Законодательная власть в РФ.
Фед. Собрание – парламент РФ, представительный законодательный орган. Структурно состоит из двух палат – Совета Федераци и Гос. Думы. Совет Федерации отражает федеративное устройство российского государства и призван отражать интересы субъектов РФ. Гос. Дума – представляет интересы населения РФ в целом. Гос. Дума состоит из 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется числом субъектов РФ. В палату входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов госуд. власти субъекта) по должности. Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов гос. думы устанавливается федеральными законами. Гос. Дума избирается на 4 года. Фед. Собрание является постоянно действующим органом. Конституционно-правовое регулирование предметов ведения каждой из палат фед. собрания содержится в Конституции РФ и др. федеральных законах.
Компетенция Совета Федерации к его ведению относится:
- утверждение, изменение границ между субъектами при наличии взаимного согласия субъектов РФ;
- утверждение Указа Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения;
- решения вопроса об использовании вооруженных сил РФ за пределами территории РФ;
- исключительной компетенцией является назначение выборов Президента РФ;
- решение вопроса об отрешении Президента РФ от должности на основании обвинения государственной Думы в госуд. измене или совершении иного тяжкого преступления;
- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитраж. Суда;
- назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ;
- участвует в формировании состава Счетной палаты.
Компетенция гос. Думы: Важнейшей функцией гос. Думы является деят-сть по принятию законов. Кроме того:
- дача согласия Президенту РФ на назначение председателя правительства РФ (до трех раз, после трехкратного отклонения кандидатуры Президент РФ назначает председателя правительства и распускает Гос. Думу, назначает новые выборы);
- решает вопрос о доверии Правительству РФ (по собственной инициативе или инициативе Председателя Правительства РФ). Выражение недоверия не влечет обязательной отставки Правительства, но может повлечь роспуск Гос. Думы;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Гос. Банка РФ;
- назначает и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов;
- назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека;
- объявляет амнистию;
- выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ, самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов госуд. власти, установленными фед. законами. Структура органов законодательной власти республик в основном однопалатная, но в некоторых республиках есть двухпалатные парламенты. В обобщенном виде компетенции органов законод. власти республик отнесены следующие вопросы: - принятие конституции, внесение в нее изменений и дополнений, а также принятие законов и иных нормативно-правовых актов; - утверждение бюджета республики; - принятие решения о проведении республиканского референдума; - назначение выборов в законодательные органы республики; - решения вопросов об отставке или отрешении от должности Президента (главы) республики (если такой институт установлен); - избрание судей конституционного Суда республики (если такой суд в республике существует); - решение вопросов о доверии правительству (кабинету министров); - определение администр. территориального устройства республики; - учреждение госуд. наград республики и др.
В компетенции органов законодательной власти каждой из республик имеюся свои особенности. В края, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах как видно из содержания Уставов и законод-ства РФ наименование законодательных (представительных) органов госуд. власти различные: в краях краевая Дума, Гос. Дума края и др. В городах федерального значения – городская Дума, законодательное собрание и др. Структурно парламенты однопалатные в их компетенцию входит – законод-ная и правотворческая деят-сть как по предметам совместного их ведения и ведения РФ. Вне пределов РФ и совместного ведения с РФ они осуществляют собственное правовое регулирование; осуществляют полномочия в сфере экономики, бюджета, финансов, кредита, налогов и сборов; - осуществляют полномочия в сфере социально культурного строительства; - осуществляют полномочия в области укрепления законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; - осуществляют полномочия в области внешних связей и внешней экономической деят-сти и иные полномочия.
Органы местного самоуправления не входят в систему госуд. власти, действуют самостоятельно и несут ответственность перед своим населением. Местное самоуправление – право и возможность населения, признаваемые и закрепляемые государством, самостоятельно под свою ответственность решать вопросы и дела местного значения. Систему органов местного самоуправления входят: собственно органы местного самоуправления к которым относятся выборные представительные органы (Думы, комитеты и др.); Другие органы, образуемые в соответствии с Уставами муниципальных образований; органы территориального общественного управления. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления» четко разграничил полномочия органов госуд. власти РФ и органов госуд. власти субъектов РФ в области местного самоуправления. За указанными пределами находится область ведения местного самоуправления. К вопросам местного значения решаемым представительным органом местного самоуправления относятся: - прнятие и изменение Уставов муниц. образований и контроль за их соблюдением, издание др. нормативно-правовых документов; - утверждение местного бюджета и др. Устав муниц. образования может приниматься и населением. Кроме того, представительный орган местного самоуправления обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ.