Надзор за соблюдением законодательства по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних

Закон от 31 мая 2003 г. устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 Закона органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел.

Статьей 5 Закона от 31 мая 2003 г. определены категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилакти­ческая работа. Это:

- безнадзорные;

- беспризорные;

- занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

- уклоняющиеся от получения общего базового образования;

- содержащиеся в приемниках-распределителях для несовершеннолет­них, специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитатель­ных учреждениях или других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;

- употребляющие спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача или иные одурманивающие вещества;

- совершившие правонарушения, повлекшие применение мер административного взыскания;

- совершившие правонарушения, предусмотренные Кодексом Респуб­лики Беларусь об административных правонарушениях, до достиже­ния возраста, с которого наступает административная ответственность;

- совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным кодексом Республики Беларусь, но не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вслед­ствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезнен­ным психическим расстройством, были не способны сознавать фак­тический характер или общественную опасность своих деяний;

- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в отно­шении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключе­нием под стражу;

- освобожденные от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, прими­рением с потерпевшим на основании акта амнистии;

- освобожденные от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опеку­нов или попечителей);

- осужденные с отсрочкой исполнения наказания, с условным непри­менением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или по­милования;

- осужденные с применением принудительных мер воспитательного характера;

- осужденные с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, ис­правительных работ;

- освобожденные из воспитательных колоний, вернувшихся из специ­альных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреж­дений, если они в период пребывания в указанных учреждениях до­пускали нарушения режима или совершали противоправные деяния, либо после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении, либо нуждаются в социальной помощи и реабилитации.

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют, в частности, право:

- на гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

- поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

- получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

- обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости по нормам, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Государственные органы и иные организации, а также граждане обязаны незамедлительно информировать:

- органы прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

- комиссии по делам несовершеннолетних – о выявлении случаев на рушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилищных и других прав, о недостатках в деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также о выявле­нии несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

- органы государственного управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских интернатных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в уч­реждениях образования, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в оказании им помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

- органы по труду и социальной защите – о выявлении несовершенно­летних и семей, находящихся в социально опасном положении;

- органы опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

- органы государственного управления здравоохранением – о выявле­нии несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюде­нии или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, нарко­тических средств, психотропных или иных одурманивающих веществ;

- органы внутренних дел – о выявлении родителей, усыновителей, опе­кунов или попечителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними, либо вовлекающих их в совершение преступлений или иных антиобщественных действий, либо совершающих по отно­шению к несовершеннолетним другие противоправные деяния, а так­же несовершеннолетних, совершивших право нарушения или иные антиобщественные действия.

Представляемая информация подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

Статьей 10 рассматриваемого Закона предусмотрены полномочия работников органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Работники органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции:

- посещают несовершеннолетних, проводят беседы с ними, их родите­лями, усыновителями, опекунами или попечителями;

- запрашивают информацию у государственных органов и иных орга­низаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних;

- приглашают несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей по вопросам профилактики безнадзорности и право нарушений несовершеннолетних;

- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни должностными лицами и гражданами осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах и компетенции.

Важная роль в предупреждении нарушений закона и в борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних.

Прокурор проверяет законность наложения штрафов на родителей подростков, совершивших право нарушения. На незаконное и необоснованное решения комиссии прокурор приносит протест на предмет их от­мены или изменения. Протест приносится или в комиссию по делам несо­вершеннолетних, или в органы местного самоуправления. В случае откло­нения протеста прокурор переносит решение этого вопроса вышестояще­му прокурору.

Прокуроры должны иметь в виду, что их задачей является не столько опротестование незаконных решений комиссии, сколько предупрежде­ние принятия незаконных и необоснованных решений. Поэтому прокурор должен активно участвовать в работе комиссии и способствовать приня­тию законных и обоснованных решений.

Сущность и значение работы органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан и юридических лиц. Порядок и сроки рассмотрения прокурором заявлений, жалоб и иных обращений.

В целях обеспечения четкой организации работы по исполнению законодательства об обращениях граждан в республиканской прокуратуре Генеральный прокурор 5 ноября 2001 г. издал указание за №33-у «О поряд­ке рассмотрения обращений и приема граждан в республиканской проку­ратуре», которым установлен порядок рассмотрения заявлений, жалоб, иных обращений и приема граждан. Предметом прокурорского надзора при рассмотрении и разрешении обращений, заявлений и жалоб с учетом требований Закона о прокуратуре является:- надзор за соблюдением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь в рассматриваемом направлении;- обеспечение надлежащего, в соответствии с законом, справедливого, обоснованного разрешения заявлений и жалоб во всех государствен­ных, местных органах власти и управления, общественных организа­циях, в коммерческих учреждениях, на предприятиях независимо от форм собственности;- обеспечение неукоснительного соблюдения порядка и сроков рас­смотрения жалоб, заявлений и обращений;

- организация надлежащего рассмотрения и разрешения жалоб и заяв­лений граждан, поступивших в органы прокуратуры. Без этого невоз­можно обеспечить соответствующего надзора, поскольку именно в органы прокуратуры, как правило, обращаются граждане в связи с нарушением их конституционных прав.

Порядок рассмотрения заявлений и жалоб в органах прокуратуры установлен вышеназванным приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 1 июня 2001 г. №23 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры Республики Беларусь».

Согласно п. 9.5 данного приказа обращения граждан и должностных лиц в органах прокуратуры должны разрешаться в срок не позднее одного месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительно­го изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установ­лен законодательством Республики Беларусь.

Поступившие сообщения служат поводом для проведения проверок. Кроме поводов, должны быть основания для проведения проверок. Прокурорская проверка может проводиться лишь при наличии в поступившей в прокуратуру информации данных, указывающих на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

В ходе проверки необходимо выяснить следующие обстоятельства:

- имело ли место нарушение прав и свобод человека, гражданина;

- в чем выразилось конкретное нарушение прав и свобод;

- какие правовые нормы при этом были нарушены;

- каким органом, организацией и конкретно кем из их руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека;

- какие обстоятельства способствовали нарушению.

Если заявление, жалоба или иное сообщение свидетельствует о многочисленных нарушениях законов, систематическом ущемлении прав граж­дан, не получивших принципиальной оценки со стороны местных правоохранительных органов, то их проверять следует с выездом на места.

Результаты проверок и принятие мер, представляющих общественный интерес, прокуроры делают достоянием гласности, активно исполь­зуя возможности средств массовой информации.

Прокурорские меры реагирования, в том числе и такие, как принесе­ние протеста и внесение представления, достаточно эффективно способ­ствуют охране прав и свобод человека и гражданина, восстановлению на­рушенных прав.

Наши рекомендации