Вопрос. Конституционно правовые методы регулирования общественных отношений.
Для разграничения отраслей права имеет значение метод правового регулирования.
Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения .
В Конституционном праве используются императивныйи диспозитивныйметоды правового регулирования
Императивный метод характеризуется властными предписаниями, субординацией, подчинением и основан данный метод на запретах, обязанностях и ответственности.
Императивный метод правового регулирования | |
Запрет | |
Статья Конституции РФ | Содержание |
Ст.3 ч.4 | Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. |
Ст. 13 ч.2 | Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. |
Ст.30 ч.2 | Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. |
Ст.31 ч.3. | Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. |
Ст.34 ч.2 | Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. |
Ст.74 ч.1 | На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. |
Ст.15 ч.1 | Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. |
Обязанности | |
Статья Конституции РФ | Содержание |
Ст.15 ч.2 | Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. |
Ст.24 ч.2 | Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. |
Ст.116 | Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия. |
Ст.58 | Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. |
Ст.106 | Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира. |
Диспозитивный метод характеризуется равноправием сторон, координацией, возможностью выбора субъектами вариантов поведения. Основан на дозволениях.
Диспозитивный метод | |
Дозволения | |
Статья Конституции РФ | Содержание |
Ст.27 | 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. |
Ст.35 ч.2 | Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. |
Ст.31 | Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. |
Ст.34 ч.1 | Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. |
Ст.44 ч.2 | Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. |
Ст.9 ч.2 | Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. |
Ст.67 ч.3 | Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. |