Правовая охрана конституции: понятие, виды.
Охрана конституции — это организация и деятельность специального органа, призванного в установленных законом формах и процедурах осуществлять конституционный контроль (надзор) за соответствием конституции прежде всего действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов.
Конституционный контроль — это такая проверка соответствия конституции действий органов государственной и общественной власти, при которой орган такого контроля имеет право сам отменять неконституционные действия подконтрольного органа. В отличие от этого, конституционный надзор связан лишь с дачей указания поднадзорному органу на неконституционность его действий (вплоть до решения об их приостановлении), но изменять или отменять его акты орган конституционного надзора не может.
Объектами конституционного контроля являются прежде всего все нормативные правовые акты, стоящие по своей юридической силе ниже конституции.
Конституционный контроль может быть предварительным и последующим. Также различают: абстрактный (т.е. не связанный с конкретным делом) и конкретный конституционный контроль; обязательный и факультативный (т.е. осуществляемый только по инициативе управомоченного субъекта); решающий (или постановляющий) и консультативный (т.е. при не обязательности решения для подконтрольного органа); материальный (т.е. связанный с проверкой содержания акта) и формальный (т.е. связанный с проверкой компетентности органа, издавшего соответствующий акт, формы этого акта и процедуры его принятия); полный и частичный (т.е. распространяющийся не на всю, а лишь на определенную сферу отношений, урегулированных конституцией); внешний и внутренний (т.е. осуществляемый не иным, а самим органом, принявшим соответствующий акт) конституционный контроль.
14. онституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.
Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.
Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.
Основы конституционного строя
Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:
· человек, его права и свободы как высшая ценность;
· народовластие;
· полнота суверенитета Российской Федерации;
· равноправие субъектов РФ;
· единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
· экономическая свобода как условие развития экономической системы;
· разделение властей;
· гарантии местного самоуправления;
· идеологическое многообразие;
· политический плюрализм (принцип многопартийности);
· приоритет закона;
· приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
· особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.
15. одной из основ конституционного строя России является народовластие. В ст.3 Конституции РФ закреплены сущностные признаки такого понятия, как "власть народа, определен конституционный механизм ее реализации, названы наиболее важные по своей социальной значимости и роли институты прямого властвования народа, сформулированы конституционные гарантии легитимности власти народа.
Власть народа- народовластие есть выражение фактической и юридической принадлежности всей власти народа.
Власть присуща всякой общности людей. Общение между людьми является необходимым для социального существования человечества. Чтобы регулировать это общение, и необходима власть.
Термин "власть" используют в науке в широком и узком смыслах. В широком как для характеристики общественных отношений, социальных явлений, так и применительно к явлениям природы. В данном случае говорят "власть природы", "власть денег" и т д. В узком- применительно к явлениям общественной жизни человека. В данном социальном смысле власть сущесБилет 20. Конституционные институты прямой демократии.
Непосредственная (прямая) демократия - это осуществление народом власти через формы непосредственного или прямого волеизъявления. По Конституции РФ (ч. 1 ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа признаются референдум и свободные выборы.
Непосредственная демократия обеспечивает наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную (институционную) представительную систему. Субъектами непосредственной демократии выступают многонациональный народ России в целом; население субъектов РФ и его административно-территориальных единиц (городских, сельских поселений), избирательных округов, трудовые коллективы.
Характерные черты непосредственной демократии:
1) это одна из форм участия граждан в осуществлении народовластия;
2) право на участие в непосредственном волеизъявлении имеют определенные субъекты на основе гражданства, проживания на определенной территории, членства в трудовом коллективе или иных объединениях граждан;
3) прямое волеизъявление не опосредуется какими-либо органами, оно оформляется актами непосредственной демократии.
В зависимости от юридического значения (последствий) институты непосредственной демократии могут быть подразделены на две группы: императивного и консультативного характера. Особенность императивных форм: принимаемые народом решения признаются окончательными, обязательными и не требуют последующего юридического утверждения государственными органами или органами местного самоуправления. Пример этого - принятое на референдуме решение. Консультативная форма непосредственных форм демократии позволяет выявить волю народа или населения определенной территории по тому или иному вопросу, которая затем находит отражение в акте (решении) государственного органа или органа местного самоуправления.
Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:
выборы - избрание депутатов гражданами. В большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) все депутаты выборные
народное голосование (референдум) — принятие постановлений путём голосования граждан.
народная инициатива
16. Любое государство действует через множество органов, между которыми распределяются государственные функции и властные полномочия. Это распределение труда по управлению делами государства выражается в создании и деятельности системы государственных органов.
Связанная с этим проблема предполагает необходимость решения вопроса о том, как распределяются функции власти в государстве.
Многие античные и средневековые учения отмечали, что деятельность государства неоднородна и включает в себя несколько ее видов: законодательную деятельность, исполнение законов или управление, а часто и правосудие. Отмечалось также, что различные органы государства специализируются на выполнении того или иного вида деятельности.
В XVII веке к этому вопросу обратился Джон Локк (английский философ-материалист; 1632-1704 гг.). Цель государства, по Локку, сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда (!). Для их защиты государственная власть не может быть произвольной. Она должна делиться на законодательную, исполнительную и союзную. Разработанное Дж. Локком учение о государстве было опытом приспособления теории к политической форме управления, которая установилась в Англии в результате революции 1688 г. Теория Дж. Локка получила наименование "гибкой модели" разделения властей, основанная на сотрудничестве и взаимодействии властей при верховенстве одной из них. Дж. Локк предпочтение отдавал законодательной власти, но не абсолютизировал ее; остальные власти должны подчиняться ей. В настоящее время эта система характерна для стран с парламентской формой правления.
18.В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством.
Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкии с той или иной степенью последовательности установлен в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).
В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле – иудейская. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.
Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня – Ватикан.
В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.
Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»,* где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.
19. Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конст РФ) - одна из важнейших сторон демократического характера Российского гос-ва.
Основные хар-ки данного принципа:
1)идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных философских, политических, правовых, эк-ких, религиозных взглядов, идей, теорий.
2)невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной .
3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности полит.партий. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;
4) свобода общественных объединений. Общ.объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и полит.партии. Ст 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;
5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конст РФ устанавливает через запрет создания и деят-ти общественных объединений, цели или действия которых направлены на:насильственное изменение основ конст.строя и нарушение целостности РФ;подрыв безопасности гос-ва;создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, нац и религиозной розни.