Гарантии законности: объективные условия, субъективные факторы и специальные средства
Гарантии законности - это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности
Общие условия суть объективные (экономические, политические, идеологические, социальные, правовые) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.
1. Экономические условия - это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования. Они прямо и опосредованно оказывают влияние на состояние законности. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. И напротив, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции, роста цен возрастает напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту правонарушений, т.е. к снижению законности.
2. Основное политические условие стабильной законности - сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии или силовых структур, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть - это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, которая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию своих велений, расцвета бюрократизма, коррупции, законность не только не укрепляется, но, напротив, снижается, причем до опасного предела. Важным условием укрепления государства (а значит, и укрепления законности) является демократия. Демократическое государство - не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования. Именно в условиях демократического (а не тоталитарного или авторитарного) режима возможны наличие демократического, гуманного законодательства и его эффективная реализация.
3. Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. В частности, законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, правоприменителя, законодателя. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, культ силы в межличностных отношениях, вседозволенность на пути к обогащению и др.).
4. Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Развитая система социальных услуг, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы, государственная защита нуждающихся - необходимые условия укрепления законности. И напротив, падение жизненного уровня, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируют граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты.
5. Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Именно законодательство является основой, нормативной базой законности, определяет ее характер. В частности, детально разработанная система римского права, его кодификация предопределили и высокий уровень законности в сфере имущественных отношений в Древнем Риме.
Для обеспечения необходимого уровня законности законодательство должно отвечать объективным потребностям и быть технически совершенным. При его формировании нужно использовать современный юридический инструментарий, оно должно иметь четкую структурную организацию, основываться на современных прогрессивных принципах. Расплывчатые формулировки, пробелы, противоречия в законодательстве неизбежно влекут за собой нарушение правовых предписаний, ущемление законности. Однако для обеспечения режима законности большое значение имеет не только формально-юридическая, техническая, но и содержательная сторона права, действующего законодательства.
Прежде всего законодательство только тогда может быть базой законности, когда оно является подлинно "правовым", когда в нем находят отражение идеи гуманизма, справедливости, закреплены естественные права человека, когда оно соответствуем основным принципам международного права.
Помимо объективных условий на состояние законности оказывают влияние и соответствующие субъективные факторы (гарантии законности). Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.
Так, функционирование советского государства до 1960-х гг. базировалось на марксистской концепции, согласно которой социалистическое государство по своей сущности - государство диктатуры пролетариата. Диктатура же - власть, не связанная никакими законами. В этих условиях вполне объяснимо и даже неизбежно было нарушение законности, ущемления прав и свобод, отступление от требований закона по причине "революционной целесообразности", необходимости подавления сопротивления свергнутых классов и т.д. Проявлениям беззакония и произвола в деятельности государственных органов способствовали теоретические положения об усилении классовой борьбы с построением социализма, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования. Напротив, осуществляемая в последние годы научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение се положений в законодательную и правоприменительную практику позволяет укрепить законность.
Уровень законности определяется и эффективностью деятельности политического руководства, правильным избранием государственными лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов и должностных лиц вести борьбу за укрепление законности. Например, согласно ст. 80Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Естественно, что от характера и направлений его деятельности в деле укрепления законности во многом зависит ее состояние.
Специальные средства обеспечения законности- юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.
Юридические средства (гарантии) - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод. Это прежде всего юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и органов правосудия. Среди юридических гарантий различают следующие.
Средства выявления (обнаружения) правонарушений.К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда РФ и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных органов, направленных на обнаружение правонарушений в целях их пресечения и устранения последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий органов и должностных лиц в суд.
Средства предупреждения правонарушений - закрепленные законодательством средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например, ст. 373 ТК РФ предусматривает, что расторжение по инициативе администрации трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в указанных в законе случаях возможно только с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа. Подобное законодательное решение имеет целью предупредить возможное нарушение работодателем трудовых прав работника, не допустить незаконного увольнения. Предупредительную роль играют и такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.
Меры пресечения правонарушений используются в тех случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить противоправные действия. Это задержание, обыск, приостановка работы предприятия в связи с грубым нарушением противопожарных требований и т.д.
К мерам защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений относятся принудительное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановление на работе незаконно уволенного, изъятие имущества из чужого незаконного владения и др.
Юридическая ответственность - важнейшее и необходимое средство обеспечения законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью наказания.
Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям. Процесс есть форма жизни закона, поэтому реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение, четкий порядок реализации. Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ. Однако это не дает оснований закрывать глаза па недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты.
Наконец, важная гарантия законности - правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения гражданских и уголовных дел в целях всемерного укрепления законности.
Помимо юридических средств специальные гарантии включают и организационные средства. К ним относятся различные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению законности. Это, например, кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образование в их структуре специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков и др.).
Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности, нельзя преувеличивать их значение, ибо эффективность их работы во многом определяется объективными условиями. Только целенаправленная работа общества и государства по совершенствованию объективных условий, эффективное применение специальных средств, постоянное совершенствование законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок - основу нормальной жизни общества.