Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
Поручение компетентного учреждения иностранного государства, поступившее в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, при отсутствии причин, препятствующих его исполнению, направляется начальником Департамента международного сотрудничества либо его заместителем для организации исполнения в прокуратуру области, на чьей поднадзорной территории необходимо проведение поручаемых процессуальных действий, о чем уведомляется для осуществления ведомственного контроля центральный аппарат соответствующего органа уголовного преследования и компетентного учреждения иностранного государства.
Поручения, поступившие в соответствии с международным договором в прокуратуры областей направляются прокурорами областей в соответствующие поднадзорные органы, о чем информируется компетентное учреждение иностранного государства. Прокуроры областей правомочны реализовывать в рамках своей компетенции положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, совершенной в Кишиневе 7 октября 2002 года, по вопросам, связанным с осуществлением процессуальных действий по уголовным делам; оперативно-розыскных мероприятий, требующих санкции прокурора, а также документам, относящимся к компетенции органов прокуратуры Республики Казахстан.
Прокуроры областей письменно информируют Генеральную прокуратуру Республики Казахстан касающихся уголовных дел, возбужденных:
1. по признакам преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;
2. по фактам терроризма, экстремизма и сепаратизма;
3. по фактам отмывания денежных средств и иного имущества, добытого незаконным путем;
4. по признакам преступлений, нанесших значительный ущерб государству;
5. по признакам преступлений, вызвавших широкий общественный резонанс;
6. в отношении лиц, занимающих ответственную государственную должность.
Данные информации направляются в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан в течение двадцати четырех часов с момента поступления поручений.
Генеральная прокуратура Республики Казахстан, получив уведомление органа уголовного преследования об исполнении поручения, информирует об этом компетентное учреждение иностранного государства Поручения рассматриваются в строгом соответствии с требованиями главы 55 УПК Республики Казахстан, при этом обращается внимание на соблюдение принципа взаимности при оказании правовой помощи с конкретным государством, обязательное наличие в поручении гарантий уполномоченного лица об оказании аналогичной правовой помощи при обращении казахстанской стороны с аналогичным запросом.
При невозможности удовлетворения ходатайства компетентного органа иностранного государства, составляется заключение, утверждаемое начальником Департамента, и уголовное дело (материалы, поступившие для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) возвращается с указанием причин, препятствующих его удовлетворению.
В случае удовлетворения ходатайства компетентного учреждения иностранного государства уголовное дело (материалы, поступившие для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) направляется начальником Департамента международного сотрудничества для организации расследования (доследственной проверки) в прокуратуру области, на чьей поднадзорной территории необходимо проведение поручаемых процессуальных действий, о чем уведомляется для осуществления ведомственного контроля центральный аппарат соответствующего органа уголовного преследования и компетентное учреждение иностранного государства. Вышестоящая прокуратура информируется о результатах:
1. уголовного преследования, осуществляемого по обращению компетентного учреждения иностранного государства — до принятия окончательного процессуального решения по уголовному делу;
2. розыска лица, осуществляемого по обращению компетентного учреждения иностранного государства о продолжении уголовного преследования.
Вместе с информацией об окончательном процессуальном решении по уголовному делу представляются также копия решения и заключение прокуратуры о его законности и обоснованности, утвержденное, соответственно, районным прокурором, прокурором области либо лицами, исполняющими их обязанности. Вышестоящая прокуратура к усыновленному ею сроку информируе1ся о результатах доследственной проверки, проведенной по обращению компетентного учреждения иностранного государства о возбуждении уголовного дела.
Поручения органов уголовного преследования о производстве следственных и иных процессуальных действий направляются в компетентные учреждения иностранных государств через Генеральную прокуратуру Республики Казахстан или через уполномоченные областные прокуратуры, если иное не предусмотрено международными договорами. Поручение представляется в Генеральную прокуратуру с ходатайством прокурора области либо лица, исполняющего его обязанности, о его направлении в компетентные органы иностранного государства.
Направление уголовных дел, находящихся в производстве судов, в иностранное государство осуществляется в соответствии с совместным указанием Председателя Верховного Суда РК и Генерального Прокурора РК «О порядке направления уголовных дел, находящихся в производстве судов, в иностранное государство».
Ходатайства органов, ведущих уголовный процесс, о направлении уголовных дел в компетентные учреждения иностранных государств, для осуществления уголовного преследования выехавших за пределы Республики Казахстан обвиняемых, не являющихся гражданами Республики Казахстан, подлежат рассмотрению органами прокуратуры республики в срок не более тридцати суток.
В течение такого же срока подлежат рассмотрению ходатайства органов уголовного преследования о направлении в компетентные учреждения иностранных государств материалов, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, не являющихся гражданами Республики Казахстан. К материалам дела должно быть приобщено поручение органа, в производстве которого находилось уголовное дело, адресованное компетентным органам иностранного государства, об осуществлении уголовного преследования лица, обвиняемого в совершении преступления на территории Республики.
По результатам рассмотрения ходатайства и изучения материалов уголовного дела начальником подразделения по надзору за законностью следствия и дознания совместно с помощником прокурора по надзору за применением международных договоров составляется заключение о законности принятого в соответствии со ст. 527 УПК РК решения о направлении уголовного дела в иностранное государство, которое утверждается прокурором области либо лицом, исполняющим его обязанности.
При выявлении в прокуратуре области нарушений национального и международного законодательства уголовное дело (материалы) возвращаются соответствующему органу уголовного преследования прокурором области либо лицом, исполняющим его обязанности, с указанием причин, послуживших основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о направлении уголовного дела (материалов) и конкретного срока устранения выявленных нарушений.
В случае удовлетворения ходатайства органа уголовного преследования материалы уголовного дела, сроки следствия по которому заблаговременно и в установленном порядке продлены подразделением органов прокуратуры по надзору за законностью следствия и дознания не менее чем на 3 месяца, а также соответствующие заключение прокуратуры области, постановления о возобновлении производства предварительного следствия и направлении уголовного дела по подследственности, направляются в Генеральную прокуратуру с соответствующим ходатайством прокурора области.
Порядок направления в иностранное государство материалов, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, направляются органом уголовного преследования в прокуратуру области и рассматриваются органами прокуратуры в порядке, аналогичном порядку изучения уголовных дел, подлежащих направлению в иностранное государство: в вышестоящую прокуратуру вместе с материалами, необходимыми для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, направляется удовлетворенное ходатайство.
Генеральной прокуратурой Республики Казахстан в случае удовлетворения ходатайства прокурора области, уголовное дело (материалы, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) направляется с соответствующим поручением в компетентное учреждение иностранного государства с уведомлением прокуратуры области.
В случае возвращения уголовного дела из компетентного органа иностранного государства Департаментом международного сотрудничества составляется заключение, в котором излагаются причины и обоснованность оставления ходатайства об осуществлении уголовного преследования без удовлетворения. Прокуратура области при возвращении уголовного дела из Генеральной прокуратуры Республики Казахстан рассматривает вопрос о дисциплинарной ответственности сотрудников прокуратур, не обеспечивших надлежащий надзор за расследованием дела и не выявивших нарушения, послужившие основанием для его возвращения, о чем в месячный срок докладывается курирующему заместителю Генерального Прокурора Республики Казахстан.
При этом за выявленные в ходе изучения уголовного дела нарушения норм процессуального законодательства ответственность несут изучавшие его сотрудники подразделения прокуратуры области по надзору за законностью следствия и дознания, за нарушения норм международного законодательства, приказов и указаний Генерального Прокурора РК по линии осуществления надзора в сфере международного сотрудничества — помощники (старшие помощники) по надзору за применением международных договоров.
Возвращенное уголовное дело при наличии оснований для его направления в компетентное учреждение иностранного государства подлежит повторному представлению в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан к установленному ею сроку после устранения выявленных в деле нарушений.
Организация надзора в сфере международного сотрудничества осуществляется согласно Инструкции, утвержденной Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 18 февраля 2009 года за № 10.
Основными направлениями надзора в сфере международного сотрудничества являются:
1. оказание правовой помощи по уголовным делам, экстрадиция и транзит.
2. передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государе 1ве. гражданином ко юрою оно является;
3. разработка международных соглашений в уголовно-правовой сфере:
4. - надзор за законностью заключения, исполнения и денонсации международных договоров государственными органами;
5. координация работы органов прокуратуры с зарубежными и международными организациями;
6. иные вопросы международного характера, входящие в компетенцию органов прокуратуры
Рассмотрение запросов, поступающих из других государств и международных организаций, аккредитованных на территории Республики Казахстан, координируется и осуществляется Департаментом международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Непосредственными исполнителями и соисполнителями международных запросов могут выступать другие структурные подразделения Генеральной прокуратуры и территориальные органы прокуратуры по поручению руководства Генеральной прокуратуры.
Надзор в сфере международно-правового сотрудничества должен обеспечивать:
1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства в процессе заключения, исполнения и денонсации государственными органами международных договоров;
2. обеспечение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан;
3. законность заключения, исполнения и денонсации международных договоров государственными органами и должностными лицами Республики Казахстан;
4. исполнение международных обязательств Республики Казахстан по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, экстрадиции лиц. совершивших преступления, осуществления уголовного преследования, передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, транзит, а также рассмотрение иных документов международно-правового характера;
5. осуществление международного сотрудничества органов прокуратуры Республики Казахстан с компетентными органами стран ближнего и дальнего зарубежья, международными организациями и сообществами.
Контрольные вопросы ,
1. Каковы правовые основы деятельности органов прокуратуры по международному сотрудничеству?
2. В чем заключается сущность международного сотрудничества органов прокуратуры?
3. Каковы задачи международного сотрудничества с органами прокуратуры зарубежных стран?
4. Каковы основные направления прокурорского надзора в сфере международного сотрудничества?
5. Какова компетенция Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по оказанию правовой помощи по уголовным делам?[kgl]
[gl]ГЛАВА 8. СЛУЖБА В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ[:]
Цель:Рассмотреть принципы, задачи и приоритетные направления работы с кадрами органов прокуратуры, формирование кадров, и общие условия службы в органах прокуратуры.
Структура лекции:
1. Принципы, задачи и приоритетные направления работы с кадрами органов прокуратуры
2. Формирование кадров. Общие условия службы
3. Принципы, задачи и приоритетные направления работы с кадрами органов прокуратуры
Прокуратура Казахстана является государственным органом, а ее сотрудники — государственными служащими, осуществляющими должностные полномочия в целях реализации задач и функций государственной власти.
Правовую основу службы в органах прокуратуры составляют Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре» и другие нормативные правовые акты Республики Казахстан, а также приказы Генерального прокурора Республики Казахстан по кадровой работе.
Служба в органах прокуратуры основывается на принципах:
1. законности;
2. казахстанского патриотизма;
3. единства системы органов и учреждений прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору республики;
4. общедоступности, т.е. равного права граждан республики на доступ к службе в органах прокуратуры и продвижения по службе с учетом профессиональной подготовки, моральной и возрастной пригодности, безупречности репутации;
5. добровольности поступления граждан на службу в органы прокуратуры;
6. профессионализма и компетентности сотрудников прокуратуры;
7. подконтрольности и подотчетности прокурорских работников;
8. внепартийности службы;
9. сочетания гласности и конфиденциальности при подборе, расстановке и использовании кадров органов прокуратуры;
10. правовой и социальной защищенности сотрудников прокуратуры;
11. поощрения прокурорских работников за примерное исполнение служебного долга и иные отличия по службе;
12. личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него служебных обязанностей, совершение административного или иного порочащего проступка;
13. непрерывности повышения профессионального уровня и квалификации прокурорских работников.
В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года отмечено, что правоохранительная деятельность государства требует своего дальнейшего развития и совершенствования. В этой связи главными приоритетами в данной деятельности должны быть: борьба с преступностью, обеспечение законности и общественной безопасности, защита прав и свобод граждан, обеспечение неотвратимости реакции государства на любые правонарушения, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, профилактика правонарушений, взаимодействие с гражданами в борьбе с преступностью. Для решения этих задач необходимо не только укреплять органы правопорядка, совершенствовать формы и методы их работы, но и обеспечивать стабильность кадровой политики, повышать требования к квалификации и дисциплине сотрудников правоохранительных органов.
Служба в органах прокуратуры — это самостоятельный, специальный вид государственной службы, особенность которой имеет в своей основе организационную природу, как единой государственной системы органов, обеспечивающих выполнение функций высшего надзора за применением законов и нормативных правовых актов. Специфика службы в органах прокуратуры обусловлена функциональным назначением прокуратуры, которая выражается в правоохранительной направленности профессиональной деятельности ее сотрудников.
Организация кадровой работы — служебная обязанность каждого руководителя прокуратуры. Самое высокое искусство руководителя — умение подбирать людей: авторитет руководителя создается авторитетом его подчиненных. Работа в органах прокуратуры сложна и многогранна. Прокурор, в какой бы отрасли не осуществлял свою деятельность, общается с большим количеством самых разных людей и принимает ответственные решения. В связи с этим сотрудники прокуратуры должны обладать определенными нравственными достоинствами: верность слову, честность, неподкупность, скромность и нетерпимость к любым отклонениям от общепринятой морали. Они должны быть способными противостоять воздействиям на них заинтересованных лиц и уметь оперативно принимать законные решения в неблагоприятной обстановке.
Высокая ответственность прокурора обусловлена также властным характером его деятельности. Особое значение имеет доброжелательность, тактичность и уважительность. Уважение вызывает, соответственно, ответное отношение. Поведение прокурора, занимающего ответственную должность, является ориентиром для рядовых сотрудников. Он своим поведением не только просвещает, но и побуждает их вести себя этично. Ответственное положение прокуроров в обществе обусловливает повышенные требования к нему не только при исполнении им служебных обязанностей. Любые поступки сотрудника прокуратуры, как правило, оцениваются с нравственных позиций по повышенным меркам.
В коллективе прокуратуры, особенно небольшом, все работники тесно взаимосвязаны и эта взаимосвязанность имеет две особенности: зависимость и самостоятельность, сочетание и содержание которых определяется формами деятельности, конкретной ситуацией, уровнем культуры, демократизации и гуманности общества.
Результативность работы органа прокуратуры зависит не только от профессионального уровня работников, но и в немалой степени от их настроя и микроклимата, который во многом определяется стилем делового общения прокурора-руководителя. Хороший коллектив — чаще всего продукт повседневных, длительных усилий руководителя. Деловое общение прокурора имеет свою существенную специфику. Превалирующее значение приобретают такие аспекты, как профессионализм, высокая степень сдержанности и толерантности, дисциплинированность. Взаимное уважение между начальником и подчиненным является абсолютно необходимым уровнем взаимоотношений. Уважение вызывает ответное уважение. Индивидуальный стиль руководства присущ только данному руководителю и поэтому неповторим.
Наряду с прокурорами-руководителями работу с кадрами в органах прокуратуры осуществляют специальные подразделения, должностные лица, ответственные за кадровое обеспечение соответствующего органа или, в целом, системы органов прокуратуры и именуемыми кадровыми службами.
Задачами кадровой работы являются:
1. укрепление всех участков прокурорского надзора сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными и моральными качествами, способными по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности;
2. улучшение качественного состава руководящих кадров, способных в свете современных требований творчески организовать работу по основным направлениям деятельности органов прокуратуры;
3. обеспечение чистоты рядов прокурорских кадров, укрепление дисциплины и законности в деятельности прокуратуры;
4. формирование резерва кадров для выдвижения как реального фактора профессионального роста кадров, развития их инициативы и самостоятельности, организаторских способностей;
5. совершенствование работы по повышению профессиональной подготовки прокурорских работников и внедрению современных научных методов подготовки и переподготовки кадров;
6. укрепление социальной защищённости работников прокуратуры, создание им надлежащих условий труда и быта;
7. создание условий для наилучшего использования знаний и передового опыта работников системы прокуратуры, совершенствование методов их деятельности.
8. В целях надлежащего выполнения задач по улучшению кадровой работы Генеральный Прокурор своим приказом определил следующие приоритетные направления в работе с кадрами:
9. обеспечение подбора кадров из числа лиц, обладающих необходимыми профессиональными и моральными качествами, способными по состоянию здоровья исполнять возложенные на них служебные обязанности;
10. улучшение качественного состава руководящих кадров, способных в свете современных требований творчески организовать работу по основным направлениям деятельности органов прокуратуры;
11. обеспечение чистоты рядов прокурорских кадров, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины и соблюдения законности в деятельности органов прокуратуры;
12. формирование резерва кадров для принятия в органы прокуратуры и выдвижения на вышестоящие должности;
13. совершенствование работы по повышению профессиональной подготовки прокурорских работников и внедрение современных форм и научных методов подготовки и переподготовки кадров;
14. укрепление социальной защищенности работников органов прокуратуры, создание им надлежащих условий труда и быта;
15. профилактика, выявление и пресечение в собственных рядах правонарушений, связанных с коррупцией, устранение причин и условий, способствующих их совершению
Генеральный Прокурор поручил департаментам, управлениям и отделам Генеральной прокуратуры. Главному военному прокурору, прокурорам областей и приравненным к ним:
1. обеспечить при подборе, расстановке и выдвижении кадров укомплектование подразделений компетентными работниками, обладающими высокими моральными качествами, способными решать поставленные задачи по укреплению законности и правопорядка на уровне современных требований; повысить роль и ответственность в этом членов коллегий, руководителей структурных подразделений Генеральной прокуратуры и прокуратур областей;
2. Главному военному прокурору, прокурорам областей и приравненным к ним лично осуществлять руководство кадровой службой;
3. уделять особое внимание нравственному воспитанию кадров, развивать у сотрудников уважение к избранной профессии, принципиальность и беспристрастность, честное исполнение своих служебных обязанностей, творческое отношение к работе;
4. в кадровой работе эффективнее использовать аттестование, усилить контроль за реализацией выводов аттестационной комиссии, по результатам аттестации принимать решения о поощрении
5. отличившихся сотрудников, в т. ч. о присвоении классных чинов, почетных званий, зачислении их в резерв на выдвижение и другие меры поощрения;
6. повысить роль и значение Высшей аттестационной комиссии Генеральной прокуратуры в выработке приоритетных направлений кадровой политики и руководстве деятельностью аттестационных комиссий в прокуратурах областей и приравненных к ним. Отчеты председателей аттестационных комиссий рассматривать ежегодно на заседаниях коллегий прокуратур областей и приравненных к
ним;
7. исключить оказание работникам органов прокуратуры использование служебного положения в какой бы то ни было форме содействия родственникам, занятым предпринимательской деятельностью. По каждому такому факту либо поступившей информации проводить тщательную проверку с незамедлительным информированием Генеральной прокуратуры;
8. считать несовместимыми с работой в органах прокуратуры нарушения законности и проступки, порочащие высокое звание работника прокуратуры. По каждому факту неправомерного поведения, злоупотребления служебным положением, нарушения обязанностей по службе, необоснованного выдвижения тщательно разбираться и принимать строгие меры воздействия;
9. уделять достаточное внимание созданию действенного резерва кадров на выдвижение. Зачислять в резерв наиболее способных, энергичных работников, постоянно повышать их деловую квалификацию, учить их навыкам руководства, формировать необходимые организаторские способности;
10. постоянно совершенствовать планирование, стиль и методы работы, оказывать своевременную практическую помощь молодым работникам и вновь назначенным руководителям прокуратур.
Кадровой службе Генеральной прокуратуры, Главному военному прокурору, прокурорам областей и приравненным к ним поручено систематически изучать и проверять состояние работы с кадрами, организовать распространение и внедрение положительного опыта работы прокуратур, периодически обсуждать на заседаниях коллегии и оперативных совещаниях вопросы подбора, расстановки и воспитания кадров, глубже вникать в вопросы работы с молодыми специалистами, развивать связи с юридическими факультетами вузов.
Дано также указание возобновить формы стажирования, наставничества, прохождения студентами практики в органах прокуратуры, постоянно анализировать и своевременно устранять причины текучести кадров, изучать вопросы обеспечения сотрудников жильем, надлежащими условиями труда и быта.
От Института повышения квалификации потребовано повысить эффективность переподготовки кадров, теснее увязывая обучение с задачами, вытекающими из прокурорской практики, в процессе обучения активнее использовать достижения науки и передовой опыт.
Генеральный Прокурор особое внимание обратил на необходимость повышения роли и ответственности кадровых служб за состояние работы с кадрами органов прокуратуры, укомплектования этих служб опытными, квалифицированными и компетентными сотрудниками способными решать проблемы работы с кадрами.
Организация и повышение эффективности работы с кадрами органов прокуратуры возложены на Департамент кадровой работы и обеспечения внутренней безопасности.
Основными задачами Департамента являются
1. подбор расстановка и воспитание кадров,
2. обеспечение внутренней безопасности,
3. обеспечение личной безопасности Генерального Прокурора Республики Казахстан, иных сотрудников органов прокуратуры, охраны зданий прокуратур и пропускного режима