Конституция Российской Федерации с изменениями на 2017 год


Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Юридический факультет

Кафедра конституционного и муниципального права

Домашние задания за первый семестр изучения дисциплины «Конституционное право»

Общая часть Конституционного права

Работу выполнил:

студент 1 курса СПО

группы 1117ПДО1

Алиев Мигрусейн Габилоглы

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры

конституционного и муниципального права

Домнина Анастасия Валерьевна

Нижний Новгород

2017 г.

Практические задачи

Задача №1.

Условие задачи: Депутат Государственной Думы 7-го созыва решил образовать инициативную группу граждан РФ, для проведения референдума РФ по вопросу, связанного с внесением в Конституцию РФ поправки, а именно, предложил исключить из Конституции РФ статью 116, о том, что вновь перед вновь избранным Президентом РФ, Правительства РФ слагает свои полномочия. Дать конституционно-правовую оценку действиям депутата Аниськина.

Решение задачи: Предложение депутата Государственной Думы 7-го созыва Аниськина не соответствует Конституции РФ и действующему законодательству, так как статья 116 находится в главе №6, соответствующую поправку мы можем внести на основании ФЗ от 04.03.98 «О порядке принятия и вступления в силу поправок Конституции РФ».

В соответствии с ФЗ «О принятии и вступлении в силу поправок Конституции РФ принимаются следующие меры:

Внесение предложения о поправке(субъектом права инициативы такого предложения, устанавливаются в ст. 134 Конституции РФ; в Государственной Думе в виде проекта закона РФ о поправке Конституции)

Вносить предложения о поправке Конституции РФ могут:

· Президент РФ;

· Государственная Дума РФ;

· Совет Федерации;

· Правительство РФ;

· Законодательные органы государственной власти субъекта;

· Группа, численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или 1/5 депутатов Государственной Думы.

Задача №2

Условие задачи: Высшее должностное лицо Еврейской АО решило обратиться в Государственную Думу РФ с предложением изменить статус Еврейской АО на Еврейскую область. Дайте правовую оценку данному предложению.

Решение задачи: По ст.66 ч.2,3,5 принимаемый законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, и т.к. с 3-8 можно вносить поправки. Так же ст. 65 КРФ определяет состав РФ “Об изменение правового статуса РФ”. В ч.1. Ст.5 КРФ закреплены виды субъектов РФ также как и республики, край, области, города федерального Значения автономной области, изменение название области может привести к пересмотру Конституции. В статье 5 (1) Конституции РФ названа одна автономная область – Еврейская АО, Если Еврейская АО захочет изменить свой конституционный статус, то это может привести к исключению упоминания автономной области из ст.5 (1) Конституции РФ. А по общему правилу (ст.135 Конституции РФ) это приведёт к пересмотру всей Конституции РФ.

Задача №4.

Условие задачи: Используя знания о порядке внесения изменений в КРФ определить, какой порядок будет применён в следующих ситуациях:

1. Дополнение ст. 15 КРФ юридическим свойством «Особая форма правовой охраны»;

2. Сокращение численного состава Государственной Думы до 400 депутатов;

3. Изменение названия главы 5 на «Федеральное собрание (Государственная Дума и Совета Федерации)»;

4. Исключить в ст.5 (2) указанное в скобках слово «государство»;

5. Включить в перечень городов федерального значения – Казань;

6.Свердловскую область преобразовать в Свердловский край.

Решение:

1. Согласно статье 15 КРФ – “Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить КРФ”. Для того чтобы внести в данную статью дополнение об “особой форме правовой охраны”, необходимо пересмотреть данную статью, находящейся в главе 1 КРФ “Основы конституционного строя”, которая не может быть изменена в соответствии со статьей 135 . Следовательно, для того чтобы внести дополнение юридического свойства КРФ необходимо будет составить проект новой Конституции.

Для этого необходимо:

-3/5 голоса от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы

-Созыв Конституционного собрания

-Подтверждение Конституционным Собранием неизменность Конституции РФ, либо разработка проекта новой Конституции РФ

2. Так как численность ГД написана в главе 5 ст.95 и то, что внесение в Конституцию поправок можно в главах с 3 по 8, ст.134,136,108, ФКЗ от 4 марта 1998 года под №33 "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", то сокращение численности состава ГД до 400 депутатов допустимо.

