Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью в деятельности государственных органов, организаций и общественных объединений
Для осуществления прокурорского надзора за применением законов прокуроры наделены определенными полномочиями, под которыми понимается совокупность прав и обязанностей. Характер и пределы полномочий прокурора определяются спецификой задач надзора за применением законов.
В соответствии со ст. 29 Закона «О Прокуратуре» при осуществлении надзора прокурор вправе:
1. вызывать граждан и должностных лиц и получать показания по вопросам проводимой проверки;
2. беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения входить на территорию и в помещения государственных органов, а также организаций всех форм собственности;
3. получать в банках сведения об операциях и счетах физических и юридических лиц по вопросам проводимой проверки с соблюдением требований о неразглашении сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
4. в целях выявления скрытых преступлений требовать от компетентных органов осуществления оперативно-розыскных мероприятий с уведомлением об их результатах;
5. получать от руководителей и других должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические данные и иные сведения о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению;
6. привлекать специалистов для участия в проверке и даче заключения;
7. требовать производства в соответствии со своей компетенцией проверок, поступивших в прокуратуру материалов, обращений и обязывать сообщать об их результатах;
8. привлекать к осуществлению проверок сотрудников других правоохранительных органов для обеспечения безопасности и надзорной деятельности;
9. назначать экспертизы;
10. выполнять иные проверочные действия, предусмотренные законодательством
Эти полномочия, согласно ст. 5 Закона «О Прокуратуре», осуществляются прокурором путем проведения проверок в пределах своей компетенции после вынесения постановления о производстве таковой в связи с:
1. поручением Президента Республики Казахстан;
2. заявлениями, жалобами, сообщениями и другими данными о нарушениях законодательства;
3. непосредственным выявлением признаков нарушения законодательства;
4. поручением или запросом вышестоящего прокурора.
По требованию прокуратуры соответствующие органы и полномочные лица обязаны принять все необходимые меры для обеспечения надзорной деятельности прокуроров и их безопасности.
Прокуроры имеют право в пределах своей компетенции на беспрепятственный вход в помещения государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, безотлагательный прием их руководителями и другими должностными лицами по вопросам проверки, доступ к документам и материалам, ознакомление с судебными делами и их истребование (за исключением случаев, когда материалы дела находятся непосредственно в судебном производстве).
Прокурором проверка может быть поручена соответствующему органу, который обязан сообщить ему о ее результатах в установленный законом или прокурором срок. Проверка применения законодательства проводится в течение месяца. Прокурор, назначавший проверку, при необходимости и значительности объема работы может продлить ее производство с согласия вышестоящего прокурора.
Все действия прокуроров и акты прокурорского надзора влекут установленные законом последствия, если они совершены в порядке и формах, предусмотренных законом «О Прокуратуре» и другими нормативными правовыми актами.
Должностные лица и граждане обязаны явиться по первому требованию прокурора в установленное им время для дачи показаний. В случае неявки в указанный срок прокурор вправе своим постановлением обеспечить принудительный привод, осуществляемый органами внутренних дел в течение 24-х часов. Вызов оформляется письменным уведомлением — повесткой — и вручается под расписку. Уведомление может быть также направлено телефонограммой, телеграммой или с использованием других средств связи, обеспечивающих его надлежащую передачу.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, и уклонение от их выполнения влекут за собой ответственность, установленную законом.
Так, в Кодексе об административных правонарушениях ст.ст. 521, 522 и 523 предусмотрена административная ответственность за уклонение от явки к прокурору, неуведомление или несвоевременное уведомление прокурора о производстве государственным органом действий, требующих такого уведомления в соответствии с законодательными актами, а также за воспрепятствование законной деятельности прокурора.
Наряду с этим, ст. 321-1 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за воспрепятствование деятельности и злостное неисполнение законных требований прокурора. В то же время, в случае неисполнения предписаний и постановлений прокурор вправе в пределах своей компетенции обратить их к принудительному исполнению.
Правовой гарантией независимости прокурора при осуществлении своих полномочий является и то, что он не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся, до их завершения.
Предоставляя прокурору достаточно широкие полномочия для устранения нарушений законности, закон четко регламентирует и устанавливает формы прокурорского реагирования.
