Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия и иных чрезвычайных обстоятельствах
В данном случае ситуацию необходимо отличать от ситуаций совершения правонарушений в связи со стечением обстоятельств, в т.ч. вызванных стихийным бедствием. Если речь идет об использовании открывшихся возможностей для противоправного деяния – отягчающее обстоятельство. А если был причинен значительный имущественный вред, который подтолкнул к Апрн, то может быть смягчающим.
- совершение правонарушения в состоянии опьянения;
Какие-то обстоятельства могут быть не признаны отягчающими, могут быть установлены правила учета отягчающих обстоятельств, кроме того, в принципе перечень может быть расширен, но самим Кодексом, применительно к конкретным видам правонарушения.
При совершении двух и более Апрн наказание назначается отдельно за каждое Апрн. Объясняется это тем, что в отличие от уголовного наказания, административное наказание назначается разными должностными лицами, поэтому не всегда есть возможность, как в случае с уголовным наказанием, рассматривать несколько правонарушений в совокупности в рамках единого производства, в рамках единой оценки противоправного деяния. Если такая возможность при рассмотрении дела об административном правонарушении появляется, то это происходит в случае, когда дела об административных правонарушениях подведомственны одному судье, органу и должностному лицу при совершении одного действия или бездействия, содержащего составы Апрн, предусмотренных двумя и более статьями или частями статьи. В этом случае наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого наказания. Т.е. сохраняется в общем случае принцип «одно деяние – одно наказание», в данном случае деяние носит комплексный характер. Если наказание назначается в пределах санкции, которая устанавливает наибольший штраф в денежном выражении, а если одна из санкций предусматривает предупреждение, а другая – нет, то назначается в пределах санкции статьи, не предусматривающей предупреждение, что не исключает также назначения дополнительных наказаний, которые могут быть назначены в пределах санкции, предусмотренных в каждой из статьей или каждой частью одной статьи.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а если дело рассматривается судьей, по истечении 3 месяцев. В отдельных случаях данный срок давности привлечения к ответственности может быть увеличен, при нарушениях в сфере законодательства о противодействии коррупции до 6 лет, в таких сферах как таможенное или бюджетное законодательство – до 2 лет. При длящемся правонарушении срок исчисляется с момента его обнаружения. Обнаружением считается день, когда соответствующий орган либо обнаружил, либо должен был обнаружить соответствующее правонарушение.
При отсутствии спора о возмещении вреда судья может рассмотреть этот вопрос в рамках рассмотрения дела по соответствующему Апрн, если нет – рассматривается в гражданско-правовом порядке. В случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела сроки начинают исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся – со дня его обнаружения. Если предусмотрена дисквалификация, то лицо может быть ей подвергнуто в течение года со дня совершения или в течение года со дня обнаружения при длящемся правонарушении.
Лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в силу постановления о назначении наказания, в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания.
Постановление о назначении наказания подлежит исполнению с момента его вступления в силу, после истечения сроков на обжалование, опротестование, или после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе или протесту. Обращение постановления к исполнению осуществляется должностным лицом, которое это постановление вынесло. Постановление обращается к исполнению в течение 3 суток со дня его вынесения.