II. Гражданское общество и правовое государство

Еще древние мыслители считали, что разумной и справедливой может быть только та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Обеспечение политической свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Идея правового государства, зародившаяся в античности и получившая развитие в последующие века, вплоть до XX, основана, во-первых, на признании незыблемости прав и свобод человека, во-вторых, на концепции разделения властей. В основе данной концепции лежит идея разделения властных полномочий между различными ветвями власти, в результате чего власть не будет сосредоточена в руках одного лица, либо органа. Сосредоточение власти в лице одного человека, или органа, как правило, чревато произволом и уничтожением гражданских свобод. В результате разделения выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти, каждая из которых должна быть самостоятельной. С другой стороны, вырабатываются такие условия, при которых каждая из видов власти воздействует на другую через систему «сдержек и противовесов». Так, например, законодательная власть контролирует исполнительную власть (а иногда и судебную) путем издания законов. С другой стороны, исполнительная власть имеет право законодательной инициативы. Судебная власть осуществляет контроль и за исполнительной властью, и за законодательной на предмет законности принимаемых ими актов и осуществления деятельности.

Правом должны быть определены границы поведения людей таким образом, чтобы свободное волеизъявление одного человека не противоречило бы свободе другого.

Концепция правового государства включает:

- установление реальных гарантий прав и свобод личности;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства;

- осуществление высшего конституционного контроля.

Таким образом, в отличие от абсолютистского государства, в правовом государстве государственная власть ограничивается правом и законом.

Для становления и развития правового государства необходимы определенный уровень материальной обеспеченности людей, развития экономики и культуры, а также демократии. Доказано, что отсталые, в экономическом и культурном смысле, страны не в состоянии создать правовое государство. Принципиальным моментом является и свобода экономической деятельности, основанная на верховенстве правовых законов.

Таким образом, правовое государство сформировалось в завершенном виде к середине XX века в развитых индустриальных странах.

Основой правового государства является развитое гражданское общество – свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам и органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, служащих барьером для монополизации государственной власти.

Это общество свободных индивидов, обладающих средствами, необходимыми для нормального существования. Каждый член такого общества свободен в выборе форм собственности, профессии, труда, распоряжении его результатами, имеет право на автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Член гражданского общества обладает политической свободой: имеет право участвовать, либо не участвовать в выборах, выступать с критикой государственной власти, быть членом политических партий и т.д.

Правовое государство – государство, обслуживающее потребности гражданского общества, в целях обеспечения свободы и благосостояния граждан.

В правовом государстве власть ограничивается правом, признается приоритет права над государством. При этом право не отождествляется с законом, поскольку последний может и не соответствовать принципам правового государства и гражданского общества. Государство должно действовать как политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и сама действующая в границах права, но не в коем случае не рассматривать право как средство управления.

Фундаментальное положение правового государства: каждый человек рождается свободным и равным другому человеку, каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство – политическую силу для охраны и защиты естественных и неотчуждаемых прав человека. Следовательно, государство – правовой союз граждан, должно служить обществу и безопасности человека. Свобода достигается при условии ограничении власти правом.

Правовоегосударство – демократическое государство, в котором обеспечиваются господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Принципыправовогогосударства.

Правовое государство – форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права в целях обеспечения прав и свобод личности.

Правовое государство проявляется в различных политико-правовых режимах функционирования государственной власти.

Принципы правового государства:

- приоритет права во всех сферах общественной жизни;

- гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованного общества, качества деятельности государственных органов;

- взаимная ответственность государства и личности;

- осуществление государственной власти по принципу разделения властей;

- осуществление конституционного надзора только судом.

Между правом и государством существует функциональная связь, означающая, что государство не может нормально функционировать без права, а право – без государства. Становление правовой государственности предполагает господство права в общественных отношениях, примата права в государственной политике, ограничение власти правом.

Примат права над государством означает, что только народ имеет право определять форму и содержание деятельности государства. В общественной жизни же всегда исходят из верховенства правового закона.

Не следует отождествлять право и закон. Закон есть волевой акт государства, право же не порождается властью.

В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. То есть не закон рождает право, а право требует законодательного признания.

Право и правопорядок существуют и развиваются только при демократическом политическом режиме.

Правовым законом является закон, отвечающий определенным правовым принципам и не противоречащий естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека.

Основной закон государства – Конституция – имеет высшую юридическую силу и устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти. Она также имеет значение непосредственного действующего права. В связи с этим в Конституции необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенства права и механизмы его осуществления.

Верховенство правового закона предполагает его всеобщность – его предписания распространяются на все субъекты правоотношений в равной степени.

Взаимная ответственность государства и личности предполагает, что отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона. Гражданин несет ответственность перед государством только в случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах. С другой стороны, в случае, если действиями или бездействием органов государственной власти или ее должностных лиц был причинен вред гражданину, государство обязано возместить ущерб в полном объеме, независимо от вины конкретного причинителя вреда. Правовые споры между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Государство на конституционном уровне и ниже устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.

Наши рекомендации