Проверка прокурором гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Надзорное производство по гражданским делам, так же как и в уголовном судопроизводстве, является стадией исключительной. Исправление ошибок судов первой инстанции должно происходить, как правило, в судах кассационной инстанции. Между тем в надзорном порядке пересматривается незаконных и необоснованных решений больше, чем в кассационном порядке. Происходит это, главным образом, вследствие неудовлетворительной работы прокуроров, осуществляющих надзор за законностью решений, определений и постановлений судов первой и кассационной инстанций, которые своевременно не принимают надлежащих мер к исправлению ошибок этих судов. Надзорное производство по гражданским делам призвано исправлять эти ошибки. Участие прокурора в стадии надзорного производства является одной из существенных гарантий успешного пересмотра решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу. Генеральный прокурор РФ предлагает подчиненным прокурорам правильно и своевременно проверять и разрешать надзорные жалобы, в необходимых случаях приостанавливать исполнение незаконных и необоснованных решений и опротестовывать такие судебные решения. При отсутствии оснований для принесения протеста предлагается составлять мотивированное заключение с сообщением заявителю результатов рассмотрения его жалобы с изложением мотивов отказа.
Обобщения производств прокуроров в надзорном порядке, проведенные Генеральной прокуратурой России, показывают, что в целом надзорное производство по гражданским делам в органах прокуратуры осуществляется правильно. Многие неправосудные решения исправляются по протестам прокуроров. Однако не все прокуроры выполняют указания Генерального прокурора о своевременном и правильном рассмотрении жалоб и проверке гражданских дел. Некоторые дела изучались прокурорами невнимательно, без учета существенных доводов, содержащихся в жалобах, в результате чего по делам принимались необоснованные решения об отказе в принесении протеста. Это порождает направление гражданами и должностными лицами повторных жалоб и обращение в центральные органы прокуратуры и правосудия, тогда как подавляющее большинство таких жалоб могло бы получить правильное разрешение на местах. Вследствие недостаточно глубокого анализа материалов гражданского дела и жалоб, а также ошибок в применении норм материального и процессуального права некоторые прокуроры приносят необоснованные протесты. В результате суды надзорной инстанции отклоняют около 15% протестов, принесенных прокурорами. Определенная часть постановлений и определений судов, которыми отклонены надзорные протесты прокуроров, пересматриваются вышестоящими судами надзорных инстанций (около 5%), однако то, что отклоняется каждый десятый протест прокуроров, свидетельствует о серьезных недостатках в подготовке надзорных протестов.
Некоторые прокуроры не проявляют должной принципиальности и в тех случаях, когда необоснованно отклоняются их протесты, они не переносят решения этих вопросов на рассмотрение вышестоящих прокуроров и не добиваются отмены необоснованных и незаконных постановлений и определений судов надзорной инстанции. В то же время до сих пор не исключены из практики случаи необоснованного отзыва протестов прокуроров с рассмотрения суда надзорной инстанции. Бывает и такое, когда прокурор района или города вносит вышестоящему прокурору представление об опротестовании в порядке надзора незаконного определения кассационной инстанции, отменившей законное и обоснованное решение, но оно не поддерживается вышестоящим прокурором.
Субъектами надзорного опротестования являются прокуроры, перечень которых содержится в ст. 320 ГПК1. Этот перечень не подлежит расширительному толкованию. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Свои полномочия по принесению надзорных протестов прокуроры используют в случае необходимости исправить ошибки мировых судей, судов первой инстанции, которые не были своевременно исправлены. Предметом надзорного опротестования могут быть также решения и определения суда апелляционной инстанции (ст. 31810 ГПК), определения судов кассационной инстанции, когда необоснованно отменялись или изменялись законные и обоснованные решения судов первой инстанции, и наоборот, оставлялись без изменения решения незаконные и необоснованные, а протесты и жалобы, принесенные на предмет их отмены, необоснованно отклонялись апелляционными или кассационными инстанциями. Определенная часть надзорных протестов приносится прокурорами в связи с необходимостью отмены или изменения определений и постановлений самих надзорных инстанций, которые не соответствуют или противоречат закону. Допустим, президиум областного суда отклонил протест прокурора области. Последний вносит представление Генеральному прокурору РФ, и тот приносит протест в Верховный Суд РФ, в котором предлагает отменить постановление президиума областного суда.
