Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты, виды, основания возникновения, изменения и прекращения
Понятие и сущность конституции, ее виды.
Конституция - явление сложное, многоплановое и сложное, разл. теор. аспекты этого явления составляют учение о Конституции. Конституция явл-ся предметом изучения философских, историч., политологич. и юр. наук. Конституция составляет правовую основу КП, явл-ся его источником => явл-ся предметом его изучения. Вопросит. Формы содержания Конституции, его исторического назначения до сих пор явл-ся дискуссионными. Конституция (лат. constitucio) - устройство, установление, учреждение. В Ср. Века такими актами, как Конституция, закреплялись права феодалов.
Современное понятие Конституция приобрела 200 лет назад. Впервые Конституция была принята в 1787 в США, затем в 1791 во Франции, Польше. Конституция, как осн. закон гос-ва появ-ся в историч. Эпоху, хар-ся наступлением юр. рав-ва граждан и подданных и олицетворяла собой эти рав-ва, закрепляя права и свободы человека, ограничивала всевластие гос монархии.
1)Сущность Конституции в том, что это осн. з-н гос-ва вообще и осн. з-н насчет избират. права, представляет учреждения, их компетенцию и прочее, выражающее действительное соотношение сил в классовой борьбе. (Ленин).
2) Конституция - универсальный правовой акт высшего юр. ранга, ~ регулирует устройство гос-ва, принципы его орг-ции.
3) Конституция - совок-ть и т.д. правоположений, определяющих внешние органы гос-ва, порядок призвания их и отправление их функции, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к гос власти. Это центр правовой сис-мы => осн. ывсшая норма, что предполагает признание недействительными норм, выработанных без соблюдения форм и процедур, предусмотренных Конституцией. Конституция утверждает превосходство учредительной власти над учрежденной.
4) Питер Хотт (Канада). Конституция - это закон об осуществлении власти органами гос-ва. Это зеркало, отражающее душу нации, что она д. защищать ценности нации.
Конституция - осн закон или сис-ма законов, закрепляющих основы обществ. и гос. устройства страны, сис-му ее гос. органов, осн. начала их орг-ции и дея-ти, основы правового статуса человека и гражданина, и устанавливающие порядок внесения в Конституцию поправок, изменений и дополнений.
Определение основных задач современного конституционного законодательства России, регулирующего общественные отношения. Понятие экономических основ конституционного строя. Анализ проблем экономических взаимоотношений между государством и обществом.
Конституционный институт основ экономического строя Российской Федерации является составной частью подотрасли конституционного законодательства, регулирующей сферы жизнедеятельности гражданского общества и государства, в которой преобладают смежные нормы, дающие импульс для развития таких отраслей законодательства как гражданское, финансовое, трудовое, земельное, экологическое, международное.
Одной из основных задач современного конституционного законодательства, регулирующего общественные отношения, составляющие институт основ экономического строя, является четкое определение пределов допустимого вмешательства государства в экономику, оптимизация отношений государства и общества.
Вариант, при котором конституция полностью оставляет регулирование экономики текущему законодательству, в российских условиях - неприемлем. Регулирование рассматриваемого блока общественных отношений представляет собой правовой массива нормативных актов, в котором конституционные положения составляют небольшую часть, но по своей значимости они выделяются среди других норм и являются исходной правовой базой, на которую опирается текущее законодательство.
Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Понятие гражданского общества
Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.
Прекращения гражданства РФ: основания, документы
Прекращение гражданства РФ проходит добровольно, по личному желанию заявителя. Президент и компетентные органы (ФМС) занимаются рассмотрением вопроса. Разберемся, как проходит лишение гражданства, какие нужны основания и бумаги, сколько займет времени.
Основания
Чтобы подать заявку на лишение гражданства, нужны основания прекращения гражданства. В качестве оснований выступают:
1. Добровольное волеизъявление гражданина.
2. Наличие гражданства другого государства.
