Правове регулирование прокурорского надзора
1.Конституционные основы деятельности прокуратуры. Конституция определяет прокуратуры как единую и централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор. Установлен порядок назначения Генерального прокурора и нижестоящих прокуроров. Генеральный прокурор назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики, а нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Конституция закрепила принцип независимости прокуроров в осуществлении своих полномочий.
2.Регламентация деятельности прокуратуры законами Республики Беларусь. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определены Законом от 29 января 1993 года “О прокуратуре Республики Беларусь”.
3.Постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Они содержат нормы, прямо устанавливающие, определяющие различные аспекты организации и деятельности прокуратуры, входят в состав правовых актов организации и деятельности прокуратуры в качестве их обязательного элемента.
4.Постановления Верховного Совета Республики Беларуси, Указы Президента Республики Беларусь, постановления Национального собрания Республики Беларусь.
5.Акты Конституционного Суда Республики Беларусь.
6.Международно-правовые основы деятельности прокуратуры.
7.Нормативные правовые акты Генерального прокурора Республики Беларусь:
- приказ Генерального прокурора Республики Беларусь руководящего характера;
- указание;
- распоряжение; инструкция.
3.Предмет и система курса «Прокурорский надзор». Место курса «Прокурорский надзор» в системе юридических дисциплин.
Предметпрокурорского надзора составляют общественные отношения, возникшие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, с одной стороны, и другими субъектами общественных отношений вовлеченными в эту деятельность, - министерствами, государственными комитетами, органами исполнительной власти, представительными (распорядительными) органами, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; физическими лицами.
Система курса “Прокурорский надзор в Республике Беларусь” представляет собой классификацию учебного материала на две основные части – общую и особенную.
В общей части раскрываются задачи, связанные с укреплением законности и правопорядка, даются понятия законности как социального явления, ее содержания, ее влияния на совершенствование различных сторон деятельности нашего государства, раскрываются задачи прокуроров, их полномочия в различных отраслях надзора прокурорской системы. Один из разделов прокурорского надзора посвящен истории учреждения и совершенствования деятельности органов прокуратуры. В разделе курса показаны, структура органов прокуратуры в различных ее звеньях, порядок формирования органов прокуратуры, требования, предъявляемые к следователям и прокурорам.
В особенной части курса раскрыты сущность, задачи и полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законов в различных отраслях и основных направлениях деятельности прокуратуры. Значительное место в особенной части отводится значению прокурорского надзора в области хозяйственной деятельности, так как в существующих рыночных отношениях важное значение приобретают проблемы сочетания законности с хозяйственной инициативой хозяйствующих субъектов.
При определении места прокурорского надзора как самостоятельной учебной дисциплины необходимо исходить из задач, которые стоят перед прокурором и следователями прокуратуры на современном этапе. Они обусловлены не только ростом преступности, но и сложностями в связи с образованием многоукладной экономики, изменением социальной обстановки, внедрением иностранного капитала в экономику, а также изменившейся правовой базой, не всегда успевающей за социально-экономическими изменениями в стране.
Курс “Прокурорский надзор” взаимосвязан с другими отраслями права и учебными дисциплинами.
В общей теории государства и права прокурорский надзор исследуется в качестве самостоятельного вида государственной деятельности. В теории современного государства и права прокуратура на основе структурно-функционального анализа рассматривается и исследуется в механизме государства как важнейший независимый орган правоохраны.
Криминология и прокурорский надзор: на базе положений криминологии, изучающей закономерности преступности и преступного поведения как социального явления, в прокурорском надзоре, исследующем закономерности организации и деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов в процессе оперативно-розыскной деятельности, расследования преступлений, за законностью и обоснованностью выносимых судами приговоров и иных решений по уголовным делам, разрабатываются необходимые теоретические положения и практические рекомендации. эти данные необходимы при проведении прокурорами проверок, подготовке и внесении актов прокурорского реагирования на нарушения законов.
Курсы “Судоустройство”, “Конституционное право” изучают место прокуратуры в системе правоохранительных органов, взаимодействие прокуратуры с ними.
Наиболее тесно с курсом “Прокурорский надзор” связаны дисциплины уголовного и гражданского процесса, трудовое, административное, предпринимательское, жилищное, земельное право, в сфере деятельности которых прокурорский надзор занимает весьма заметное место.