Меры по предотвращению коррупционных рисков
В целях противодействия коррупции в АО «АШАН гипер», необходимо применить ряд мер. Во-первых, необходимо создать структурное подразделение, которое будет обеспечивать не только экономическою безопасность, но и принимать меры по противодействию коррупции.
Данное подразделение можно назвать Департамент оптимизации рисков. В задачи департамента будут входить:
- Оптимизация рисков;
- Осуществление экономической безопасности Компании;
- Пресечение и противодействие коррупции;
- Защита объектов и работников во время исполнения ими своих обязанностей;
- Проведение служебных проверок по фактам злоупотреблений и противоправных действий.
Во-вторых, данное подразделение совместно с руководителями и инвесторами должно разработать антикоррупционную политику, которая будет обязательной к исполнению всеми сотрудниками организации. Целью данной политики является:
Обеспечить:
· Недопущение, предотвращение и пресечение фактов коррупции в Компании, выявление и привлечение к ответственности причастных лиц в рамках действующего законодательства.
· Минимизацию риска совершения противоправных действий, как сотрудниками, так и деловыми партнерами Компании.
· Последовательность работы в Компании с рисками, связанными со взяточничеством, коррупцией и внутренними нарушениями.
Элементы антикоррупционной политики представлены на рис. 2.
Рис. 2 Элементы антикоррупционной политики
· Антикоррупционная политика регламентирует все направления деятельности в компании, включая закупочную. Таким образом, она будет устанавливать:
1. Взаимодействие с деловыми партнерами
v Все работники Компании в рамках своей деятельности обязуются устанавливать и поддерживать взаимоотношения только с надежными и честными деловыми партнерами.
v В Компании проводится комплексная проверка деловых партнеров, которая не распространяется на монополистов и государственные органы. Выбор деловых партнеров осуществляется исключительно на основании принципов Политики выбора контрагента и Политики выбора поставщика.
v Работникам Компании не допускается предоставлять деловым партнерам информацию, которая относится к следующим типам: коммерческая тайна, конфиденциальная информация и информация для служебного пользования, за исключением случаев «допустимого разглашения» по смыслу Положения о коммерческой тайне ОМ-ПЛЖ-0104-01/0-15.
2. Ограничения при выборе и взаимодействии с деловыми партнерами
В компании запрещены любые проявления коррупции при планировании и ведении коммерческой деятельности со всеми без исключения деловыми партнерами в части:
• Предоставления любого вида преференций деловому партнеру за вознаграждение;
• Принятия или требования вознаграждения от делового партнера для себя, своего родственника или любого другого работника компании, за исключением случаев, предусмотренных п. 6.3 настоящего документа.
3. Конфликт интересов
· При планировании или заключении договоров с деловыми партнерами любой работник Компании не должен быть вовлечен в ситуацию конфликта интересов, напрямую влияющую на качество выполнения им своих должностных обязанностей.
· Работники принимают решения исключительно в интересах Компании. Ситуацией наличия конфликта интересов является ситуация, при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью работника в получении прибыли и интересами его работодателя, включая, но не ограничиваясь:
• Участие работника Компании в качестве учредителя, руководителя или работника предполагаемого или действующего делового партнера, или наличия с таким партнером гражданско-правового договора.
• Участие родственников в качестве учредителей, руководителей или работников, принимающих решения в отношениях с Компанией, у предполагаемого или действующего делового партнера Компании;
• Злоупотребление и использование в личных интересах ресурсов, интеллектуальной собственности, оборудования и преимуществ Компании, в том числе при выполнении дополнительной работы с частичной занятостью не в качестве работника Компании.
· При объективном наличии конфликта интересов необходимо поставить в известность Директора своей функции и Директора по безопасности и управлению рисками.
· При наличии сомнений относительно наличия в действиях работника Конфликта интересов, он вправе запросить разъяснения у Директора своей функции, сотрудника юридического департамента и сотрудника департамента по оптимизации рисков.
4. Подарки и знаки внимания
· Работники и деловые партнеры компании могут обмениваться подарками только в случае, если они:
• Приурочены к празднику или какому-то событию;
• Не превышают по стоимости суммы в три тысячи рублей;
• Не являются деньгами в любом их виде (наличные или их бумажные и электронные эквиваленты);
· Работникам не допускается принимать различные знаки внимания в виде услуг, скидок, приглашения в ресторан, в поездки и т.д. от деловых партнеров.
· Исключением являются получение образцов продукции сотрудниками Компании для проведения профессиональной экспертизы. Образцы продукции не могут быть использованы работниками в личных целях.
· Работникам допускается принимать приглашения на конференции, семинары и мероприятия, выставки, конференции, организуемые деловыми партнерами. При наличии у работника сомнений относительно того, не создаст ли принятие такого приглашения впечатления, что оно влияет на принятие независимых решений, работнику необходимо обратиться к Директору по безопасности и управлению рисками и получить одобрение на посещение такого мероприятия.
5. Наличие соглашения о противодействии коррупции
С каждым деловым партнером должно быть подписано соглашение о противодействии коррупции, содержащее следующие пункты:
• Требование не предлагать, не давать и не брать взятки и иные денежные и неденежные вознаграждения;
• Сообщать обо всех известных фактах коррупции и конфликта интересов;
• К деловым партнерам, уличенным в нарушении данной Политики, будут применяться санкции в виде досрочного прекращения деловых отношений.
Соглашение о противодействии коррупции может не подписываться с партнером, являющимся монополистом или государственной организацией.
Также необходимо разработать определенную процедуру по выбору контрагентов, в которой в том числе будут определены принципы проведения выбора поставщика (рис.3).
Рис. 3 Процедура проверки поставщика\контрагента в АО «Ашан Гипер»
При проведении выбора поставщика Компания руководствуется следующими принципами:
· Эффективность: Достижение оптимального конечного результата по совокупности факторов с максимальной экономической выгодой для Компании.
· Конкурентность: Конкурентная основа при выборе Поставщиков, сравнение предложений потенциальных Поставщиков по заранее утверждённым критериям: сочетание проведения автоматического отбора и детального персонального анализа.
· Равноправие: Методы, критерии и порядок выбора Поставщика определяются заранее и для всех участников они одинаковы.
· Добровольность: Поставщик добровольно предоставляет Компании достоверную информацию о КП
· ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АвтоматиЗИРОВАННЫЙ отбор: Система производит автоматический анализ КП и подсчет баллов. КП может набрать от 0 до 21 автоматических баллов. В зависимости от количества набранных баллов КП в соответствии с внутренними Регламентами Компании автоматически присваивается статус «Рекомендованное», «К проверке конкурентного преимущества», «Не рекомендованное».
· Персональный анализ
Компания принимает решение о начале сотрудничества на основе конкурентного выбора с учетом всех нижеперечисленных сведений о Поставщике, его товарах и логистике.
Также для предупреждения действий коррупционной направленности необходимо включить в договор поставки приложение «Противодействие коррупции», которое будет подтверждать, что работники контрагента обязуются:
• не осуществлять действий, квалифицируемых законодательством, как дача / получение взятки, коммерческий подкуп, а также действий, нарушающих требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
• не предлагать и не выплачивать каких-либо денежных средств в любом их виде или ценностей, а также не оказывать любого вида услуг, прямо или косвенно, сотрудникам АО «Ашан Гипер» для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели.