ВВЕДЕНИЕ. Уголовно-процессуальное право
Уголовно-процессуальное право
Учебно-методическое пособие
КАЗАНЬ
ВВЕДЕНИЕ
Уголовный процесс является одной из основных учебных дисциплин, которая имеет своей целью подготовку квалифицированных юристов, глубоко знающих уголовно-процессуальное право и умеющих его применять в практической деятельности.
Многочисленные изменения постоянно дополняющие Уголовно-процессуальный кодекс, свидетельствуют о высокой динамике развития уголовно-процессуального права (последние изменения на момент подготовки настоящих методических указаний были внесены федеральным законом от 18 июля 2009 г). Так, например, изменения внесенное Федеральный закон о внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации и уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 29 июня 2009 года N 141-ФЗ дополнили Уголовно-процессуальный кодекс новой главой закрепляющей процедуру особого порядка принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
Безусловным достоинством современного Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является провозглашение и реализация принципов состязательности и равноправия сторон. Кодекс реализовал многие из прямых требований Конституции Российской Федерации: о судебном порядке санкционирования арестов и обысков, сокращении до 48 часов сроков задержания подозреваемых, усовершенствованы нормы доказательственного права, впервые урегулированы вопросы международного сотрудничества в сфере уголовно-процессуальной деятельности.
Наряду с вышеназванными положениями следует отметить, что существенно расширены права участников процесса. Общая направленность изменений несомненно способствует повышению уровня защиты прав личности в уголовном судопроизводстве. И является составляющей частью в деле совершенствования уголовно-процессуального законодательства России.
Вместе с тем следует отметить, что процессуальное законодательство получает неоднозначные оценки, в его адрес звучит и во многом справедливая критика. Важно обеспечить устранение недостатков нового закона, приведение его в полное соответствие целям и задачам уголовно-процессуального права Российской Федерации.
Методические указания подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на основе современного состояния уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и практики его применения, учебно-методических и научных разработок по данной отрасли права.
Планы семинарских занятий
Тема 1. Сущность, назначение, признаки уголовного процесса России. Основные понятия уголовного процесса
1. Сущность, назначение и основные признаки уголовного процесса РФ.
2. Формы уголовного процесса.
3. Уголовный процесс и правосудие, их соотношение.
4. Уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность.
5. Стадии уголовного процесса и их система.
6. Уголовно-процессуальные функции, гарантии и процессуальная форма.
7. Соотношение уголовного процесса с другими отраслями юридической науки и научными дисциплинами.
Методические рекомендации
Уголовно-процессуальный закон отождествляет понятия уголовного судопроизводства и уголовного процесса. Согласно п. 56 ст. 5 УПК РФ уголовное судопроизводство – это не только судебное, но и досудебное производство по уголовному делу. Этим подчеркивается, что деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, других участников процесса на так называемых досудебных стадиях осуществляется не сама по себе, а тесно связана с деятельностью суда и создает необходимые предпосылки для осуществления правосудия по уголовным делам.
В самом общем виде уголовное судопроизводство (процесс) можно охарактеризовать как деятельность органов предварительного расследования, прокурора по расследованию, а также деятельность суда по разрешению уголовных дел. Уголовный процесс представляет собой юридическую форму для решения вопроса об уголовной ответственности за совершение преступлений.
Создавая уголовно-процессуальные нормы, законодатель исходит из убеждения в том, что обеспечение безопасности граждан в случаях преступных посягательств и угроз нарушения их защищенности должно сочетаться с защитой личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и противоправного ограничения ее прав и свобод. Эта задача решается посредством установления системы процессуальных гарантий и механизма контроля, прежде всего судебного, за соблюдением законности и обеспечением прав граждан в уголовном судопроизводстве.
Производство по делу проходит определенные этапы, именуемые стадиями уголовного судопроизводства. Каждой из стадий свойственны: непосредственные задачи, вытекающие из назначения судопроизводства; определенный круг участников; специфическая процессуальная форма деятельности; итоговый процессуальный акт, влекущий переход дела на следующую стадию. Различают стадии досудебные и судебные, обычные и исключительные, обязательные и факультативные.
