Государственное управление и исполнительная власть(взаимосвязь и соотношение)
Государственное управление и исполнительная власть(взаимосвязь и соотношение)
Исполнительная власть - абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существование государственной власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать должное и эффективное функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность. Термин «государственное управление» имеет практический организационно-юридический смысл. Государственное управление - это форма осуществления исполнительной власти, т.е. деятельность по осуществлению исполнительной власти (ее можно также назвать исполнительно-распорядительной деятельностью).
1. Понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», так как исполнительная власть производна от государственного управления. Государственное управление обусловливает качественные характеристики исполнительной власти. Эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления. Государственное управление есть вид государственной деятельности, в рамках которого осуществляется исполнительная власть как одна из частей единой государственной власти.
2. Вместе с тем исполнительная власть определяет объем и характер властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности и местного самоуправления. Органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают непосредственное управляющее воздействие на различные общественные процессы, на поведение и деятельность людей. Исполнительная власть осуществляться в форме государственного управления и посредством управленческих процедур, административных процедур и административных производств.
3. Государственное управление осуществляется в определенных пределах и органами других ветвей единой государственной власти ( например. в системе законодательной и судебной властей). Государственное управление наблюдается в деятельности всех ветвей государственной власти. Функции государственного управления в органах законодательной и судебной власти осуществляют государственные служащие, не имеющие полномочий по законодательной (законотворчеству) или судебной деятельности (правосудию). Вместе с тем органы государственной законодательной и судебной власти не могут эффективно выполнять собственно законотворческие функции и осуществлять правосудие, не прибегая к помощи работников аппаратов органов этих ветвей власти: специалистов, помощников, экспертов, консультантов, делопроизводителей, архивариусов. Да и руководители органов законодательной и судебной власти (а также руководители и заместители руководителей структурных подразделений этих органов) выполняют управленческие (организационные, контрольные, координирующие и пр.) функции.
3 Административное управление: понятие, система и принципы федерального и регионального управления
Административное управление – часть системы государственного управления. В отличие от государственного управления, которое направлено на воздействие на все общество в целом и реализацию публичной власти сразу трех ветвей, административное управление – это реализация именно исполнительной власти.
Система административного управления
Система административного управления — совокупность соподчиненных и взаимосвязанных федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Систему административного управления составляют:
1. Федеральное административное управление – управление, осуществляемое Российской Федерацией на всей территории государства в соответствии с принципом разграничения предметов ведения;
2. Региональное административное управление – управление, осуществляемое органами государственной власти субъектов РФ в пределах границ субъекта и в соответствии с принципом разграничения предметов ведения.
Виды АП норм
Выделяют следующие виды административно-правовых норм.
1. По предмету правового регулирования:
материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие;
процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.
2. По функциям права
: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.
3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.
4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.
5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.
6. По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.
7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.
8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).
9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.
10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.
По критерию способа правового регулирования поведения в деятельности субъектов Допустимо различать: нормы-задачи, нормы-принципы, нормы-Дефиниции, нормы учредительные, нормы-iобщекомпетенционные, нормы-задания, нормы-указания, нормы-поручения, нормы-стимулы, нормы договорные, нормы-запреты, нормы-санкции, нормы-рекомендации, нормы-стандарты и нормативы. Эти нормы позволяют создавать разные комбинации для распорядительного, разрешительного, регламентационного и других способов правового регулирования.
Начнем с норм в рамках первой классификации.
Нормы-задачи содержат нормативную ориентацию развития отраслей, сфер управления и регулирования, других объектов, а также выступают ориентиром деятельности субъектов административного права.
Нормы-принципы выражают устойчивые сущностные характеристики как субъектов, так и объектов управления.
Нормы-дефиниции дают нормативные определения, обязательные к применению в тексте закона или иного правового акта.
Нормы учредительные характеризуются ϲʙᴏим преобразовательным потенциалом и выражаются в формировании управленческих структур, финансово-хозяйственных комплексов.
Нормы общекомпетенционные очерчивают статус, права, обязанности и ответственность субъектов административного права. Чаще всего они содержатся в положениях об органах, должностных лицах.
К нормам-заданиям можно отнести программы, планы, кᴏᴛᴏᴩые будут нормами длительного действия.