В актах прокурорского надзора должны излагаться правовая сущность нарушений с обязательной ссылкой на нормы законодательных актов, указываться негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставиться вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Акты надзора могут быть опубликованы в СМИ.
В случае выявления пробелов либо противоречия норм действующего законодательства и отсутствия нормативного правового акта, принятие которого предусмотрено законами, прокурорам следует информировать об этом Генеральную прокуратуру.
В соответствии с Конституцией страны прокуратуре Казахстана предоставлено право опротестовывать законы, если они противоречат Конституции и вышестоящим законам. Однако в практике ее деятельности таких случаев еще не было. Это объясняется, прежде всего, отсутствием механизма реализации этой конституционной нормы: он не получил отражения ни в Конституционном законе «О Парламенте Республики Казахстан», ни в Законе «О Прокуратуре», хотя случаи принятия законов, противоречащих Конституции и законам, имеют место.
Осуществляя надзор за применением законов, прокурор должен правильно определять пределы своих полномочий с тем, чтобы не оставить без внимания любое нарушение закона — с одной стороны, и не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации и должностных лиц,— с другой, не предпринимать шаги, направленные на подмену функции контролирующих органов и руководителей организации.
Если прокурор обнаружит факты, свидетельствующие, по его мнению, о каких-либо недостатках, не связанных с нарушением закона, он должен информировать об этом соответствующих должностных лиц.
Фактически все прокуроры в случае выявления незаконного нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, затрагивающего права, свободы и обязанности граждан, должны привлекать виновных должностных лиц к установленной законом административной либо иной ответственности. В случаях обнаружения нормативного правового акта, подлежащего государственной регистрации, но не прошедшего таковой, прокуроры обязаны приостанавливать его действие. Если прокурорами выявлены пробелы либо противоречия норм законодательства и отсутствие нормативного правового акта, принятие которого предусмотрено законами, они должны информировать об этом Генеральную прокуратуру.
В целях обеспечения надлежащего надзора Генеральный Прокурор РК определил приоритеты органов прокуратуры в этом направлении деятельности. К ним, в частности, отнесены надзор за:
1. неукоснительным соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2. точным и единообразным применением законодательства, направленного на обеспечение национальной безопасности, борьбу с коррупцией;
3. соответствием правовых актов государственных органов Конституции законам и указам Президента Республики;
4. применением законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании ее ресурсов;
5. применением законодательства, направленного на защиту и поддержку предпринимательства.
Установлено, что надзорные функции следует направлять в основном на деятельность государственных органов и принимаемые ими решения. Деятельность хозяйствующих субъектов должна проверяться, как правило, в порядке проверки решений и действия (бездействия) государственных органов
Проверки необходимо планировать и проводить строго в пределах компетенции и в соответствии с требованиями законодательства, на основе тщательного анализа состояния законности на поднадзорной территории, а также по заданиям Генеральной прокуратуры К проверкам можно приступать только при наличии постановления о ее производстве, которое правомочны выносить Генеральный Прокурор, его заместители, начальники департаментов, самостоятельных управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокуроры областей, приравненные к ним прокуроры, их заместители и начальники самостоятельных управлений и отделов прокуратур областей и приравненных к ним, старшие помощники прокуроров областей и приравненных к ним, прокуроры городов, районов, специализированных прокуратур, их заместители, а также лица, исполняющие их обязанности.
Прокурор, в процессе проверок выявляя факты нарушения законов или располагая информацией о них, обязан действовать в соответствии с характером нарушения, на должном уровне подготовить акт прокурорского надзора, обеспечить контроль за его исполнением и фактическим устранением нарушений законности
Прокуроры обязаны систематически информировать население через СМИ о состоянии законности и правопорядка, результатах прокурорских проверок, вызывающих повышенный общественный интерес, а также о прокурорских проверках, в процессе осуществления которых вскрыты грубые нарушения законности, о возмещенном прокуратурой ущербе, причиненном государственным интересам и отдельным гражданам
В работе по взаимодействию со средствами массовой информации прокуроры обязаны исходить из требований законодательства, запрещающего как необоснованный отказ в предоставлении информации, так и вмешательство в осуществление прокурорского надзора, строго руководствоваться нормами Конституции, гарантирующей право каждому на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства; обеспечить юридическую безупречность передаваемых материалов для СМИ.