Конституция Российской Федерации с изменениями на 2017 год
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Юридический факультет
Кафедра конституционного и муниципального права
Домашние задания за первый семестр изучения дисциплины «Конституционное право»
Общая часть Конституционного права
Работу выполнил:
студент 1 курса СПО
группы 1117ПДО1
Алиев Мигрусейн Габилоглы
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры
конституционного и муниципального права
Домнина Анастасия Валерьевна
Нижний Новгород
2017 г.
Практические задачи
Задача №1.
Условие задачи: Депутат Государственной Думы 7-го созыва решил образовать инициативную группу граждан РФ, для проведения референдума РФ по вопросу, связанного с внесением в Конституцию РФ поправки, а именно, предложил исключить из Конституции РФ статью 116, о том, что вновь перед вновь избранным Президентом РФ, Правительства РФ слагает свои полномочия. Дать конституционно-правовую оценку действиям депутата Аниськина.
Решение задачи: Предложение депутата Государственной Думы 7-го созыва Аниськина не соответствует Конституции РФ и действующему законодательству, так как статья 116 находится в главе №6, соответствующую поправку мы можем внести на основании ФЗ от 04.03.98 «О порядке принятия и вступления в силу поправок Конституции РФ».
В соответствии с ФЗ «О принятии и вступлении в силу поправок Конституции РФ принимаются следующие меры:
Внесение предложения о поправке(субъектом права инициативы такого предложения, устанавливаются в ст. 134 Конституции РФ; в Государственной Думе в виде проекта закона РФ о поправке Конституции)
Вносить предложения о поправке Конституции РФ могут:
· Президент РФ;
· Государственная Дума РФ;
· Совет Федерации;
· Правительство РФ;
· Законодательные органы государственной власти субъекта;
· Группа, численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или 1/5 депутатов Государственной Думы.
Задача №2
Условие задачи: Высшее должностное лицо Еврейской АО решило обратиться в Государственную Думу РФ с предложением изменить статус Еврейской АО на Еврейскую область. Дайте правовую оценку данному предложению.
Решение задачи: По ст.66 ч.2,3,5 принимаемый законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, и т.к. с 3-8 можно вносить поправки. Так же ст. 65 КРФ определяет состав РФ “Об изменение правового статуса РФ”. В ч.1. Ст.5 КРФ закреплены виды субъектов РФ также как и республики, край, области, города федерального Значения автономной области, изменение название области может привести к пересмотру Конституции. В статье 5 (1) Конституции РФ названа одна автономная область – Еврейская АО, Если Еврейская АО захочет изменить свой конституционный статус, то это может привести к исключению упоминания автономной области из ст.5 (1) Конституции РФ. А по общему правилу (ст.135 Конституции РФ) это приведёт к пересмотру всей Конституции РФ.
Задача №4.
Условие задачи: Используя знания о порядке внесения изменений в КРФ определить, какой порядок будет применён в следующих ситуациях:
1. Дополнение ст. 15 КРФ юридическим свойством «Особая форма правовой охраны»;
2. Сокращение численного состава Государственной Думы до 400 депутатов;
3. Изменение названия главы 5 на «Федеральное собрание (Государственная Дума и Совета Федерации)»;
4. Исключить в ст.5 (2) указанное в скобках слово «государство»;
5. Включить в перечень городов федерального значения – Казань;
6.Свердловскую область преобразовать в Свердловский край.
Решение:
1. Согласно статье 15 КРФ – “Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить КРФ”. Для того чтобы внести в данную статью дополнение об “особой форме правовой охраны”, необходимо пересмотреть данную статью, находящейся в главе 1 КРФ “Основы конституционного строя”, которая не может быть изменена в соответствии со статьей 135 . Следовательно, для того чтобы внести дополнение юридического свойства КРФ необходимо будет составить проект новой Конституции.
Для этого необходимо:
-3/5 голоса от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы
-Созыв Конституционного собрания
-Подтверждение Конституционным Собранием неизменность Конституции РФ, либо разработка проекта новой Конституции РФ
2. Так как численность ГД написана в главе 5 ст.95 и то, что внесение в Конституцию поправок можно в главах с 3 по 8, ст.134,136,108, ФКЗ от 4 марта 1998 года под №33 "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", то сокращение численности состава ГД до 400 депутатов допустимо.
