Структура и виды парламентов
Структура. Исторически двухпалатная система построения парламентов (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии, нижняя – для представительства широких слоев населения.
В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).
Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии. Это в основном вспомогательные структуры, которые состоят из парламентариев и содействуют парламенту (палатам) в осуществлении полномочий. Комитеты (комиссии) подразделяются:– на постоянные (создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности);– временные (для расследования или изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем).К постоянным комитетам :финансово-бюджетные;по иностранным делам; по правительственной деятельности;по обороне и безопасности;К временным комитетам :следственные; специальные (создаваемые для изучения какого-либо вопроса);комитеты всей палаты;согласительные.
Сегодня ни один законопроект не принимается без прохождения стадии проработки в одном из комитетов, который и выносит его на решение палаты.
Виды. По объему компетенции:1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией,характерные для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Франция, Испания). В таких государствах центральная власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения).2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).3. Парламенты с относительно определенной компетенцией, где границы компетенции являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правительства (Швейцария).
Основные полномочия парламентов.1. Законодательные полномочия (главная часть компетенции):1) право законодательной инициативы 3) принятие бюджета и иные финансовые полномочия (право осуществлять контроль за сбором налогов и расходованием государственных средств, принимать финансовое законодательство), 4) делегированное законодательство – предусматривается определенный порядок издания актов делегированного законодательства. 2. Контроль деятельности (как правило, объектом является исполнительная власть, однако контролировать можно и главу государства, и вооруженные силы, и судебную власть и т.д.). 3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров (ратификация – утверждение высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу; денонсация – волеизъявление государства на расторжение договора).4. Назначение референдумов (это полномочие носит либо исключительный, либо альтернативный характер).5. Формирование высших государственных органов и учреждений,6. Полномочия в области обороны и безопасности – право объявлять войну и заключать мир – США, Франция, Куба, Италия, Венгрия, Китай.7. Квазисудебные полномочия:– импичмент – парламентская судебная процедура (цель – отстранение от должности виновных в совершении преступлений главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи),– объявление амнистии.8. Право объявлять войну и чрезвычайное положение.9. Контроль за использованием вооруженных сил.10. Право обжалования действий администрации. По стурктуре парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные. Однопалатные называются монокамеральными, а двухпалатные – бикамеральными.
Называется в литературе и иная важная классификация парламентов – деление на четыре группы или четыре модели парламентов. Эти четыре группы связаны с устройством высшей государственной власти.
Первая модель характерна для парламентских республик. Эти парламенты называются парламентами, которые работают на основе принципа парламентского ответственного правления. Главный признак этого парламента – институт политической ответственности правительства. Это группа парламентов, которым предоставлено право вотума недоверия правительству, право отправлять правительство в отставку. Вторая модель парламента присуща странам с президентской формой правления. Это парламенты и страны, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают правом вотума недоверия, а правительство не обладает правом роспуска парламента.
Третья модель парламента – парламент в странах, где существует смешанная форма правления, сочетающая элементы парламентской и президентской систем. Парламент, с одной стороны, наделен правом вотума недоверия и там есть реальный институт парламентской ответственности правительства, но и у президента очень важные полномочия, связанные с деятельностью парламента. В этих странах президент наделен правом роспуска парламента. Наконец, четвертая модель – парламенты в тех странах, где они играют почти декоративную роль. Иногда применяется термин "консультативные парламенты". В некоторых странах такой термин реально существует (Катар). Это законосовещательные органы. Советские страны