Нормы-стимулы поощряют развитие и деятельность субъектов права в том направлении, кᴏᴛᴏᴩое считают важным и полезным органы, принимающие административно-правовые акты. Близко к ним примыкают нормы-рекомендации типа методических, научно-методических и иных, содержащие скорее советы по поводу рациональных действий.
Нормы-указания касаются конкретных действий, кᴏᴛᴏᴩые надлежит осуществить их адресатам.
Нормы-поручения означают указания по поводу решений или действий, выбор кᴏᴛᴏᴩых может быть более ϲʙᴏбодным.
Нормы.-запреты содержат предостережения против возможных неправомерных действий,
нормы,-санкции - указание на меры ответственности к виновным лицам или органам.
Нормы-стандарты содержат техника-экономические, социальные, экологические, технологические, и иные нормативы как технико-юридические правила. В качестве примера приведем распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г., кᴏᴛᴏᴩым одобрены уточненные министерствами здравоохранения, культуры, образования, социальной защиты., связи и др. социальные нормативы и нормы. К примеру, в них указано, как должны быть укомплектованы - в единицах измерения - библиотеки в разных населенных пунктах.
Своеобразие договорных норм заключается в их природе как; согласованных нормах равных партнеров с добровольно принятыми обязательствами .
Формы реализации АП норм
Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.
Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.
Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.
Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.
Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.
Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.
Механизм реализации АП норм
Виды АП отношений
По содержанию административно-правовые отношения делятся на: материальные – общественные отношения в сфере управления, урегулированные материальными нормами административного права; процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно-процессуальных норм.
По функциям права: регулятивные отношения – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм, и охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.
По характеру связей между участниками правоотношений: вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между несоподчиненными субъектами административного права.
По характеру юридических фактов: отношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.
В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений: внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.
В зависимости от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке.
Юр.факты в АП
Юридический факт - это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.
Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:
юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;
юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;
в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;
они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;
по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.
1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:
правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;
правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;
правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.
2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.
3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.
Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения.
Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.
Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).
По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности.
Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.
Другая разновидность юридических фактов в административном праве - события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.
Государственное управление и исполнительная власть(взаимосвязь и соотношение)
Исполнительная власть - абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существование государственной власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать должное и эффективное функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность. Термин «государственное управление» имеет практический организационно-юридический смысл. Государственное управление - это форма осуществления исполнительной власти, т.е. деятельность по осуществлению исполнительной власти (ее можно также назвать исполнительно-распорядительной деятельностью).
1. Понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», так как исполнительная власть производна от государственного управления. Государственное управление обусловливает качественные характеристики исполнительной власти. Эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления. Государственное управление есть вид государственной деятельности, в рамках которого осуществляется исполнительная власть как одна из частей единой государственной власти.
2. Вместе с тем исполнительная власть определяет объем и характер властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности и местного самоуправления. Органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают непосредственное управляющее воздействие на различные общественные процессы, на поведение и деятельность людей. Исполнительная власть осуществляться в форме государственного управления и посредством управленческих процедур, административных процедур и административных производств.
3. Государственное управление осуществляется в определенных пределах и органами других ветвей единой государственной власти ( например. в системе законодательной и судебной властей). Государственное управление наблюдается в деятельности всех ветвей государственной власти. Функции государственного управления в органах законодательной и судебной власти осуществляют государственные служащие, не имеющие полномочий по законодательной (законотворчеству) или судебной деятельности (правосудию). Вместе с тем органы государственной законодательной и судебной власти не могут эффективно выполнять собственно законотворческие функции и осуществлять правосудие, не прибегая к помощи работников аппаратов органов этих ветвей власти: специалистов, помощников, экспертов, консультантов, делопроизводителей, архивариусов. Да и руководители органов законодательной и судебной власти (а также руководители и заместители руководителей структурных подразделений этих органов) выполняют управленческие (организационные, контрольные, координирующие и пр.) функции.
3 Административное управление: понятие, система и принципы федерального и регионального управления
Административное управление – часть системы государственного управления. В отличие от государственного управления, которое направлено на воздействие на все общество в целом и реализацию публичной власти сразу трех ветвей, административное управление – это реализация именно исполнительной власти.