3. Отмена выдачи паспорта гражданина РФ для лица без гражданства или иностранца.
4. Получение детьми гражданства родителей или лиц, их заменяющих (попечители, усыновители).
27. татья 9. Гражданство детей
1. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.
3. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.
1.4.Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей
1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.
28. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РФ. ПРАВО УБЕЖИЩА
Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) обладают всеми правами и свободами человека и несут общие обязанности перед РФ, при этом в объем их прав не входят права и обязанности граждан РФ. Иностранные граждане и апатриды могут законно находитьсяна территории РФ при наличии визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых на территории РФ как удостоверения личности иностранного гражданина.
Нередко лицу для законного нахождения на территории РФ требуется вид на жительство(т. е. документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из РФ и возвращение в РФ). Вид на жительство выдается компетентным органом власти РФ по ходатайству иностранного гражданина, лица без гражданства.
На основании этого документа иностранцы и лица без гражданства вправе беспрепятственно въезжать на территорию РФ и выезжать за ее пределы по представлении действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве.
Вид на жительство не предоставляется,если: 1) въезд лица может повредить обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, а также защите здоровья населения; 2) в период своего предыдущего пребывания в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства депортировались; 3) ходатайствующее лицо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, признаваемого РФ тяжким или особо тяжким; 4) при обращении за визой иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда за ее пределы; 5) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания в РФ.
В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за виновные и наказуемые деяния допускается административное выдворение за пределы РФ (депортация).
Депортированное лицо должно покинуть территорию РФ немедленно на основании соответствующего решения компетентных органов.
Некоторым категориям лиц может быть предоставлено политическое убежище.
Политическое убежищепредоставляется в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, в отношении которых в стране их постоянного проживания осуществляется преследование или возникла реальная угроза стать жертвой преследования за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом.
Политическое убежище не может быть предоставлено лицам, поддерживающим идеи расовой и национальной розни, возбуждающие антигуманные настроения и идею превосходства какой-либо группы людей.
Оно предполагает наличие у лица, которому предоставлено, всех прав и свобод, а также обязанностей граждан РФ, если иное не установлено федеральными законами или международным договором РФ.
Убежище предоставляется на основании заявления лица и Указа Президента РФ о предоставлении политического убежища. Этот Указ вступает в силу со дня его подписания.
29.
Право на жизнь
Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
Право на жизнь, прежде всего, предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны на случай любых посягательств, но строго регламентирует использование регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку сто ведет к гибели, как мирного населения, так и личного состава. Однако подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.
Особое значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке Конституции ряд общественных и религиозных организаций настаивали на конституционном запрещении смертной казни. Религиозный подход основывается на недопустимости вмешательства людей в исключительное право Бога давать жизнь и отбирать ее у человека. В полной мере эти общедемократические соображения не были восприняты, но перспектива отмены смертной казни в Конституции все же обозначена "впредь до ее отмены"). В то же время введено несколько гарантий против ее произвольного применения:
а) смертная казнь должна устанавливаться только федералъным законом;
б) смертная казнь должна рассматриваться как исключительная мера наказания, т. е. иметь альтернативу в виде лишения свободы на определенный срок с тем, чтобы суд всегда имел возможность выбора меры наказания;
в) смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления против жизни (т.е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они привели к гибели людей);
35. Право на жизнь является важнейшим личным правом человека, приобретаемым им в силу факта его рождения. Конституционное содержание права на жизнь состоит в недопустимости произвольного лишения жизни. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
На протяжении длительного времени в Российской Федерации смертная казнь не применяется, несмотря на наличие такого вида наказания в Уголовном кодексе Российской Федерации. Отказ от применения смертной казни связан с деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации (который в 1999 году принял решение), указавшего на недопустимость применения наказания в виде смертной казни до введения на всей территории Российской Федерации судов с участием присяжных заседателей (постановление от 02.02.1999 № 3-П). Последним субъектом Российской Федерации, в котором с 1 января 2010 года должны были вводиться суды с участием присяжных заседателей, стала Чеченская Республика. Однако Конституционный Суд Российской Федерации в 2009 году своим определением разъяснил невозможность дальнейшего применения смертной казни в Российской Федерации даже при условии повсеместного введения суда присяжных. Это обусловлено сложившимся на протяжении длительного времени конституционно-правовым режимом, в рамках которого происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер (определение от 19.11.2009 № 1344-О-Р).