3. Т.к. внесение в Конституцию поправок можно с 3 по 8 главу, то изменение 5 главы “Федеральное собрание” на “Федеральное собрание, ГД и СФ” допустимо
4. Ст.5 ч.2 находится в главе 1,а так как любое изменение в главы 1,2,9, ст.134,135 может привести к пересмотру Конституции, то исключить в ст.5 ч.2. указанные в скобках “государство” не допустимо.
5.Так как Казань является муниципальным образованием, а не субъектом, то включить в перечень городов Федерального значения не допустимо.
6. Так как, Свердловская область является субъектом РФ, она может изменить свой конституционно-правовой статус, в соответствии со статьями 66 ч.5 и 137 Конституции РФ. Данная поправка будет внесена в статью 65 Конституции РФ, после процедуры внесения поправок в действующую Конституцию РФ, правила которой указаны в статье 136 Конституции РФ.
Федерально-конституционные законы
Статья КРФ | Принятый закон |
Ст. 87 | Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" |
Ст. 66 ч. 5 | Данный закон не принят (Изменение конституционного статуса Российской Федерации в соответствии с Федеральный конституционный закон) |
Ст. 128 | Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О военных судах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Федеральный конституционный закон от 23.06.2014 N 10-ФКЗ (ред. от 22.12.2014) "О создании Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и о внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" |
Ст. 70 ч. 1 Ст. 87 | Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Государственном гербе Российской Федерации" Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 21.12.2013) "О Государственном гимне Российской Федерации" |
Ст. 56 и ст. 88 | Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" |
Ч. 3 ст. 87 | 1-ФКЗ О военном положении |
Ст.135 ч.2 | Вопрос, связанный с пересмотром положений в главах 1, 2 и 9 Конституции РФ Проект Федерального конституционного закона N 874565-6 "О конституционном собрании Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.09.2015) – не принят |
Ст.137 ч.1. Ст.65 ч.1 | Вопрос, связанный с изменениями в статье 65 Конституции РФ, которая определяет состав РФ |
Ст. 103 | Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" |
Иерархия источников Конституционного права.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ИСТОЧНИКОВ РФ
1.Конституция республики /устав субъекта РФ
2.Законы субъекта федерации
3.Подзаконные нормативно-правовые акты
Источники Конституционного права на Местном уровне
1.Устав Муниципального образования
2.Муниципальные правовые акты 6
3.Договоры и соглашения, заключаемые между муниципальными
образованиями
Источники Конституционного права на Федеральном уровне
1.Конституция Российской Федерации
2.Законы РФ о поправках в Конституции РФ
3.Федеральные Конституционные законы
4. Федеральные законы
5. Подзаконные акты
Законы РФ о поправках КРФ (Поправки могут быть внесены в КРФ с 3 по 8 главу).
ФКЗ (принят по вопросам прямо предусмотренной КРФ) ст.65 ч.2 КРФ Закон РФ принят от 17.12.2001 года №6 ФКЗ “ О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта”.
ФЗ (от 31.05.2002 года №62 “Об гражданстве В РФ”)
Юридические свойства Конституции: Модернизация конституции
1.Изменения принятия в состав РФ нового субъекта
(ч.2 ст.65; ст.137 ч.1; ФЗ от 17.12.2001г.7)
1.1.Изменения наименования субъекта
(ч.2 ст.137)
1.2Изменения связи с образованием в составе РФ
нового субъекта ч.2 ст.65 ; ст.137 ФКЗ-6
от 17 декабря 2001г.
" О порядке принятия в РФ и образовании в составе нового субъекта РФ
1.3.Изменения Конституционно-правового
статуса субъекта (ст.66 ч.5; ст.137 ч.1; ФКЗ - ?
(закон не принят))
Пересмотр – любое изменение в главах 1;2;9
(ст. 134; 135; ФКЗ-? (закон не принят)
Внесение поправок в Конституцию РФ ст. 134,136,108 ФКЗ
Ст. 4 марта 1998 №33 ФЗ
" О порядке принятия и внесения в силу поправок к Конституции РФ”