Концептуальные особенности Конституции РФ
Под концептуальными особенностями Конституции РФ 1993 г. понимают юридические, политические, идеологические и иные сущностные отличия Конституции РФ 1993 г. от прежних конституций, а также ее схожесть с конституциями демократических правовых государств
Во-первых, в отличие от прежних советских Конституций, в которых во главу угла ставилось государство, и этот институт был первичным по отношению ко всем иным институтам, в новой российской Конституции на первом месте стоит человек, его права и свободы, которые закрепляются как высшая ценность ( ст. 2).
Во-вторых, в Конституции РФ нет положений, указывающих на какую либо официальную государственную идеологию.
В-третьих, новая Конституция по-новому провозглашает форму государственного устройства России, которая является – федеративным государством, состоящим из равноправных субъектов. Конституция не предусматривает права выхода какого-либо из субъектов из ее состава.
В-четвертых, Конституция России закрепляет четкую систему разделения государственной власти, самостоятельность ветвей власти в пределах отведенных им полномочий (ст. 10).
В-пятых, Конституция РФ является законом прямого действия, а не политической декларацией.
В-шестых, впервые Конституция провозглашает примат права над государством, государственной властью, провозглашая Россию правовым демократическим государством.
В-седьмых, Конституция закрепляет Российское государство как социальное государство (ст. 7).
В-восьмых, Конституция РФ закрепляет примат международного права над внутренним законодательством.
В-девятых, Конституция РФ построена на теории естественных прав человека. Основные права и свободы человека не даруются государством, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17).
Юридические свойства Конституции РФ
Под юридическими свойствами Конституции РФ понимают основные черты, отличающие ее от других законов и иных правовых актов. Конституцию поэтому иногда принято называть "законом законов"
а) Высшая юридическая сила. Положения Конституции РФ имеют приоритет над нормами законов и иных нормативных правовых актов.
б) Прямое действие (ст. 15). Это свойство было закреплено впервые с целью надлежащей реализации конституционных норм. В советском государствоведении считалось, что вследствие особой природы конституционные нормы не порождают конкретных правоотношений. При разрешении конкретного спора в суде конституционные нормы применялись только при условии их конкретизации в текущем законодательстве.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию в следующих случаях:
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) суд придет к выводу, что федеральный закон или иной нормативный акт противоречит соответствующим положениям Конституции.
Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. если судья придет к выводу, что закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле, не соответствует Конституции РФ, он обязан приостановить рассмотрение дела и обратиться с запросом в Конституционный Суд. Если последний признает закон неконституционным и отменит его, судья обязан разрешить дело по существу на основе норм Конституции РФ.
в) Территориальное верховенство – Конституция РФ действует на территории всей РФ без исключений, в то же время как Конституции и Уставы субъектов действуют только на территории этих субъектов.
г) Конституция является ядром правовой системы, основной базой для всей правотворческой деятельности. Конституция является главным источником права в государстве. Конституция также определяет, какие конкретно нормативные акты должны быть приняты.
д) Конституцию характеризует особый порядок принятия в нее поправок, изменений и дополнений.
е) Особая правовая охрана, которая не присуща ни одному нормативному акту.
Функции Конституции РФ