Систематизация советского законодательства в 1960-1980-е гг.

План

1. Предпосылки реформирования советского законодательства в конце 1950-х гг.

2. Законотворчество и кодификационная работа в 1960-80-е гг. Конституция СССР 1977 г.

3. Завершение систематизационной работы. Свод Законов СССР.

4. Правоохранительные органы и судебная система СССР в 1960-80-е гг.

Литература

1. Блинков О.Е. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года как форма первой унификации советского наследственного права / О.Е. Блинков // История государства и права. – 2006. – № 8.

2. Злоказов Г.И. Конституция СССР 1977 г.: «несвоевременные» мысли современников / Г.И. Злоказов // Вопр. истории КПСС. 1990. № 10.

3. Кузин, В.Н. История отечественного права в новейшее время. 1917-2000: учебное пособие / В.Н. Кузин, Ю.В. Франциферов. М., 2002.

4. Лиманский, Г.С. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года о наследовании / Г.С. Лиманский // История государства и права. 2006. № 8.

5. Лукьянова Е.А. Источники советского государственного права в период между двумя Конституциями (1936-1977 гг.) / Е.А. Лукьянова // Сов. государство и право. 1990. № 2.

6. Лукьянова Е.А. Значение Конституции 1977 г. в развитии источников российского государственного права/ Е.А. Лукьянова // Государство и право. 2001. № 4.

7. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. – М., 1987.

8. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Уч. пособие. / В.М. Сырых. М., 2000.

9. Финберг Л.К. Имитация, или как мы в 1977 году обсуждали проект Конституции СССР / Л.К. Финберг // Философ. и социол. мысль. 1989. № 10.

10. Хрисанфов В.И. История государства и права России 1917-1999 гг.: Курс лекций / В.И. Хрисанфов. СПб, 1999.

11. Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Послеоктябрьский период / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1994.

Методические указания

В послевоенный период, в условиях развенчания культа личности, законодательство сталинской эпохи оказывалось устаревшим, реакционным вследствие его несоответствия экономическим, политическим, социально-культурным задачам, решаемым на новом этапе развития советского общества. Начиная с середины 1950-х гг. наступает новый этап кардинального реформирования действующей системы советского права. Коренной ломке подверглись без какого-либо исключения все отрасли права: гражданское, трудовое, семейное, земельное, колхозное и др. Изменения вносились не в отдельные нормы или правовые институты, а в основополагающие нормы и принципы отраслей права путем подготовки и принятия основ законодательства на уровне Союза ССР и кодифицированных актов на уровне союзных республик.

Начало новой кодификации было положено принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в декабре 1958 г. Кодификационные работы продолжались около двадцати лет и завершились принятием новой Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. Кодификация законодательства шла намного сложнее и труднее, чем в период 1922—1926 гг. Однако медлительность в подготовке проектов кодексов во многом компенсировалось их качеством. Новые кодексом готовились на высоком юридико-техническом уровне, с использованием достижений советской юридической науки, и учетом состояния общественных отношений и других социально-правовых факторов.

Далее следует назвать причины, вызвавшие необходимость принятия Конституции СССР 1977 г., подчеркнуть преемственность в ней основных идей и принципов предыдущих конституций. Изучив структуру Конституции, необходимо обсудить ее основные положения, отражение в ней идей общенародного государства и «развитого социализма», закрепление однопартийной системы и монополии КПСС на политическую власть, фиктивность многих провозглашенных прав и свобод граждан.

При изучении кодификационной работы указанного периода, основное внимание необходимо сосредоточить на рассмотрении ключевых положений Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и СР (декабрь 1958 г.), Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и СР (декабрь 1961 г.), а также принятых на их основе Уголовного кодекса РСФСР (октябрь 1960 г.), Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (октябрь 1960 г.), Гражданского кодекса РСФСР (июнь 1964 г.) и Гражданского процессуального кодекса РСФСР (июнь 1964 г.). Кроме этого, следует обратить внимание на преобразования в трудовом праве (отмена уголовной ответственности за самовольный уход с предприятия и прогул, сокращение продолжительности рабочего дня и др.), земельном праве (Постановление СМ СССР «О едином государственном учете земельного фонда СССР» от 16 марта 1954 г.), природоохранительном (Закон об охране природы 1960 г.) и колхозном праве.

Во второй половине 1970-х гг. (после проведения кодификационных работ и принятия нового Основного закона) обозначилась потребность ведения научно организованного постоянного учета нормативных правовых актов. Правильный учет законодательства был необходим для успешного применения права в повседневной практической деятельности министерств и ведомств. Без него невозможно было осуществить справочно-информационную работу по законодательству, составлению юридических заключений по проектам правовых актов и т. д.

Изучите содержание Постановления «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве», Положения о государственном учете нормативных актов СССР и союзных республик и Постановления по вопросам Свода законов. Перечислите цели и задачи систематизации советского законодательства. Укажите сроки создания и структуру Собрания действующего законодательства и Свода законов СССР.

23. 12. 1970.

«Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве»

(Постановление ЦК КПСС и СМ СССР)

[Извлечение]

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в… министерствах, ведомствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях стали шире использоваться правовые средства при осуществлении новой системы планирования и экономического стимулирования, проводится значительная работа по укреплению государственной, плановой и трудовой дисциплины, предупреждению нарушений законности, усилению охраны социалистической собственности, защите прав и законных интересов предприятий, организаций и граждан, что оказывает существенное влияние на улучшение хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Вместе с тем в отдельных министерствах, ведомствах, на ряде предприятий промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, в исполкомах некоторых районных и городских Советов депутатов трудящихся правовая работа недооценивается и проводится неудовлетворительно…

В целях улучшения правовой работы в народном хозяйстве, усиления ее воздействия на общественное производство и укрепления социалистической законности в хозяйственных отношениях Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:

1. Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии, министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов депутатов трудящихся принять меры к повышению уровня правовой работы и строгому соблюдению социалистической законности в деятельности предприятий и организаций, шире использовать правовые средства для успешного решения задач по повышению экономической эффективности общественного производства, для укрепления государственной дисциплины, выполнения плановых заданий и договорных обязательств. В этих целях рассмотреть состояние правовой работы, обратив особое внимание на строгое соблюдение законов государства…

3. Обязать министерства и ведомства СССР упорядочить работу юридических подразделений в центральном аппарате, освободить их от выполнения несвойственных функций; принять меры к обеспечению надлежащего юридического обслуживания подведомственных предприятий, организаций и учреждений, укрепить юридические подразделения квалифицированными и инициативными работниками…

6. Установить, что Министерство юстиции СССР, осуществляя методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве, знакомится с состоянием этой работы в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях, изучает и обобщает практику постановки правовой работы, ее эффективности и дает рекомендации по улучшению правовой работы в народном хозяйстве.

7. Обязать Министерство юстиции СССР и министерства и ведомства СССР принять меры к усилению работы по совершенствованию хозяйственного законодательства СССР…

8. В целях обеспечения министерств, ведомств, исполкомов местных Советов депутатов трудящихся и других государственных и хозяйственных органов действующим законодательством СССР обязать Министерство юстиции СССР:

а) приступить, начиная с 1972 года, к изданию Собрания действующего законодательства СССР с тем, чтобы в течение 1972 - 1976 годов были изданы разделы Собрания по вопросам народного хозяйства;

б) изучить с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик вопрос об организации централизованного учета законодательства СССР и обеспечении законодательством министерств, ведомств, учреждений и организаций, имея в виду применение при этом современных научно - технических методов.

9. Установить, что постановления Совета Министров СССР и постановления Советов Министров союзных республик, имеющие общее значение или носящие нормативный характер, подлежат публикации в издаваемых Собрании постановлений Правительства СССР или собраниях постановлений правительств союзных республик.

Комитету по печати при Совете Министров СССР и Министерству связи СССР обеспечить распространение этих изданий путем открытой подписки.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик принять меры к обеспечению подведомственных предприятий, организаций и учреждений указанными изданиями.

10. В целях своевременной и широкой информации предприятий и хозяйственных организаций о принимаемых министерствами и ведомствами СССР нормативных актах, являющихся обязательными для других министерств и ведомств, признать необходимым приступить в 1972 году к изданию бюллетеня нормативных актов министерств и ведомств СССР, в котором должны регулярно публиковаться финансовые, плановые и другие ведомственные акты нормативного характера…

18 марта 1977 г.

Положение о государственном учете нормативных актов СССР и союзных республик

[Извлечение]

I. Основные положения

1. Государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, введенный в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 июня 1975 г. N 558 "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства, осуществляется в целях обеспечения государственных органов правовой информацией для дальнейшего совершенствования законодательства и ведомственных нормативных актов, а также практики их применения.

Государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик

включает в себя централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию о таких актах.

2. Государственной учет нормативных актов Верховного Совета, Президиума Верховного Совета, Совета Министров, министерств и ведомств СССР, Верховных Советов, Президиумов Верховных Советов и Советом Министров союзных республик ведется Научным центром правовой информации при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР...

3. Наряду с государственным учетом нормативных актов в Центре министерства юстиции союзных республик ведут учет республиканского законодательства и нормативных актов министерств и ведомств республик, обязательных для других министерств, ведомств, общественных организаций и граждан…

В целях обеспечения полноты и правильности государственного учета Центр знакомится в министерствах и ведомствах СССР с работой по отбору, оформлению и направлению в Центр принимаемых ими актов дает им соответствующие рекомендации.

