Правовой статус отделов и управлений исполнительных комитетов, их виды
В областных и Минском городском исполнительных комитетах преобладают главные управления, управления и комитеты. Так, в местной администрации района г. Минска нредусмотренно 5 управлений и 12 отделов, а в районном исполнительном комитете — 3 управления и 14 отделов.
Наиболее разветвленной является система отделов и управлений облисполкомов и Минского горисполкома. В Минском горисполкоме предусмотрено создание: 7 комитетов:
1) экономики;
2) по труду, занятости и социальной защите;
3) архитектуры и градостроительства;
4) строительства и инвестиций;
5) по здравоохранению;
6) по образованию;
7) Фонда государственного имущества.
12 главных управлений:
1) финансового;
2) торговли и услуг;
3) жилищной политики;
4) культуры;
5) городского хозяйства;
6) энергетики;
7) физической культуры, спорта и туризма;
8) идеологической работы;
9) организационно-кадровой работы;
10) внутренних дел;
11) юстиции;
12) управление делами;
3 отделов:
1) по делам молодежи;
2) по делам религий и национальностей;
3) бухгалтерского учета и отчетности.
В исполкомах городов областного подчинения: управления — экономики; по труду, занятости и социальной защите; архитектуры и градостроительства; управление делами; торговли и услуг; отделы — по делам молодежи; идеологической работы; жилищно-коммунального хозяйства; строительства; культуры; образования; по физической культуре, спорту и туризму; финансовый; внутренних дел; организационно-кадровой работы, записи актов гражданского состояния.
Перечень отделов и управлений свидетельствует о том, что ряд из них существует как в облисполкомах и Минском горисполкоме, так и в горисполкомах областного подчинения и райисполкомах (местных администрациях), другие имеются только в облисполкомах, Минском горисполкоме. К первым относятся управления: внутренних дел; образования; культуры; физической культуры, спорта и туризма; управление делами; финансовое управление; труда и социальной защиты; сельского хозяйства и продовольствия (в сельских районах) и др. Ко вторым относятся управления: юстиции; Фонд государственного имущества; транспорта и коммуникаций; по делам религий и национальностей; энергетики и топлива.
Сущность контроля за субъектами административного права и его виды. Принципы, функции и методы контроля за субъектами административного права. Контроль (административный надзор) органов исполнительной власти. Общий надзор прокуратуры.
Госконтроль – это деятельность специально уполномоченных госорганов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов о наблюдении за процессуальным функционированием объекта с целью устранения выявленных нарушений.
Отличительные черты госконтроля:
1) важнейшее средство предупреждения, выявления и пресечения нарушений законности и государственной дисциплины
2) наиболее эффективный способ обеспечения законности и дисциплины
3) проводится всеми госорганами повседневно и повсеместно
4) осуществляется от имени государства и с использованием соответствующих юридически-властных полномочий
Виды классификации:
1) по объему • общие – исследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных субъектов
• специальные – проверка подконтрольного объекта по четко определенному кругу вопросов
2) по стадиям проведенного контроля • предварительный – основная цель профилактика правонарушений
• текущий – непосредственно в ходе контроля • последующий – проверка устранения ранее выявленных недостатков
3) в зависимости от субъектов • президентский • контроль органа представительной власти • исполнительной власти • судебный • КГК
Основными направлениями контрольной деятельности президента являются:
1) контроль в процессе формирования ОГУ
2) контроль за содержанием деятельности ОГУ
3) контроль за соблюдением законности. Так, например, президент имеет право отменять постановления правительства, приостанавливать решения местных исполкомов.
4) И др.
Основные правомочия КГК:
1) имеет право проводить проверки предприятий и учреждений
2) имеет право затребовать (специальные) необходимые сведения, документы
3) имеет право приостановить деятельность предприятий торговли
4) имеет право проводить контрольные закупки
5) правомочен составлять протоколы об административных правонарушениях
Виды контроля органов исполнительной власти:
1) общие – его осуществляют органы исполнительной власти общей компетенции (Совмин, исполкомы)
2) внутриведомственные – осуществляются за подконтрольными субъектами в рамках конкретного учреждения, государственного комитета, ведомства. Он осуществляется руководителем или с помощью специального аппарата (например: контрольно-ревизионные службы)
3) надведомственный (межведомственный) – осуществляется органами межотраслевой компетенции:
• министерство финансов • министерство труда и социальной защиты • министерство статистики и анализа • др.
Согласно статье 125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных в нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Общий надзор осуществляется по двум основным направлениям:
Объем общего надзора прокуратуры ограничивается конкретной деятельностью органов управления – изданием актов управления, совершением действий по выполнению законов и иных нормативных актов.
Надзор за точным соответствием закону осуществляется в отношении как индивидуальных, так и нормативных актов управления. Особо надо подчеркнуть, что несоответствие закону нормативных актов влечет за собой многочисленные нарушения прав граждан, а также других участников правовых отношений, в том числе органов государства, общественных организаций.
Надзор за законностью актов и действий Совета Министров Республики Беларусь прокуратура не осуществляет. Это функция Конституционного Суда Республики Беларусь.