3. Т.к. внесение в Конституцию поправок можно с 3 по 8 главу, то изменение 5 главы “Федеральное собрание” на “Федеральное собрание, ГД и СФ” допустимо

4. Ст.5 ч.2 находится в главе 1,а так как любое изменение в главы 1,2,9, ст.134,135 может привести к пересмотру Конституции, то исключить в ст.5 ч.2. указанные в скобках “государство” не допустимо.

5.Так как Казань является муниципальным образованием, а не субъектом, то включить в перечень городов Федерального значения не допустимо.

6. Так как, Свердловская область является субъектом РФ, она может изменить свой конституционно-правовой статус, в соответствии со статьями 66 ч.5 и 137 Конституции РФ. Данная поправка будет внесена в статью 65 Конституции РФ, после процедуры внесения поправок в действующую Конституцию РФ, правила которой указаны в статье 136 Конституции РФ.

Федерально-конституционные законы

Статья КРФ Принятый закон
Ст. 87 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации"
Ст. 66 ч. 5 Данный закон не принят (Изменение конституционного статуса Российской Федерации в соответствии с Федеральный конституционный закон)
Ст. 128 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О военных судах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Федеральный конституционный закон от 23.06.2014 N 10-ФКЗ (ред. от 22.12.2014) "О создании Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и о внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
Ст. 70 ч. 1 Ст. 87   Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Государственном гербе Российской Федерации" Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 21.12.2013) "О Государственном гимне Российской Федерации"
Ст. 56 и ст. 88 Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении"
Ч. 3 ст. 87 1-ФКЗ О военном положении
Ст.135 ч.2   Вопрос, связанный с пересмотром положений в главах 1, 2 и 9 Конституции РФ Проект Федерального конституционного закона N 874565-6 "О конституционном собрании Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.09.2015) – не принят
Ст.137 ч.1. Ст.65 ч.1   Вопрос, связанный с изменениями в статье 65 Конституции РФ, которая определяет состав РФ
Ст. 103 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Иерархия источников Конституционного права.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ИСТОЧНИКОВ РФ

1.Конституция республики /устав субъекта РФ

2.Законы субъекта федерации

3.Подзаконные нормативно-правовые акты

Источники Конституционного права на Местном уровне

1.Устав Муниципального образования

2.Муниципальные правовые акты 6

3.Договоры и соглашения, заключаемые между муниципальными

образованиями

Источники Конституционного права на Федеральном уровне

1.Конституция Российской Федерации

2.Законы РФ о поправках в Конституции РФ

3.Федеральные Конституционные законы

4. Федеральные законы

5. Подзаконные акты

Законы РФ о поправках КРФ (Поправки могут быть внесены в КРФ с 3 по 8 главу).

ФКЗ (принят по вопросам прямо предусмотренной КРФ) ст.65 ч.2 КРФ Закон РФ принят от 17.12.2001 года №6 ФКЗ “ О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта”.

ФЗ (от 31.05.2002 года №62 “Об гражданстве В РФ”)

Юридические свойства Конституции: Модернизация конституции

1.Изменения принятия в состав РФ нового субъекта

(ч.2 ст.65; ст.137 ч.1; ФЗ от 17.12.2001г.7)

1.1.Изменения наименования субъекта

(ч.2 ст.137)

1.2Изменения связи с образованием в составе РФ

нового субъекта ч.2 ст.65 ; ст.137 ФКЗ-6

от 17 декабря 2001г.

" О порядке принятия в РФ и образовании в составе нового субъекта РФ

1.3.Изменения Конституционно-правового

статуса субъекта (ст.66 ч.5; ст.137 ч.1; ФКЗ - ?

(закон не принят))

Пересмотр – любое изменение в главах 1;2;9

(ст. 134; 135; ФКЗ-? (закон не принят)

Внесение поправок в Конституцию РФ ст. 134,136,108 ФКЗ

Ст. 4 марта 1998 №33 ФЗ

" О порядке принятия и внесения в силу поправок к Конституции РФ”

Наши рекомендации