Методика исследования принципов административного права
В чем причина указанных явлений и каковы возможные пути преодоления сложившейся ситуации? Думается, в основе проблемы несколько факторов. Во-первых, имеются теоретико-методологические предпосылки. Анализ исследований авторами принципов административного права приводит к мысли, что большинством ученых, занимающихся для учебных или для научных целей данным вопросом, применяются различные научные методы, в результате чего происходит смешение выводимых принципов - принципов de lege lata и принципов de lege ferenda. Иными словами, авторы наряду с принципами, выводимыми из законодательства, такими, например, как законность, постулируют и принципы так называемого идеального права, выводимые в рамках политики права из опыта зарубежных государств, исторического опыта, задач и проблем государственного управления, социологических и иных данных, объективных и субъективных представлений автора о целях и задачах административно-правового регулирования. Такое смешение приводит к неясности, путанице, ослабляет прикладное значение знаний о принципах административного права.
Представляется в связи с этим необходимым усовершенствовать методику изучения и внедрения в образовательный процесс знаний об административно-правовых принципах. При этом важно учитывать целевую аудиторию, а также разграничивать в зависимости от последней догматическое или формально-юридическое исследование принципов позитивного административно-правового законодательства от политико-правового и теоретико-правового исследований, предполагающих поиск идеальных принципов административно-правового регулирования для целей совершенствования законодательной материи. В практических целях усвоения действующего права целесообразно давать догматический анализ законодательства, выводить принципы из его позитивного содержания. Студент, иной слушатель, вооруженный знанием таких принципов, сможет более уверенно чувствовать себя в практической деятельности. Вместе с тем, изложив догматические начала административного права, исследователь вполне резонно сможет изложить и критические взгляды на сложившуюся систему действующего законодательства и предложить идеальную, более эффективную систему принципов административно-правового регулирования, извлеченную им из материалов сравнительно-правовых, историко-сравнительных, социологических и прочих исследований этого комплекса вопросов. При этом необходимо будет делать оговорку, что при политико-правовом изучении принципов дается не существующий срез принципов, выведенных из законодательства, а ориентир для политики административного права, вектор совершенствования административного законодательства, и сказать, что этот "идеальный" набор принципов, несмотря на всю свою объективную содержательность и обоснованность, будучи ориентиром для законодателя, не может пока служить тем же ориентиром и для правоприменителя1.
Во-вторых, комплекс причин связан с подходами законодателя или, вернее, с отсутствием устоявшихся и единообразных подходов законодателя к методике и практике легального закрепления правовых принципов регулирования, в частности административно-правового регулирования в тексте законов. Здесь наблюдается целый ряд отрицательных факторов. Так, лишь некоторые законы постулируют, легально закрепляют принципы в соответствующей сфере, при этом нередко указанные принципы носят межотраслевой характер, что затрудняет обращение к ним правоприменителя, когда речь идет именно о режиме административно-правового регулирования. Многие другие законы не содержат собственно принципы, сформулированные и названные как принципы.
Как показывает практика, нередко суды именуют в своих решениях принципами административного права конкретные положения - нормы законодательства. При таком подходе нивелируется грань между нормой права и правовым принципом. А между тем принципы призваны отражать общие начала соответствующей системы права, отрасли, института, способствовать единообразному применению многообразных норм права в едином смысловом векторе, заданном соответствующими принципами. В этом и проявляется императивность принципов права. В связи с этим вряд ли можно назвать удовлетворительной ситуацию, когда принципом права называется конкретная норма или группа норм. Более предпочтителен, на взгляд автора, подход, при котором в тексте законодательства закрепляются правовые принципы, отражающие замысел законодателя по смыслу, направлению правового регулирования, выражаемому в конкретных правовых нормах. При этом в случае сомнения судьи о содержании той или иной нормы он сможет обратиться к легально закрепленным принципам и принять решение, не противоречащее им, но отражающее их суть.
