Иерархия источников Конституционного права на трех уровнях (федеральный, региональный, местный)
По Конституционному праву.
Работу выполнил:
студент 1 курса
группы 1117ПДО1
Потатуев Александр
Научный руководитель:
Домнина Анастасия Валерьевна
Нижний Новгород
2017г.
Задания.
Контрольная работа
Иерархия источников Конституционного права на трех уровнях (федеральный, региональный, местный)
Принятые и не принятые ФКЗ
Таблица: Модернизация Конституции
Задачи.
Задание 1. Контрольная работа.
Содержание.
1 Вопрос. Круг общественных отношений регулируемых конституционным правом.
2 Вопрос. Конституционно правовые методы регулирования общественных отношений.
3 Вопрос. Место конституционного права в системе отраслей российского права
4 Вопрос. Система конституционного права
5 Вопрос. Конституционно правовые нормы
Вопрос. Круг общественных отношений регулируемых конституционным правом.
Общественные отношения регламентирующие основы конституционного права | Регулируют конституционно правовой статус личности | Общественные отношения регулирующие состав территориального устройства | Общественные отношения регулирующие порядок формирования и компетенцию органов гос. власти и органов местного самоуправления |
Ст.2 Конст.РФ: Человек,его права и свободы являются высшей ценностью. Ст.8 Конст.РФ: Свободы экономической деятельности. Ст.13 ч.2 Конст.РФ: Порядок создания политической партии. Ст.15 ч.1 Конст.РФ: Рассмотрение дела в Конституционном суде в соответствии Конституции РФ, принятого федерального закона и признание положения не конституционным. | Ст.31 Конст.РФ: Участие граждан в санкционированном публичном мероприи. Ст.33 Конст.РФ: Право гражданина РФ обращаться в гос. органы и органы местного самоуправления. Ст.30 Конст.РФ: Каждый имеет право на обьединение, включая право создавать проф. союзы для защиты своих интересов. | Ст.65 ч.5 Конст.РФ: Изменение статуса субьекта РФ. Ст.65 ч.2 Конст.РФ: Принятие в РФ и образование в ее составе нового субьекта осуществляются в порядке установленном федеральным конституционным законом. Ст.67 ч.1 Конст.РФ: Территория РФ включает в себя территории ее субьектов , внутренние воды и территориальное море , воздушное пространство над ними. | Ст.95 ч.2 Конст.РФ: Устанавливает порядок формирования Совета Федерации |
Сурен Адыбекович Авокьян считает, что: «Предметом конституционного права России как отрасли отечественного права являются наиболее фундаментальные общественные отношения,которыми характеризуются: основы конституционного (общественного строя) Российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления»[1]
Основы конституционного строя закрепленные в качестве таковых положениями Конституции РФ, конституциями субъектов Российской Федерации и политико-территориальное устройство страны.
Отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России государственной власти, а также создания и функционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти.
Основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан.
Задание 2. Иерархия источников Конституционного права на трех уровнях (федеральный, региональный, местный).
