Основные этапы развития и задачи органов прокуратуры в сфере правовой статистики и специальных учетов

Статистика глубокими корнями уходит в древнюю историю человечества. Как неотъемлемая часть государственного управле­ния, статистика тесно связана с государством. Насколько уровень организации государства был высок, настолько усложнялась и рас­ширялась статистическая деятельность. В настоящее время существенно возросла важность правовой статистической информации для управления общественными процессами и принятия правиль­ных решений, в том числе для предупреждения и борьбы с пре­ступностью. Правовая статистика является необходимым элемен­том информационной системы демократического общества, обе­спечивающим государство данными о правовом, экономическом, демографическом и социальном положении в стране. Без данных правовой статистики немыслимо совершенствование деятельно­сти правоохранительных органов — судов, прокуратуры, органов юстиции, внутренних дел и юстиции.

Термин «статистика» (от лат. — (статус), означает «положение, состояние вещей». Первоначально под статистикой понимали совокупность знаний в государстве, затем статистикой стали называть сбор и обработку данных о массовых явлениях и, наконец, особую отрасль науки.

Выдающийся вклад в развитие общей статистической науки принадлежит видному бельгийскому астроному, социологу, ма­тематику А. Кетле, названному «отцом моральной статистики». Огромное значение имеют его научные исследования для таких важных отраслей статистики как экономическая, демографическая и моральная статистики. Благодаря усилиям А. Кетле была организована Центральная бельгийская статистическая комиссия и первый международный статистический конгресс в г. Брюсселе в 1953 году.

В Казахстане правовая статистика появилась лишь в период су­ществования Советского Союза и сформировалась как неотъемле­мая часть советской юридической системы.

23 сентября 1918 года решением коллегии Народного Комисса­риата внутренних дел РСФСР утверждено Положение о статисти­ческом отделе и уголовной регистрации Комиссариата внутренних дел. Этим актом было положено начало созданию информацион­ной службы органов внутренних дел. С этого момента территори­альные аппараты статистических отделов НКВД становятся посто­янной составляющей системы внутренних дел.

В мае 1941 года регистрационно-учетные аппараты при глав­ных управлениях и самостоятельных отделах были упразднены, а их функции переданы в 1-е спецотделы НКВД СССР. В 1960 году функции первого спецотдела переданы в Центральную оперативно-справочную картотеку, образованную при МВД СССР, и создан Главный информационный центр при республиканских МВД, УВД. До этого не было общесоюзного единого учета преступле­ний. Преступность условно оценивалась по данным о судимости.

Важным шагом в становлении единства статистического учета и повышения ее прикладной роли в борьбе с преступностью яви­лось утверждение Прокуратурой СССР в конце 1960 г. Инструк­ции об едином учете преступлений, которая явилась обязательной для исполнения как для органов прокуратуры, так и для органов МВД. Эти мероприятия явились начальным этапом возрождения единого учета регистрируемых преступлений, создания единой си­стемы уголовно-правовой статистики как важнейшей части право­вой статистики Впервые данной инструкцией в качестве оценки эффективности деятельности органов уголовного преследования принята формула раскрываемости преступлений.

Только в 1961 году в первый раз была получена союзная инфор­мация о количестве преступлений, зарегистрированных в стадии возбуждения уголовного дела, либо после разрешения первичного материала. Основным документом, определяющим и регламентирующим систему учета преступлений и лиц, их совершивших, являлась Инструкция от 30 декабря 1965 г. «О едином учете пре­ступлений».

В Казахстане информационный центр МВД был создан в 1970 году - Правовая статистика в республике появилась лишь в пери­од существования Советского Союза и сформировалась как неот­ъемлемая часть советской юридической статистики. Статистика о преступности находилась в ведении Главного управления мили­ции СССР; статистика исправительно-трудовых учреждений — в Народном комиссариате юстиции СССР; статистика правонаруше­ний несовершеннолетних осуществлялась Народными комиссариатами просвещения союзных республик.

Отсутствие единого органа, синтезирующего данные о пре­ступности, осужденных, деятельности органов по борьбе с пре­ступностью привело к тому, что стало невозможно получить пол­ную картину состояния преступности в стране. Наличие больших различий в статистических формах органов охраны общественно­го порядка, суда, прокуратуры, узковедомственный подход к статистической отчетности, отсутствие единого учета преступности привели к тому, что результаты сопоставления этих данных ока­зались крайне противоречивыми и не отражали действительной картины состояния и динамики преступности в стране.

