституционным Судом РФ в заседаниях палат.
В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью — секретаря Конституционного Суда РФ, которые могут быть переизбраны на новый срок.
Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Производство в Конституционном Суде РФ ведется нарусском языке.
Дела разрешаются Конституционным Судом РФ по запросам: Президента РФ; Совета Федерации; Государственной Думы; одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; Верховного Суда РФ; Высшего Арбитражного Суда РФ; органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам ведения федеральных органов власти и по вопросам совместного ведения федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Федерации;
в) договоров между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Федерации;
3) проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по запросам судов;
4) рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;
5) дает заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) дает толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению, если Конституционный Суд РФ признает их не соответствующими Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ согласно ст. 100 Конституции направляет в Федеральное Собраниепослания,которые заслушиваются на совместном заседании Совета Федерации и Государственной Думы. По вопросам своего ведения он обладает правом законодательной инициативы.
Кроме Конституционного Суда РФ образуются также конституционные суды, действующие в республиках, входящих в состав Российской Федерации, а в других субъектах РФ — уставные суды.
Верховный Суд Российской Федерации
В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ — этовысший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзор за деятельностью соответствующих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.