Порядок опубликования и вступления в силу НПА в РФ.
Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового акта является заключительной стадией правотворческой процедуры.
Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".
Федеральный закон Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (принят 25 мая 1994 г.) устанавливает следующие моменты:
1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.
2. Официальньм опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.
3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" установлены следующие моменты:
1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и акты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.
2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
4. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете "Российские вести" в течение 10 дней после дня их регистрации.
8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации во истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят 12 августа 1995 г.) нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
14) Систематизация НПА, понятие, виды.
Систематизация законодательства – это юридическая деятельность, направленная на упорядочение НПА, на приведение их в стройную и согласованную систему.
Виды систематизации нормативно-правовых актов :
I. Инкорпорация – это объединение НПА в сборники и собрания без изменения их содеражиня.
Признаки инкорпорации:
1) осуществляется как уполномоченными субъектами, так и любыми лицами,
2) выражается в издании сборников и собраний НПА,
3) содержание инкорпорируемых актов не изменяется. НПА инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на день инкорпорации,
4) в процессе инкорпорации осуществляется только внешняя обработка НПА, 5) инкорпорируемые НПА сохраняют свою юридическую силу и самостоятельное значение, Виды инкорпорации:
1) По субъектам:
а) официальная (осуществляется уполномоченными субъектами),
б) неофициальная (осуществляется любыми субъектами).
2) По принципу объединения НПА:
а) хронологическая (осуществляется в хронологическом порядке)
б) систематическая / тематическая (осуществляется по предмету правового регулирования)
II. Консолидация – это объединение нескольких НПА, регулирующих сходные общественные отношения в единый НПА без изменения их содержания.
Признаки консолидации:
1) осуществляется уполномоченными субъектами,
2) осуществляется в ходе правотворческой детальности и является приемом правотворчества,
3) выражается в принятии нового НПА,
4) ранее действующие НПА прекращают действие со дня вступления в силу нового НПА,
5) новизна в правовое регулирование не вносится, т.к. содержание прежних актов переносится в новый.
По своей юридической природе консолидация занимает промежуточное положение между инкорпораций и кодификацией.
III. Кодификация– это переработка действующих НПА и принятие на этой основе нового НПА.
Признаки кодификации:
1) осуществляется уполномоченными субъектами,
2) осуществляется в ходе правотворческой деятельности и является приемом правотворчества,
3) выражается в принятии нового НПА,
4) ранее действовавшие акты прекращают действие со дня вступления в силу нового НПА,
5) вносится существенная новизна, т.к. нормативный материал перерабатывается и создаются новые нормы права.
Виды кодификационных актов: кодексы, основы законодательства, уставы, положения, регламенты.
Признаки кодификационных актов / кодексов:
1) сводный характер,
2) широкий охват регулируемых общественных отношений,
3) значительный объем и сложное строение,
4) главенствующее положение среди отраслевых актов,
Виды кодификаций:
1) всеобщая (состоит в полной кодификации всего нормативного материала) ,
2) отраслевая (состоит в кодификации нормативного материала определенной отрасли права),
3) внутриотраслевая (состоит в кодификации нормативного материала подотрасли или института права),
4) комплексная / межотраслевая (состоит в кодификации нормативного материала института права).