Закон (ст. 322 ГПК) предоставляет прокурорам, приносящим надзорный протест, а также прокурорам районов и городов право истребования из суда гражданских дел для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. При этом следует иметь в виду, что гражданское дело может быть истребовано лишь в том случае, когда решение по нему вступило в законную силу. Поводами для истребования и проверки дела могут быть жалобы сторон, третьих лиц, представителей общественных организаций и трудовых коллективов, сообщения в печати и в других средствах массовой информации, результаты проверки деятельности судов, а также усмотрение самого прокурора. Иначе говоря, любой сигнал о незаконности судебного решения служит поводом для производства по делу в порядке надзора.
Каждая жалоба на решение, вступившее в законную силу, подлежит тщательной проверке. При этом не может быть без внимания оставлен ни один довод, приведенный в жалобе. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение об отказе в принесении протеста или о принесении протеста.
В случае отклонения жалобы прокурор составляет заключение. В нем указывается: содержание решения Мирового судьи, суда· первой инстанции, апелляционного или кассационного определения; наиболее существенные доводы, приводимые в жалобе; ссылка на доказательства, опровергающие доводы жалобы; материальные и процессуальные основания, в силу которых решения суда признаются законными и обоснованными; решение об отказе в принесении протеста и сообщении заинтересованному лицу о принятом решении. При составлении заключения прокурор руководствуется ст. 322 ГПК. Заключение подписывается прокурором, от имени которого оно составлено, и утверждается прокурором, правомочным принести надзорный протест. После этого заключение приобретает силу процессуального документа. Оно остается в надзорном производстве, которое хранится в отделе по надзору по гражданским делам прокуратуры субъекта РФ. К заключению могут обратиться в последующем и другие прокуроры, которым предстоит проверять жалобы на решение суда. Автору жалобы прокурор сообщает о принятом решении. При этом от прокурора требуется, чтобы он подробно, с указанием мотивов, убедительно и в уважительной форме сообщил заинтересованному лицу о своем решении. При этом автору жалобы должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения. Ответ должен быть подписан прокурором субъекта РФ или заместителями этих прокуроров. Если лицо, получившее это сообщение, не согласится с принятым решением, оно обращается с жалобой к вышестоящему прокурору, приложив к жалобе ответ этого прокурора. В этом случае вышестоящая прокуратура обязана принять жалобу к своему производству, истребовать дело и проверить его. Закон о прокуратуре (ст. 10) запрещает прокурорам пересылать жалобы тем прокурорам, на решения которых приносится жалоба.
В случае необходимости прокуроры вправе приостановить исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Указание прокурора о приостановлении решения дается в письменном виде и направляется в суд, принявший решение по делу. Некоторые прокуроры ошибочно направляют указание о приостановлении решения в суд, который будет впоследствии рассматривать его надзорный протест.
При принесении надзорного протеста прокурор исходит из требований закона (ст. 330 ГПК) об основаниях к отмене в порядке надзора решений, определений и постановлений судов. Основаниями к опротестованию являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права. Существенными нарушениями процессуального закона являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; нарушение принципа независимости судей; нарушение принципа о национальном языке судопроизводства; рассмотрение дела в отсутствие лиц, которые не были своевременно извещены о месте и времени судебного заседания, и др. Нарушения норм материального права заключаются в неприменении судами закона, подлежащего применению; в применении закона, не подлежащего применению; неправильном толковании закона. Необоснованность решения означает, что фактические обстоятельства, имеющие значение по делу, не были проверены, как того требует закон - всесторонне, полно и объективно.
К надзорному протесту прокурора предъявляются те же требования, что и к кассационному. Его содержание должно быть объективным, с подробным изложением фактических обстоятельств дела; выводы должны быть мотивированными; предложения о судьбе опротестованных решений должны быть основаны на нормах материального и процессуального права. Целесообразно, чтобы в протесте содержалось изложение наиболее существенных мотивов жалобы, послуживших поводом к принесению протеста. В необходимых случаях жалоба или ее копия должны быть приложены к протесту.