5. На Центр возлагается оказание министерствам и ведомствам СССР методической помощи по вопросам государственного учета нормативных актов.

II. Акты, подлежащие государственному учету в Центре

6. Государственному учету в Центре подлежат действующие нормативные акты, принятые (в том числе совместно в другими органами):

а) Верховным Советом, Президиумом Верховного Совета, Советом Министров СССР;

б) Верховными Советами, Президиумами Верховных Советов, Советами Министров союзных республик;

в) съездами Советов, ЦИК, Президиумом ЦИК, Совнаркомом, Советом Труда и Обороны, Экономическим Советом при СНК СССР, Высшим Советом народного хозяйства СССР Совета Министров СССР;

г) съездами Советов союзных республик, ЦИК, Президиумами ЦИК, Совнаркомами, Экономическими Советами (Совещаниями) при СНК союзных республик, Советом Труда и Обороны РСФСР;

д) министерствами (наркоматами) и ведомствами СССР, если эти акты являются обязательными для других министерств, ведомств, общественных

организаций и граждан.

Государственному учету подлежат как опубликованные, так и неопубликованные нормативные акты (в том числе с грифами "Для служебного пользования", "Не для печати", "Не подлежит опубликованию").

7. Центр производит государственный учет нормативных актов:

а) постоянного действия,

б) временного действия со соком год и более,

в) временного действия со сроком менее года в случае последующего его продления. Такие акты направляются для государственного учета одновременно с актами, продляющими срок их действия.

8. Не подлежат государственному учету:

а) акты персонального характера: о назначении, перемещении или освобождении от должности; о награждении орденами и медалями, присвоении почетного или воинского звания, премировании; о назначении персональной пенсии; о закреплении жилой площади и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;

б) акты о созыве съездов, конференций и т.п.;

в) акты о сооружении памятников, бюстов, монументов конкретным лицам и в честь конкретных событий;

г) акты о внесении нормативных актов и их проектов на рассмотрение и утверждение вышестоящих органов;

д) акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, все содержание которых сводится к извещению об актах других органов);

е) акты о создании, реорганизации ликвидации, наименовании и переименовании организаций, учреждений, предприятий (кроме министерств, ведомств, центральных учреждений СССР и союзных республик);

ж) акты, утверждающие планы, стандарты, технические условия, цены, тарифы, прейскуранты, тарифно-квалификационные справочники, строительные нормы и правила...

Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР от 23.03.1978 «Вопросы Свода законов СССР»

[Извлечение]

Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР постановляют:

1. Установить, что подготовка Свода законов СССР должна осуществляться на основе Конституции СССР и способствовать дальнейшему совершенствованию советского законодательства, усилению охраны интересов общества, прав и свобод советских граждан, укреплению правовой основы государственной и общественной жизни.

Свод законов СССР издать в 1981 - 1985 годах в качестве официального издания Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР.

2. Одобрить прилагаемые схему Свода законов СССР и основные принципы формирования материалов Свода (Приложения N 1 и 2).

Подготовленные разделы Свода законов СССР по представлению Министерства юстиции СССР рассматриваются Комиссией по изданию Свода законов СССР и представляются ею на одобрение в Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР.

3. Утвердить план подготовки и издания Свода законов СССР и одобрить перечень актов, подлежащих разработке и включению в Свод законов СССР.

4. Предоставить Комиссии по изданию Свода законов СССР право:

а) вносить уточнения в схему Свода законов СССР и в перечень актов, подлежащих разработке и включению в Свод законов СССР;

б) давать министерствам, государственным комитетам и ведомствам поручения по подготовке предложений о внесении дополнений и изменений в помещаемые в Свод законов СССР акты действующего законодательства, а при необходимости - и по подготовке проектов новых актов…

в) создавать для разработки отдельных проектов актов, подлежащих включению в Свод законов СССР, рабочие группы из специалистов министерств, государственных комитетов и ведомств СССР и союзных республик и научно-исследовательских организаций с освобождением их на время работы в этих группах с согласия соответствующих руководителей от выполнения других служебных обязанностей.

5. В целях обеспечения работ по созданию Свода законов СССР современными техническими средствами Госплану СССР выделить в 1979 году ассигнования в иностранной валюте на закупку оборудования, необходимого для оснащения Научного центра правовой информации при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР…

6. Поручить издание Свода законов СССР издательству "Известия Советов народных депутатов СССР".

Государственному комитету Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить печатание Свода законов СССР необходимой полиграфической базой и издание его на разъемных тетрадях.