Федеральный уровень:
Конституция
ФКЗ
Прим.: 1. ФКЗ от 17.12.1997г. «О Правительстве РФ»
2. ФКЗ от 31.12.1996г. «О Судебной системе РФ»
Постановления Конституционного суда РФ
Прим.: Постановление Конституционного суда РФ от 19.07.17 №22-П «По делу о проверке конституционности положений ч.1 и пункта 2 ч.2 ст.20 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»
Международные договоры
Прим.: Всеобщая декларация прав человека 1948г. принятая ООН
Законы РФ о поправках к Конституции
Прим.: 1.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008г. №6 ФКЗ «Об изменении срока полномочий президента РФ и Государственной думы»
2.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008г. №7 ФКЗ «Об контрольных полномочиях Государственной думы РФ в отношение Правительства РФ»
3.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014г. №2 ФКЗ «О верховном суде РФ и прокуратуре»
4.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014г. №11 ФКЗ «О Совете федерации Федерального собрания РФ»
ФЗ
Прим.: 1.ФЗ от 31.05.2002г. №62 «О гражданстве РФ»
2.ФЗ от 12.06.2002г. №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
Указы и другие нормативные акты Президента РФ
Прим.: 1.Указ Президента РФ от 22.05.2004г. №662 «Об утверждении Положения об Управлении Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан»
2.Указ Президента РФ от 21.05.2012г. №636(ред. От 23.04.2017) «О структуре федеральных органов Исполнительной власти»
Нормативное постановление палат Федерального собрания
Прим.: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 25.11.2011г. №442 «О назначении выборов Президента РФ»
Нормативные постановления и указы правительства
Прим.: Постановление правительства РФ от 15.04..2014г. №333 «Об утверждении положения о полномоченном представителе правительства РФ в Конституционном суде и Верховном суде РФ и внесение изменений в некоторые акты Правительства РФ»
Региональный уровень:
Уставы субъектов федерации
Прим.: 1.Устав Нижегородской области (Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. N 219-З)
2. Конституция Республики Дагестан (принята Конституционным Собранием 10 июля 2003 г.)
Задание 3. Принятые и не принятые ФКЗ.
Статьи Конституции РФ | ФКЗ |
ч. 1 ст. 70 Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. | 1.ФКЗ от 25.12.2000 №1 «О государственном фаге Российской Федерации» 2.ФКЗ от 25.12.2000 №2 «О государственном гербе Российской Федерации» 3.ФКЗ от 25.12.2000 №3 «О государственном гимне Российской Федерации» |
ч. 2 ст. 114 Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. | ФКЗ от 17.12.1997 №2 «О Правительстве Российской Федерации» |
ч. 2 ст. 65 Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. ч. 5 ст. 66 Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. | ФКЗ от 17.12.2001 №6 «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» В соответствии с данной статьей ФКЗ не принят. |
ч. 3 ст. 118 Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. | ФКЗ от 31.12.1996 №1 «О судебной системе Российской Федерации» |
Задание 4. Таблица: Модернизация Конституции
Модернизация Конституции
Изменение Конституции РФ | Пересмотр | Внесение поправок в Конституцию РФ | ||
Изменения связаны с принятием в состав РФ нового субъекта (ч.2 ст.65; ст.137; ФКЗ от 17.12.2001 №6 «О порядке принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта») | Изменение Конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст.66 ч.5; ст.137 ч.1; ФКЗ не принят!) | Изменение наименования субъекта РФ(ст.137 ч.2) | Понимается любое изменение в главы 1,2,9 (ст.134;ст.135) | Внесение поправок в главы с 3-8 Конституции РФ. (ст.134; ст.136; ст.108; ФЗ от 4.03.1998 №33 «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституцию») |
Задание 5. Задачи
Задача №1.
Задача № 1:
Депутат Государственной думы седьмого созыва Аниськин решил образовать инициативную группу граждан Российской Федерации, для проведения референдума по вопросу, связанному с внесением в Конституцию Российской Федерации поправки. А именно, предлагалось исключить из Конституции Российской Федерации статью 116: Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.
Вопрос: Дайте конституционно-правовую оценку действиям депутата Государственной думы седьмого созыва Аниськина.
Решение:
Действия депутата Государственной думы седьмого созыва Аниськина, не соответствуют 134,136 статьям Конституции Российской Федерации и ФКЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 136 КРФ: Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, в статью 116 можно внести поправку.
Но статья 134 гласит: Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Исходя из этой статьи, можно сделать такой вывод: с помощью референдума нельзя принять поправку об изменении КРФ.
В ФКЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации есть определенные требования к предложению о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации и порядок принятия федерального закона о внесении поправок.
Задача №2.
Задача № 2:
Высшее должностное лицо Еврейской Автономной области решило обратиться в Государственную думу с предложением изменить статус Еврейской Автономной области на Еврейскую область.