Прокуроры, принесшие протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела (ст. 37 Закона о прокуратуре). Вышестоящему прокурору такое право не предоставлено. Это свидетельство повышения процессуальной самостоятельности прокуроров, принесших надзорные протесты, и в то же время повышения их ответственности за качество приносимых протестов. Об отзыве протеста суд извещает лиц, участвующих в деле. В ходе рассмотрения дела необоснованный протест не может быть отозван, он подлежит отклонению (ст. 326 ГПК).
Суд, рассматривающий дело, обязан заблаговременно известить прокурора о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 328 ГПК участие Генерального прокурора РФ в заседании Президиума Верховного Суда РФ, а прокурора субъекта РФ в заседании президиума соответствующего суда обязательно. В практике есть факты, когда в рассмотрении дела участвуют не прокуроры субъектов РФ, как того требует закон, а их заместители. Это является существенным нарушением закона. Заместитель прокурора вправе участвовать в рассмотрении дела, если он исполняет обязанности прокурора субъекта РФ. При отсутствии прокурора рассмотрение дела должно быть отложено.
Прокурор, участвующий в рассмотрении гражданского дела в надзорной инстанции, проверяет полномочия суда данного состава на рассмотрение конкретного дела. Если кто-то из судей неправомочен участвовать в рассмотрении деда, прокурор заявляет ему отвод.
Прокурор, участвуя в рассмотрении дела судом надзорной инстанции, поддерживает протест, принесенный им или вышестоящим прокурором, или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя. При даче заключения прокурор указывает мотивы, в силу которых он считает протест обоснованным или необоснованным. Суд надзорной инстанции при рассмотрении дела не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме. Это обязывает прокурора при даче заключения учитывать не только доводы, содержащиеся в протесте, но и все иные существенные нарушения норм материального и процессуального права. Если таковые будут установлены, прокурор дает заключение об отмене решения с учетом этих нарушений.
Деятельность прокурора в суде надзорной инстанции заканчивается его надзором за законностью и обоснованностью постановления или определения суда надзорной инстанции. Если оно является незаконным или необоснованным, прокурор входит с представлением к вышестоящему прокурору о его отмене или изменении.
Близко по правовой природе и процессуальному значению к надзорному производству стоит возобновление дела по вновь открывшимся обстоятельствам. По этой причине некоторые прокуроры при исправлении судебных ошибок подменяют один вид производства другим, и вместо того, чтобы обратиться в суд, вынесший решение о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, приносят по делу надзорный протест. В отличие от уголовного судопроизводства возобновляет гражданское дело по вновь открывшимся обстоятельствам не прокурор (ст. 384 УПК), а суд, вынесший решение, подлежащее пересмотру (ст. 333' ГПК).
Проверяя дело, прокурор учитывает особенности оснований к возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333 ГПК). Этими основаниями являются: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложные показания эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов или вещественных доказательств, повлекших за собою вынесение незаконного или необоснованного решения; 3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, или преступные действия судей, допущенные при рассмотрении данного дела; 4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления другого органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.
Установив новые обстоятельства, прокурор в течение трех месяцев со дня их обнаружения подает заявление в суд, вынесший решение. В заявлении прокурор указывает конкретные фактические обстоятельства, являющиеся новыми для заявителя. При этом он дает обоснование их существенного значения по делу и указывает, в силу каких причин они не были известны.
Если речь идет о лжесвидетельстве, ложности заключения эксперта или перевода, а также о злоупотреблении судей, прокурор прилагает к заявлению копию вступившего в законную силу приговора в отношении виновных лиц. В указанных случаях прокурор приводит мотивы, в силу которых нельзя признать законным и обоснованным решение по делу. Если новые обстоятельства не повлекли за собою принятия судом незаконного или необоснованного решения, он отказывает в принесении заявления и сообщает об этом заинтересованным лицам.
Заявление прокурора о возобновлении дела суд рассматривает в судебном заседании с участием прокурора. Прокурор в суде дает заключение об обоснованности заявления и о необходимости его удовлетворения. В случае отмены решения дело рассматривается судом в обычном порядке. Суд, рассмотрев заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, вправе, удовлетворив заявление, отменить решение, определение или постановление, либо отказать в удовлетворении заявления, тем самым отказывая в пересмотре дела. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре решения, определения или постановления обжалованию не подлежит.
В случае отмены решения, определения или постановления дело рассматривается в обычном порядке (ст. 337 ГПК).