Уголовное судопроизводство изучается наукой, или теорией, уголовного процесса. Предметом науки уголовного процесса являются: 1) внутреннее логическое содержание, структура и система норм уголовно-процессуального права; 2) социальные интересы и потребности, лежащие в основании уголовно-процессуальных норм и институтов; 3) правоотношения, возникающие при производстве по уголовным делам как форма практической реализации правовых предписаний; 4) нарушения уголовно-процессуальных норм, возникающие в ходе уголовно-процессуальной деятельности, их причины и способы устранения; 5) типы, формы, тенденции развития зарубежного уголовного процесса, их достоинства, недостатки и влияние на отечественное процессуальное законодательство; 6) история и направления развития уголовного судопроизводства; 7) история изучения уголовного судопроизводства.
Принято выделять следующие исторические типы (формы) уголовного процесса: обвинительный (частно-исковой), инквизиционный (розыскной), состязательный и смешанный.
Обвинительный процесс характеризовался тем, что возбуждение уголовного дела и его дальнейшее движение зависело от обвинителя-потерпевшего (Русская Правда). Производство начиналось по жалобе потерпевшего, который сам поддерживал и доказывал обвинение, от его воли зависело прекращение дела. Предварительное следствие отсутствовало, основными признаками являлись: судебное равенство между обвинителем и обвиняемым, гласность разрешения дела, использование в качестве доказательств результатов судебных поединков, ордалий, присяги.
Розыскной процесс характеризовался активной ролью государства (в России – до судебной реформы 1864 г.). Первоначально существовал в рамках канонического права, затем был распространен и на светские суды. Признаки: слияние функций следователя, обвинителя и судьи, отсутствие гласности и состязательности, отсутствие прав у обвиняемого, применение пыток как метода получения доказательств, формальная оценка доказательств (которые делились на «совершенные» и «несовершенные», а наибольшее значение придавалось признанию обвиняемого). Виды приговоров: оправдательный, обвинительный, оставление в подозрении при недостаточности доказательств.
Состязательный процесс (англосаксонское право) строится на началах равенств сторон в суде и разделения функций между обвинением, защитой и судом и традиционно рассматривается как происходящий в суде спор между государством и гражданином по вопросу вины последнего в совершении преступления. Суду в данном случае отводится роль «беспристрастного арбитра», наблюдающего за тем, как соблюдаются правила ведения спора и кто его выиграл. Оценка доказательств ставится в зависимость от внутреннего убеждения суда при сохранении некоторых элементов системы формальных доказательств («сделки о признании вины»).
Смешанный процесс (континентальное право) характеризуется сочетанием признаков розыскного процесса для предварительного расследования (почти полное отсутствие гласности, ограничение возможности обвиняемого защищаться, письменность производства и т.д.) и состязательного для судебных стадий (публичность заседаний, обеспечение права подсудимого на защиту, оценка доказательств судьями по своему внутреннему убеждению и др.)
Нормативный материал:
1. Конституция РФ. М., 2009.
2. Закон РФ «О поправке к Конституции РФ об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы» от 30.12.2008 № 6-ФКЗ
3. УПК РФ. М., 2009. (ред. от 18.07.2009)
4. Федеральный закон о внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации и уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 29 июня 2009 года N 141-ФЗ.
5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.1995г. (в ред. от 26.12.2008)
Специальная литература:
1. Алексеев Н.С, Даев В.Б., Кокорев Л.Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980.
2. Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975.
3. Галкин Б.А. Советский уголовно-процессуальный закон. М., 1962.
4. Зинатуллин З.З., Зинатуллин Т.З. Уголовно-процессуальные функции. -Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2002.
5. Кокорев Л.Д., КотовД.П. Этика уголовного процесса. Воронеж, 1993.
6. Ларин А.М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс России: Лекции очерки / Под ред. В.М. Савицкого. М., 1997.
7. Мизулина Е.Б. Уголовный процесс: концепция самоограничения государства. Тарту, 1991.
8. Протасов В.Н. Юридическая процедура. М, 1991.
9. Томин В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства. М., 1991.
10. Хрестоматия по уголовному процессу России: Учеб. пособие. / Авт. сост. Э.Ф. Куцова. М., 1999.
11. Чулюкин Л.Д. Природа и значение цели в праве. — Казань: изд-во Казанского ун-та, 1984.
12. Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976.
13. Якимович Ю.К. Структура советского уголовного процесса: система стадий и система производств: Основные и дополнительные производства. – Томск, 1994.
14. Якимович Ю.К., Ленский А.В., Трубникова Т.В. Дифференциация уголовного процесса. Томск, 2001.