Обязать Госснаб СССР обеспечить изготовление и поставку начиная с 1980 года Государственному комитету Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли переплетов с вмонтированными в них замками для издания Свода законов СССР на разъемных тетрадях.

Возложить на Государственный комитет Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли распространение Свода законов СССР по подписке организаций и граждан.

Приложение N 1

Схема Свода Законов СССР

Раздел I. Законодательство об общественном и государственном строе…

Раздел II. Законодательство о социальном развитии и культуре. Социально-экономические права граждан…

Раздел III. Законодательство о рациональном использовании и охране природных ресурсов…

Раздел IV. Законодательство о народном хозяйстве…

Раздел V. Законодательство о международных отношениях и внешних экономических связях…

Раздел VI. Законодательство об обороне страны и охране государственных границ…

Раздел VII. Законодательство о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка…

Приложение N 2

Основные принципы формирования материалов Свода законов СССР

1. Формирование материалов и вся подготовка Свода законов СССР должны производиться исходя из Конституции СССР, необходимости раскрытия, конкретизации и развития ее положений в других актах законодательства в соответствии с решениями XXV съезда КПСС в области государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

Создание Свода законов СССР должно способствовать укреплению правовой основы государственной и общественной жизни, обеспечить большую стабильность и доступность законодательства для всех советских граждан, дальнейшее укрепление социалистической законности, усиление охраны правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

2. В Свод законов СССР включаются законодательные акты и важнейшие совместные постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР и постановления Правительства СССР общенормативного характера.

Перечень актов, подлежащих включению в Свод, по каждому разделу определяется Комиссией по изданию Свода законов СССР.

3. В целях дальнейшего развития и совершенствования законодательства в соответствии с Конституцией СССР и задачами, поставленными XXV съездом КПСС, устранения множественности правовых актов по одним и тем же вопросам и восполнения пробелов в правовом регулировании в процессе подготовки Свода законов СССР разрабатываются и вносятся в установленном порядке на утверждение проекты кодификационных и других укрупненных актов и проекты новых актов.

4. При формировании материалов Свода законов СССР для усовершенствования помещаемых в Свод актов действующего законодательства по разделам Свода подготавливаются проекты указов Президиума Верховного Совета СССР и постановлений Совета Министров СССР о внесении изменений и дополнений в эти акты. В проектах предусматриваются предложения: о приведении актов в соответствие с положениями Конституции СССР; о внесении в акты изменений и дополнений в связи с позднейшим законодательством; об объединении разрозненных норм; о признании утратившими силу отдельных статей и пунктов, потерявших свое значение.

5. Материалы Свода законов СССР формируются как из опубликованных, так и из не опубликованных в официальных источниках актов.

При необходимости включения в Свод законов СССР актов, ранее не опубликованных в официальных источниках и изданных с соответствующими грифами, помещение их в Свод производится с соблюдением установленного порядка выдачи разрешений на опубликование таких актов.

6. В Свод законов СССР не включаются акты временного характера, акты, касающиеся отдельных предприятий, организаций, учреждений, и другие акты, не имеющие общего значения, акты, относящиеся к уровню оптовых и розничных цен и тарифов на услуги, о размерах закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, размерах заработной платы рабочих и служащих, другие акты, по которым в силу самого характера вопроса правовое регулирование часто подвергается изменениям, и т.п.

В Свод законов СССР не включаются также акты по вопросам, разрешение которых впоследствии отнесено к компетенции законодательных органов и правительств союзных республик, министерств, государственных комитетов и ведомств СССР.

7. В Своде законов СССР акты законодательства располагаются по предметному признаку в соответствии с утвержденной схемой, предусматривающей разделы и главы.

В зависимости от содержания и объема материалов допускается деление глав на более мелкие структурные подразделения, которым даются наименования, присваиваются порядковые номера.

В разделах, главах и других структурных подразделениях Свода законов СССР акты располагаются по системе, обеспечивающей последовательное развитие темы, с выделением на первый план основ и других основополагающих актов законодательства.

В Своде приводятся данные о первоначальном опубликовании в официальных источниках помещаемых в нем актов.

8. Формирование Свода законов СССР должно производиться с учетом того, что по мере дальнейшего развития и совершенствования законодательства Свод должен систематически пополняться новыми актами. Издание Свода законов СССР производится на разъемных тетрадях.

9. Включаемые в Свод законов СССР акты помещаются в той части Свода, к которой они относятся по своему основному содержанию…

10. Каждый раздел Свода законов СССР и Свод в целом снабжаются хронологическими перечнями включенных актов, алфавитно-предметными указателями и другим справочным аппаратом, обеспечивающим удобство пользования материалами.

11. Работа по созданию Свода законов СССР ведется с использованием Научного центра правовой информации, оснащенного современными техническими средствами.

Наши рекомендации