В 1992 году информационный центр был преобразован в информационно-вычислительный центр МВД РК. В октябре 1995 года он передан только образованному Государственному след­ственному комитету. В марте 1996 года служба была преобразова­на в Главный центр криминальной полиции.

До 22 апреля 1997 г. сведения о преступности, об административ­ных правонарушениях в обобщенном виде имелись только в Инфор­мационном центре МВД Республики, в Центре криминальной ин­формации Государственного следственного комитета Республики, в Министерстве юстиции в объеме рассмотрения дел судами.

Показатели эффективности работы органов внутренних дел ра­нее формировались этими же органами, что приводило к тотальной Распространенности нарушений учетно-регистрационной дисци­плины, фактической трансформации их в повседневную практику правоохранной деятельности, препятствующей адекватной оценке криминогенной ситуации. На практике это приобрело характер масштабного обмана государства и общества.

Существовавшие нормативные правовые акты решали эту проблему лишь отчасти, так как они не распространялись на органы правосудия и государственной безопасности. Требовались даль­нейшие меры по совершенствованию учета, надежного обеспече­ния объективной оценки статистических данных.

Поэтому Указом Президента Республики от 22 апреля 1997 г. «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохра­нительных органов Республики Казахстан» на базе статистических служб Министерства внутренних дел и бывшего Государственного следственного комитета был учрежден Центр правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казах­стан. Принятием данного акта ознаменовано завершение важного этапа правовой реформы — впервые в своей истории правовая ста­тистика передана в ведение надзорного органа.

Необходимость образования подобного органа, имеющего специфические функциональные и организационные особенности, было вызвано пороками прежней информационно-статистической системы, исключающей достоверное отображение криминогенной действительности и состояния борьбы с преступностью. В этих условиях единственной структурой, реально противостоящей по­добному развитию событий, были органы прокуратуры.

В 1999 году Центру придан статус Департамента Генеральной прокуратуры. Издание Генеральным Прокурором приказов №№ 30, 31 «Об организации деятельности органов государственной правовой статистики» и «О Центре (Департаменте) правовой ста­тистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан», на основании которых Центр был наделен контроль­ной функцией в сфере государственной правовой статистики, было установлено вертикальное подчинение региональных цен­тров Департаменту. Это было еще одним знаменательным этапом не только окончательной интеграции правовой статистики в систе­му органов прокуратуры, но и придание самостоятельного статуса в организационно-контрольной и кадровой деятельности[10].

Прошедшие годы подтвердили оправданность этого шага: из узковедомственной информационно-справочной структуры МВД — ГСК специальные учеты трансформировались в высокотехно­логичную информационно-аналитическую систему органов госу­дарственной правовой статистики, обеспечивающую правоприме­нительную и правосудную практику, эффективно ограждающую государственную службу от лиц, дискредитировавших себя со­вершением коррупционных или умышленных административных правонарушений. Сочетание статистики и надзорной функции в одном ведомственном исполнении позволили обеспечить полу­чение объективной и достоверной информации о криминогенной ситуации в стране.

В целях дальнейшего совершенствования правовой статистики Указом Президента Республики Казахстан от 28 марта 2003 г. за № 1050 на базе Центра правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре с передачей его функций и полномочий по управлению имуществом и делами образовано государственное учреждение — Комитет по правовой статистике и специаль­ным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

В соответствии с Положением Комитет является ведомством, осуществляющим в пределах компетенции Генеральной прокура­туры Республики Казахстан функции и полномочия государствен­ного органа по формированию правовой статистики и ведению специальных учетов, а также надзор в этой сфере.

Комитет возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республи­ки Казахстан по представлению Генерального Прокурора Респу­блики Казахстан. Председатель комитета имеет заместителей, ко­торые назначаются на должности и освобождаются от должностей Генеральным Прокурором Республики Казахстан по представле­нию Председателя Комитета.

Комитет имеет управления по правовой статистике и специаль­ным учетам в областях, г.г. Астане и Алматы и приравненные к ним военное управление и региональные транспортные управления, которые подчиняются Председателю комитета.

Деятельность территориальных органов комитета регламенти­руется соответствующим Положением об Управлениях комитета по областям, гг. Астане и Алматы и приравненным к ним. Управле­ние возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобож­даемый от должности Председателем комитета. Начальник Управ­ления имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Председателем комитета по пред­ставлению начальника Управления.

