Надзор за соблюдением законодательства по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних
Закон от 31 мая 2003 г. устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 Закона органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел.
Статьей 5 Закона от 31 мая 2003 г. определены категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Это:
- безнадзорные;
- беспризорные;
- занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
- уклоняющиеся от получения общего базового образования;
- содержащиеся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях или других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;
- употребляющие спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача или иные одурманивающие вещества;
- совершившие правонарушения, повлекшие применение мер административного взыскания;
- совершившие правонарушения, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным кодексом Республики Беларусь, но не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний;
- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
- освобожденные от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим на основании акта амнистии;
- освобожденные от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов или попечителей);
- осужденные с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;
- осужденные с применением принудительных мер воспитательного характера;
- осужденные с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ;
- освобожденные из воспитательных колоний, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима или совершали противоправные деяния, либо после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении, либо нуждаются в социальной помощи и реабилитации.
Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют, в частности, право:
- на гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;
- поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;
- получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;
- обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости по нормам, утвержденным Правительством Республики Беларусь.
Государственные органы и иные организации, а также граждане обязаны незамедлительно информировать:
- органы прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
- комиссии по делам несовершеннолетних – о выявлении случаев на рушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилищных и других прав, о недостатках в деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- органы государственного управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских интернатных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в учреждениях образования, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в оказании им помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
- органы по труду и социальной защите – о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- органы опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- органы государственного управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или иных одурманивающих веществ;
- органы внутренних дел – о выявлении родителей, усыновителей, опекунов или попечителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними, либо вовлекающих их в совершение преступлений или иных антиобщественных действий, либо совершающих по отношению к несовершеннолетним другие противоправные деяния, а также несовершеннолетних, совершивших право нарушения или иные антиобщественные действия.
Представляемая информация подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
Статьей 10 рассматриваемого Закона предусмотрены полномочия работников органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Работники органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции:
- посещают несовершеннолетних, проводят беседы с ними, их родителями, усыновителями, опекунами или попечителями;
- запрашивают информацию у государственных органов и иных организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- приглашают несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей по вопросам профилактики безнадзорности и право нарушений несовершеннолетних;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни должностными лицами и гражданами осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах и компетенции.
Важная роль в предупреждении нарушений закона и в борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних.
Прокурор проверяет законность наложения штрафов на родителей подростков, совершивших право нарушения. На незаконное и необоснованное решения комиссии прокурор приносит протест на предмет их отмены или изменения. Протест приносится или в комиссию по делам несовершеннолетних, или в органы местного самоуправления. В случае отклонения протеста прокурор переносит решение этого вопроса вышестоящему прокурору.
Прокуроры должны иметь в виду, что их задачей является не столько опротестование незаконных решений комиссии, сколько предупреждение принятия незаконных и необоснованных решений. Поэтому прокурор должен активно участвовать в работе комиссии и способствовать принятию законных и обоснованных решений.
Сущность и значение работы органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан и юридических лиц. Порядок и сроки рассмотрения прокурором заявлений, жалоб и иных обращений.
В целях обеспечения четкой организации работы по исполнению законодательства об обращениях граждан в республиканской прокуратуре Генеральный прокурор 5 ноября 2001 г. издал указание за №33-у «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в республиканской прокуратуре», которым установлен порядок рассмотрения заявлений, жалоб, иных обращений и приема граждан. Предметом прокурорского надзора при рассмотрении и разрешении обращений, заявлений и жалоб с учетом требований Закона о прокуратуре является:- надзор за соблюдением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь в рассматриваемом направлении;- обеспечение надлежащего, в соответствии с законом, справедливого, обоснованного разрешения заявлений и жалоб во всех государственных, местных органах власти и управления, общественных организациях, в коммерческих учреждениях, на предприятиях независимо от форм собственности;- обеспечение неукоснительного соблюдения порядка и сроков рассмотрения жалоб, заявлений и обращений;
- организация надлежащего рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений граждан, поступивших в органы прокуратуры. Без этого невозможно обеспечить соответствующего надзора, поскольку именно в органы прокуратуры, как правило, обращаются граждане в связи с нарушением их конституционных прав.
Порядок рассмотрения заявлений и жалоб в органах прокуратуры установлен вышеназванным приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 1 июня 2001 г. №23 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры Республики Беларусь».
Согласно п. 9.5 данного приказа обращения граждан и должностных лиц в органах прокуратуры должны разрешаться в срок не позднее одного месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен законодательством Республики Беларусь.
Поступившие сообщения служат поводом для проведения проверок. Кроме поводов, должны быть основания для проведения проверок. Прокурорская проверка может проводиться лишь при наличии в поступившей в прокуратуру информации данных, указывающих на нарушение прав и свобод человека и гражданина.
В ходе проверки необходимо выяснить следующие обстоятельства:
- имело ли место нарушение прав и свобод человека, гражданина;
- в чем выразилось конкретное нарушение прав и свобод;
- какие правовые нормы при этом были нарушены;
- каким органом, организацией и конкретно кем из их руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека;
- какие обстоятельства способствовали нарушению.
Если заявление, жалоба или иное сообщение свидетельствует о многочисленных нарушениях законов, систематическом ущемлении прав граждан, не получивших принципиальной оценки со стороны местных правоохранительных органов, то их проверять следует с выездом на места.
Результаты проверок и принятие мер, представляющих общественный интерес, прокуроры делают достоянием гласности, активно используя возможности средств массовой информации.
Прокурорские меры реагирования, в том числе и такие, как принесение протеста и внесение представления, достаточно эффективно способствуют охране прав и свобод человека и гражданина, восстановлению нарушенных прав.