Внутренняя организация и порядок работы Совета Федерации
Нормативное регулирование правового статуса и порядка работы Федерального Собрания РФ включает в себя законы и подзаконные акты. К последним можно отнести и акты палат Федерального Собрания РФ. Особую роль среди актов палат играют утвержденные их постановлениями регламенты. Регламент законодательного (представительного) органа государственной власти (его палат) - это совокупность правил, устанавливающих порядок осуществления этим органом (органами) своих полномочий.
Регламент является средством самоорганизации палаты, его нормы обязательны для самой палаты, ее органов и членов, а также для всех других государственных органов, участвующих в парламентских процедурах. Конституционные нормы получили детальное развитие в положениях Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утвержденного постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г.
Согласно Регламенту Совет Федерации является палатой Федерального Собрания и осуществляет государственную власть в Российской Федерации. Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации действует на постоянной основе.
Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений. Данное обстоятельство объясняется непартийным принципом формирования палаты.
Органами Совета Федерации являются:
Совет палаты;
комитеты Совета Федерации;
комиссии Совета Федерации.
Основными должностными лицами Совета Федерации являются: Председатель, его первый заместитель, заместители председателя Совета Федерации, председатели комитетов и комиссий.
Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя и заместители избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы.
Представители от одного субъекта Российской Федерации не могут быть одновременно избраны на должности председателя палаты и его заместителей.
Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации избирается на срок его полномочий в качестве члена Совета Федерации.
Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. Решение об избрании Председателя Совета Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.
Конституция предусматривает (ч. 2 ст. 101), что Председатель СФ и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Поскольку СФ является коллегиальным органом и по статусу члена совета Федерации они обладают таким же объемом прав и обязанностей, не могут принимать решений по вопросам, отнесенным к компетенции палаты, и не могут оказывать давление на членов Совета Федерации.
Полномочия Председателя Совета Федерации обширны: созывает заседания Совета Федерации, в том числе внеочередные; формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его на рассмотрение Совета палаты, ведет заседания палаты и подписывает постановления Совета Федерации; приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации; координирует работу комитетов и комиссий; направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения законопроекты, принятые Государственной Думой, представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с парламентами иностранных государств; координирует организацию парламентских слушаний, "круглых столов" и иных мероприятий, проводимых в Совете Федерации и др. полномочия.
Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Совет Федерации вправе отменить распоряжение Председателя, противоречащее законодательству Российской Федерации и настоящему Регламенту.
Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации может быть освобожден от должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации и является постоянно действующим органом.
В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, первый заместитель и заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом.
Основными функциональными задачами Совета палаты являются: ежемесячное утверждение графика заседаний Совета Федерации; обсуждение степени подготовки вопросов, выносимых на заседание; рассмотрение проекта повестки дня Совета Федерации; принятие решения о проведении парламентских слушаний и др.
Решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, входящих в его состав, и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты.
В настоящее время Совет Федерации является бессрочно действующим органом, состав которого обновляется (ротируется). Конституцией РФ не предусмотрено право СФ прекратить свои полномочия в полном составе.
Совет Федерации собирается на сессии – периоды постоянной работы законодательного органа: весеннюю – с 25 января по 15 июля и осеннюю – с 16 сентября по 31 декабря. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания, комитетов, комиссий, парламентские слушания, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах. Как правило, заседания СФ проводятся в Москве. Каждому члену СФ отводится в зале заседаний постоянное место, оформленное табличкой. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц в один день или в течение нескольких дней подряд. Возможно проведение и внеочередных заседаний.
Решение СФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов СФ, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ и Регламентом палаты. Решения СФ, принятые по вопросам его компетенции, оформляются постановлениями.
Согласно ст. 77 Регламента СФ вправе пригласить на заседание палаты для ответов на вопросы Председателя Правительства РФ, членов Правительства РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя ЦБ РФ, Председателя ЦИК РФ, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ. Приглашенному должностному лицу предоставляется до 15 минут для ответов по существу заданных ему письменных вопросов. Затем он обязан ответить на устные вопросы членов СФ. После обсуждения СФ вправе принять решение: об обращении к Президенту РФ; об обращении к Правительству РФ; о поручении Счетной палате; о принятии информации к сведению и др.
Одним из видов парламентских процедур стало принятие парламентских запросов. Это письменное обращение палаты по важному вопросу государственной жизни к определенному должностному лицу с предложением дать в письменной форме ответ палате в установленный ею срок. СФ принимает постановление о парламентском запросе большинством голосов. Письменный ответ оглашается председательствующим на заседании.
СФ по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. Их можно охарактеризовать как обсуждение членами палаты и приглашенными лицами важных проблем внутренней и внешней политики, законопроектов. По итогам парламентских слушаний могут быть приняты рекомендации и иные документы.
Членам СФ ежемесячно предоставляется до десяти дней для работы в субъектах РФ, представителями которых они являются, без учета времени, затраченного на проезд в субъект и обратно.