Такой подход помимо содействия развития эффективному и единообразному правоприменению поможет, кроме того, и выстроить цепочку - полный цикл взаимодействия науки, законодателя, правоприменителя, образования и опять науки. Научные дискуссии и исследования по вопросам принципов, целей и задач регулирования будут иметь конечной целью закрепление того или иного перечня принципов в законодательстве. Далее законодатель, опять же при содействии ученых, будет формировать комплекс норм, выстроенных из утвержденных принципов. Правоприменитель, в свою очередь, в случае сомнений будет обращаться к общим принципам, закрепленным в законе. Далее образовательные программы будут по необходимости включать изучение не абстрактных принципов, а принципов, легально закрепленных, а значит, имеющих практическое правоприменительное значение, что позволит слушателю не только получить практически полезные знания, но и вообще на основе изучения общих начал отрасли быстрее и лучше усвоить ее основное правовое содержание. Наконец, надлежащее усвоение начал правового регулирования создаст традицию преемственности знаний и предпосылки формирования качественного плацдарма для развития будущих научных исследований в целях дальнейшего совершенствования позитивного административно-правового регулирования1.
Разрешение указанных проблем видится, однако, не только в развитии самой по себе практики законодательного закрепления научно обоснованных принципов административно-правового регулирования, но также и в формате такого закрепления. По мнению автора, спорадическое закрепление принципов административного права в отдельных законах при том количестве законодательных и подзаконных актов, даже наиболее высокого иерархического уровня, вероятно, если и улучшит общую ситуацию, то вряд ли кардинальным образом и вряд ли быстро принесет искомые плоды, а чем-то, возможно, даже и запутает ситуацию. Взамен этого предлагается единожды сформулировать и закрепить основные принципы административного права в системообразующем базовом законе в области административно-правового регулирования. При этом под основными принципами в данном случае автор понимает общеправовые принципы, изложенные с той спецификой, которая свойственна административно-правовому их пониманию, а также общеотраслевые административно-правовые принципы, свойственные всему административному праву независимо от конкретной области регулирования. Отдельные же законы должны включать легальное закрепление лишь внутриотраслевых или институциональных принципов административного права, т.е. принципов тех институтов административного права, которые используются для регулирования соответствующей группы отношений наряду или в дополнение к общеправовым и общеотраслевым принципам.
В административно-правовой литературе уже неоднократно высказывались обоснованные идеи и предложения о кодификации ряда сфер административно-правового регулирования. При этом речь в основном идет о системном регулировании процедурного и процессуального административного законодательства. В частности, предлагается принятие закона об административных процедурах, законодательства об административном судопроизводстве, поскольку совершенно справедливо отмечается, что недостатки законодательного регулирования процессуальных аспектов административно-правового регулирования весьма ощутимо и непосредственно сказываются на вопросах защиты прав граждан от незаконных действий администрации. Однако, разделяя в целом позицию авторов о необходимости скорейшего принятия системообразующих административно-правовых законов в области процесса и процедур, автор склонен вместе с тем ставить вопрос еще шире. Базовый закон должен охватывать всю систему административного права, поскольку установление основ правового регулирования, единых стандартов и начал, в том числе принципов регулирования, важно не только для динамической (процессуальной, процедурной), но и статической, материальной области административного права. Думается, что административное право как ни одно другое нуждается в законодательной систематизации и наличии единого базового закона, который после Конституции РФ должен стать основным системным источником, увязывающим воедино весь массив законодательных и подзаконных актов.
Деятельность исполнительной власти является предметом постоянного нормотворчества на различных уровнях власти, и здесь отсутствие системного акта ощущается наиболее остро, чем в любой другой сфере. Автор предлагает в связи с этим тезис о необходимости разработки и принятия комплексного закона в области административно-правового регулирования, в котором, в частности, нашли бы отражение общеправовые и общеотраслевые принципы административного права, общие начала о формах и методах административной деятельности, о субъектах, источниках, целях и задачах административного права и административном нормотворчестве, основные общеотраслевые понятия административного права, возможно, и общие вопросы административной ответственности и, возможно, какие-то другие основные вопросы.
Этот закон может именоваться, например, Основами административно-правового регулирования в Российской Федерации или Законом о принципах и основах административно-правового регулирования. Так или иначе, по названию и по сути он должен отражать основные начала отрасли, обязательные в нормотворческой и правоприменительной практике по вопросам административно-правового регулирования. Основываясь на этих началах, могли бы более последовательно и системно развиваться различные направления подотраслевого и институционального административно-правового регулирования, в том числе законодательство об административных процедурах и административном судопроизводстве (процессе), которые бы, уже опираясь на исходные начала административного права и законодательства, зафиксированные в базовом законе, устанавливали далее подотраслевые и институциональные принципы, а также непосредственно более детальное регулирование соответствующих групп общественных отношений.