36. В соответствии со ст. 22 Конституции РФ
«I. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.
До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».
Статья 25 Конституции РФ устанавливает:
«Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения».
Нарушение права на свободу и личную неприкосновенность может проявляться в незаконном лишении свободы лицом, не управомоченным ни при каких условиях на ограничение свободы других лиц; а также управомоченным на это лицом при соблюдении установленных законом условий, которые оно не выполняет. Лишение свободы всегда причиняет моральный вред, если человек осознает, что он лишен свободы. Но только в случае незаконного лишения свободы причиняемый моральный вред подлежит возмещению. На пресечение незаконных действий первого и второго вида направлены соответствующие нормы УК РФ.
Размер компенсации презюмируемого морального вреда, связаного с незаконным лишением свободы, указан в таблице 1. Поскольку незаконное лишение свободы— длящееся правонарушение, указанный размер компенсации начисляется за каждый день лишения свободы, исходя из предположения, что правонарушение происходит ежедневно в течение всего срока лишения свободы. При исчислении размера компенсации за незаконное лишение свободы первого вида коэффициент индивидуальных особенностей «i» должен практически всегда приниматься равным единице. Коэффициент учета обстоятельств «с» должен варьироваться в зависимости от условий, в которых пребывает лицо, незаконно лишенное свободы. Если имеет место связывание его, запирание в тесном помещении, наличие иных дискомфортных условий, неизвещение о судьбе потерпевшего родственников и членов семьи, то коэффициент учета обстоятельств должен быть принят большим единицы.
В случае незаконного лишения свободы второго вида, то есть являющегося результатом незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, во внимание должны приниматься несколько иные обстоятельства. В первую очередь это может касаться индивидуальных особенностей потерпевшего. Если в такую ситуацию попадает лицо, до этого неоднократно отбывавшее законно назначенное наказание в виде лишения свободы, логично предположить, что нравственные страдания, связанные с обстановкой заключения (в том числе с неизбежным контактом с соответствующим контингентом), будут меньше, чем для лица, впервые подвергшегося лишению свободы. Это должно найти свое отражение в коэффициенте индивидуальных особенностей, который для первого лица может быть установлен меньшим единицы. С позиции учета фактических обстоятельств во внимание могут быть приняты особенности пребывания в заключении: несоблюдение установленной нормы площади камеры в расчете на одного заключенного; наличие издевательств со стороны других заключенных; иные нарушения порядка содержания под стражей; негативные последствия на работе, вызванные информацией о применении данной меры пресечения. Наличие та-
кого рода обстоятельств должно повышать коэффициент учета обстоятельств «с»
37. ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ, ЛИЧНУЮИ СЕМЕЙНУЮ ТАЙНУ, ЗАЩИТУ СВОЕЙ ЧЕСТИ И ДОБРОГО ИМЕНИ
в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст. 23 Конституции РФ. В основенеприкосновенности частной жизни - ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "никто неможет подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольнымпосягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь ирепутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств". Кратко все перечисленное нередко формулируется как право на защиту данных (или персональных данных). Закрепление в Конституции РФ этого права в его полном объеме означает, что РФ становится на путь, ужехорошо известный многим зарубежным странам, где существует разветвленная система законодательства, направленного на обеспечение интересов личности и ее права активно защищать себя от незаконных попытоксобирать информацию, хранить досье, т.е.