Вопрос: Дайте правовую оценку данному предложению.
Решение:
Правовой основой изменения конституционно-правового статуса субъекта в составе Российской Федерации будут служить:
ч. 5 ст. 66 Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. ч. 1 ст. 137 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
Но на сегодняшний день ФКЗ: Об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, не принят.
В соответствии с выше-представленными статьями КРФ, изменение конституционно-правового статуса Еврейской Автономной области приведет к необходимости пересмотра, так как будет необходимо внести в первую главу КРФ изменения, а именно в часть пятую статьи 65 и исключить упоминание об автономной области.
Но, для изменения конституционно – правового статуса Еврейской Автономной области без пересмотра КРФ будет необходимо изменить конституционно-правовой статус другого субъекта Российской Федерации на автономную область.
Задача № 4:
Используя знания о порядке внесения изменений в Конституцию Российской Федерации определить, какой порядок будет применен в следующих ситуациях.
1).Дополнить статью 15 юридическим свойством «Особая форма правовой охраны»
2).Сократить численный состав Государственной думы до 400 депутатов.
3).Изменить название главы 5 КРФ на Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации).
4).Исключить в части 2 статьи 5 указанное в скобках слово «государство»
5).Включить в перечень городов федерального значения Казань.
6).Преобразовать Свердловскую область в Свердловский край.
Решение
1). В соответствии с перечисленными статьями КРФ и не принятым ФКЗ «О Конституционном собрании» дополнить статью 15 юридическим свойством «Особая форма правовой охраны» не возможно.
Ст. 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Статья 135 1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. 2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой
Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
2).Ниже перечисленные статьи КРФ и ФКЗ не позволяют сократить число депутатов Государственной думы до 400.
Ст. 95 ч 5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов
Ст. 108
1.Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2.Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Ст. 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Ст. 136 Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
ФКЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации.
3). Изменить название главы 5 КРФ на Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) невозможно в соответствии с приведенными статьями и ФКЗ.
Ст. 108
1.Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2.Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Ст. 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Ст. 136 Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
ФКЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации.
4). Исключить в части 2 статьи 5 указанное в скобках слово «государство»
не является возможным из-за того, что предложенное изменение приведет к пересмотру КРФ. Пересмотр Конституции Российской Федерации регламентируется следующими статьями КРФ и ФКЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации.
Ст. 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской
Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
ст. 135 1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. 2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
5). Включить в перечень городов федерального значения Казань не возможно, так как Казань не является субъектом Российской Федерации, а согласно ч. 5 ст. 66
Ч .5 ст. 66 Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
ч. 1 ст. 137 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
6). Преобразовать Свердловскую область в Свердловский край можно, согласно ч.5 ст. 66 и ч.1 ст.137
Ч .5 ст. 66 Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
ч. 1 ст. 137 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации
[1] http://znanium.com/bookread2.php?book=454414. С.А.Авокьян.Конституционное право России.стр.22, 1 том.
[2] http://znanium.com/bookread2.php?book=204853 М.В.Баглай.Конституционное право Российской Федерации.стр.43.том 1
По Конституционному праву.
Работу выполнил:
студент 1 курса
группы 1117ПДО1
Потатуев Александр
Научный руководитель:
Домнина Анастасия Валерьевна
Нижний Новгород
2017г.
Задания.
Контрольная работа
Иерархия источников Конституционного права на трех уровнях (федеральный, региональный, местный)
Принятые и не принятые ФКЗ
Таблица: Модернизация Конституции
Задачи.
Задание 1. Контрольная работа.
Содержание.
1 Вопрос. Круг общественных отношений регулируемых конституционным правом.
2 Вопрос. Конституционно правовые методы регулирования общественных отношений.
3 Вопрос. Место конституционного права в системе отраслей российского права
4 Вопрос. Система конституционного права
5 Вопрос. Конституционно правовые нормы