Заключение
В заключение курсовой работы на тему «Принципы административного права» можно сделать ряд основополагающих выводов:
Принципы административного права - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов (полномочий государственных служащих), действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий).
Принципы современного административного права закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Принципы административного права выполняют важные функции: они устанавливают основы правового статуса субъектов права, основы взаимодействия их с государством и между собой, фиксируя их основные права, обязанности, запреты, ограничения и ответственность.
Главным назначением принципов административного права является установление характера административно-правового регулирования конкретных общественных отношений, закрепление особого правового режима реализации субъективных прав, обязанностей, полномочий конкретных субъектов административного права.
Общие принципы административного права базируются на основных началах права, отражают его сущностные элементы, закономерности создания и развития механизма правового регулирования.
Принципы отдельных административно-правовых институтов как особых нормативных систем, характеризующихся однородностью регулируемых отношений и специфическими особенностями проявления административно-правового метода регулирования, содержат в себе основные положения общих принципов административного права как правовой отрасли.
В административно-правовой литературе уже неоднократно высказывались обоснованные идеи и предложения о кодификации ряда сфер административно-правового регулирования. При этом речь в основном идет о системном регулировании процедурного и процессуального административного законодательства.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всеобщим голосованием 12.12.1993 г. // «Российская газета». – 25.12.1993. – № 237.
2. Автономов А. С, Бачило И.Л., Российский Б.В. и др. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. - М.: Новая правовая культура, 2005
3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России / Под ред. А.П. Алехина. — М.: Зерцало, 2005. - 789с.
4. Баранчиков В.А., Никитин A.M., Российский Б.В. и др. Муниципальное право / Под ред. A.M. Никитина. — М.: Закон и право, 2007
5. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд. - М.: Норма, 2005. - 896с.
6. Бахрах Д.Н. и др. Практикум по административному праву: Учебное пособие / Под ред. Д.Н. Бахраха. - М.: Проспект, 2005
7. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Изд. 2-е. - М.: Логос, 2006
8. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право. История развития и основные современные концепции. - М.: Юристь, 2006
9. Занина Т.М., Головко В.В. и др. Административное право: Часть первая. Учебник. - М: ЦОКР МВД России, 2005
10. Зуева Л.Ю. Виды сроков в административном праве // Административное право и процесс. – 2011. - № 5.
11. Зуева Л.Ю. Классификация процессуальных сроков в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. – 2011. - № 6.
12. Калинина Л.А. Функции исполнительной власти: проблемы теории и практики /В кн.: Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы / Под ред. Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной. - М.: Юристь, 2004
13. Канунникова Н. Г. О понятии принципов государственного управления // Административное право и процесс, 2012. - № 2. – с.31-36.
14. Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристь, 2006. - 685с.
15. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс / Под ред. Н.М. Конина. - М.: Норма, 2005
16. Купреев С.С. К дискуссии о новой системе административного права // Административное право и процесс, 2013. - № 8. – с.15-21.
17. Общее административное право: учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2007. - 936с.
18. Писенко К.А. Методологические проблемы исследования принципов административного права // Административное право и процесс. – 2011. - № 3.
19. Рихтер И., Шупперт Г.Ф. Судебная практика по административному праву. - М.: Юристь, 2006
20. Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: ВГУ, 2009.
1 Писенко К.А. Методологические проблемы исследования принципов административного права // Административное право и процесс. – 2011. - № 3.
1 Писенко К.А. Методологические проблемы исследования принципов административного права // Административное право и процесс. – 2011. - № 3.
1 Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части: Курс лекций. - М.: Юристь, 2004
1 Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части: Курс лекций. - М.: Юристь, 2004
1 Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд. - М.: Норма, 2005. - 896с.
1 Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд. - М.: Норма, 2005. - 896с.
1 Общее административное право: учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2007. - 936с.
1 Общее административное право: учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2007. - 936с.
1 Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс / Под ред. Н.М. Конина. - М.: Норма, 2005
1 Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс / Под ред. Н.М. Конина. - М.: Норма, 2005