38. Конституционный принцип неприкосновенности жилища означает запрет входить в него против воли проживающих там лиц. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан.
Каждый человек имеет право на обособление, уединение в занимаемом им и его близкими помещении. Все, что происходит в жилище, не может быть предано гласности без согласия заинтересованных лиц. Неприкосновенность жилища представляет собой одно из проявлений права на неприкосновенность частной жизни.
Правом на охрану неприкосновенности жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма. При этом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат, общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов, Но в жилище могут вселяться люди, имеющие на это право, — такие действия не являются нарушением его неприкосновенности даже в случаях несогласия остальных проживающих.
Уголовный закон рассматривает право на неприкосновенность жилища в качестве важного объекта уголовно-правовой охраны. В частности, ст. 139 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица. Но, разумеется, при определенных обстоятельствах, например, в целях пресечения преступления, возникает необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем. Однако это можно делать только на основании закона или судебного решения. Законами в данном случае являются УПК РФ, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. (ред, от 22
Виды избирательных систем.
Мажоритарная <1> (от фр. majorite - большинство) - исторически первая избирательная система. При этой системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. В зависимости от того, какое это большинство, различают мажоритарную систему относительного (простого), например при выборах депутатов региональных парламентов, абсолютного (50% + 1 голос), например при выборах Президента РФ, квалифицированного большинства (последнее применяется крайне редко).
Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты, виды, основания возникновения, изменения и прекращения
Конституционно-правовые отношения - это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя ее. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные, т.п.), а не прямо.
Именно через отношения проявляют свое регулирующее действие нормы конституционного права.
Стыкующиеся друг с другом по принципу дополнения права и обязанности индивидуальных, коллективных субъектов составляют (содержание правоотношений). Стороны, участники правоотношений (субъекты права) вступают в них по поводу разных явлений, благ, именуемых объектами правоотношений. Права, обязанности сторон правоотношений вытекают или непосредственно из правовых источников, например законов, или из каких-либо событий, действий.
События, действия, с которыми законодатель связывает наступление, изменение, прекращение соответствующих прав и обязанностей в правоотношениях, получили название юридических фактов (фактических составов).
Все правоотношения делят на регулятивные, закрепляющие или направляющие какие-то социальные связи людей, и охранительные, обеспечивающие охранительную функцию права.
Регулятивные правоотношения делят на относительные, абсолютные и общерегулятивные.
В относительных правоотношениях точно, «поименно» определены все их субъекты; в абсолютных (односторонне индивидуализированных) - точно поименована лишь одна сторона - носитель права или обязанности, а на другой стороне находятся все иные субъекты права; в общерегулятивных - субъектами прав или обязанностей являются все субъекты («всякий и каждый»).
Правоотношения бывают постоянными (складываются непосредственно на основе правовых норм) и временными (вытекают из конкретных юридических фактов, существуют в течение срока действия последних). Выделяют также материальные и процессуальныеправоотношения, порождаемые соответственно нормами материального и процессуального права. Используются и другие классификации правоотношений.
5. Источники конституционного права России
Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).
Можно утверждать, что в российской правовой системе имеют место все основные источники права (схема 3). Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нор-мотворческой деятельности различных властных институтов – нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов – это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.
Схема 3. Источники конституционного права РФ.
6. закон - НПА высшей юр.силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Классификация законов:1.По юр.силе: Конст РФ (закон высшей юр.силы); ФКЗ РФ - существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. ФЗ РФ- основной вид закона РФ - принимается Госдумой и советом Федерации - не могут противоречить ФКЗ; ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СФ. В случае отклонения фед.закона СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего фед.закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ. 2.По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией, Закон РФ о поправке к Конституции РФ; ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о политпартиях 11.07.2001).
3.по территориальному признаку: ФЗ; законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.
4.По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ: ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето; ФЗ - президент обладает отлагательным вето.
Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:по юр.силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятии; по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.
7. онституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.
Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.
Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).