Начальник Управления по принципу единоначалия организу­ет работу Управления, руководит ею и несет персональную от­ветственность за выполнение возложенных на Управление задач; в установленном порядке и сроки обеспечивает представление в Комитет по правовой статистике и специальным учетам статисти­ческих отчетов, учетных актов и материалов для формирования централизованных специальных учетов, отчет о результатах дея­тельности Управления; направляет прокурору города информацию о состоянии отчетной и учетной дисциплины по итогам полугодия и года.

22 декабря 2003 г. был принят Закон «О государственной пра­вовой статистике и специальных учетах». Необходимость его разработки была предусмотрена Программой борьбы с преступно­стью в Республике Казахстан на 2000—2002 годы, утвержденной постановлением Правительства от 31 октября 2000 года. Содержа­щиеся в законе нормы направлены на четкое определение специ­альной терминологии, используемой в сфере правовой статистики и специальных учетов. В частности, положениями данного закона раскрываются понятия «государственная правовая статистика», «ведомственный учет», определены субъекты правовой статистики и специальных учетов, предусмотрены гарантии прав физических и юридических лиц, сведения о которых стали объектом статисти­ческой информации.

Предметом государственной правовой статистики является количественная сторона массовых правовых или других юридиче­ски значимых явлений и процессов в конкретных условиях места и времени в целях раскрытия их качественного своеобразия, тенден­ции и закономерности их развития. Предметом же специальных учетов — документированная информация, характеризующая со­вокупность массовых правовых или других юридически значимых явлений путем статистического наблюдения.

Основные задачи государственной правовой статистики и ве­дения специальных учетов состоят в эффективном и достаточном информационном обеспечении государственных органов, физиче­ских и юридических лиц о состоянии законности и правопорядка в стране на основе единых статистических принципов и стандартов; совершенствовании и развитии государственной правовой инфор­мационной статистической системы.

Нормы принятого закона детально регламентируют ответствен­ность, права и обязанности уполномоченного органа, которым является Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры.

В соответствии с Концепцией развития правовой статисти­ки и специальных учетов на 2009—2011 годы, утвержденной при­казом Председателя Комитета по правовой статистике и специаль­ным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 19 сентября 2008 года № 103 о/д основными направлениями совер­шенствования государственной правовой статистической системы являются:

В уголовно-правовой сфере — дальнейшее развитие Единой уни­фицированной статистической системы (ЕУСС), а также создание единой информационной базы правоохранительных органов о дви­жении осужденных (арестованных) с проработкой вопроса по изда­нию нормативного правового акта, регулирующего данный вопрос.

На первоначальном этапе создание единой унифицированной статистической системы в уголовно-правовой сфере позволило автоматизировать формирование объективных и достоверных дан­ных о состоянии преступности, деятельности органов уголовного преследования, прокуратуры.

Тем самым обеспечено прозрачное статистическое наблюдение за уголовным процессом и государства объективными и достовер­ными данными о состоянии преступности, деятельности органов уголовного преследования, прокуратуры. Следующим этапом вне­дрения ЕУСС является переход формирования статистических отчетов в гражданско-правовой и административно-правовой сферах на автоматизированный режим.

Перевод статистических отчетов о работе прокурора, судов в автоматизированный режим формирования позволит оперативно получать и выдавать необходимую статистическую информацию о работе прокурора и судов по всем направлениям их деятельности. Кроме того, высвободит сотрудников органов прокуратуры, судов от проведения сверки и сдачи отчетов.

Полученные сведения из Единой автоматизированной инфор­мационной системы учета обращений лиц позволят более эффек­тивно и адресно реагировать на нарушения прав физических и юридических лиц.

В сфере специальных учетов — развитие системы для элек­тронного ведения специальных учетов, создание интегрированной системы электронного ведения информационных учетных доку­ментов для субъектов правовой статистики и специальных учетов.

В результате объединения и модернизации информационных систем правоохранительных органов, обеспечения их взаимодей­ствия с другими компонентами «электронного правительства», будут повышены эффективность и качество информационно-аналитической деятельности субъектов правовой статистики и специальных учетов, и создана автоматизированная база данных движения осужденных лиц.

Таким образом, создание и внедрение новейших информацион­ных систем и современных информационных технологий позволит автоматизировать основные направления деятельности Комитета и оптимизировать количество формируемых Комитетом отчетов.

Наши рекомендации