Тема 1.4. Административные правоотношения

I. Задания для самостоятельной работы

1. Разберитесь с соотношением понятий «субъект административного права» и «субъект административных правоотношений».

2. Выявите особенности административных правоотношений различных видов, почему, несмотря на различия по своей природе они являются властеотношениями.

3. Подготовьте реферативные сообщения по одному из предлагаемых вопросов для выступления на семинаре.

II. План семинарского занятия

(очная и заочная форма обучения)

1. Понятие административно-правовых отношений, их структура.

2. Виды и особенности административных правоотношений.

3. Содержание административных отношений.

4. Основания возникновения, изменения, прекращения правоотношений.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

Прослушав по этой теме лекцию и изучив рекомендованную литературу, следует углубить полученные знания путем осмысления дефиниций, поскольку в этом – ключ к пониманию других институтов административного права, регулирующих рассматриваемые правоотношения. В результате студенты должны уметь определить, что собой представляют административные правоотношения, дать их понятие, раскрыть и показать структуру, назвать участников (стороны).

Очень внимательно следует разобраться с видами административных правоотношений, путями оказания управляющего воздействия, целями, содержанием. Уметь классифицировать правоотношения по видам.

Не менее важно определить состав административных правоотношений, разобраться с их субъектами и объектами, раскрыть содержание, вникнуть в понятие юридического факта, назвать их виды, быть готовым перечислить основания, при которых возникают, изменяются и прекращаются административно-правовые отношения.

Для дополнения вопросов, поставленных в плане семинарского занятия, рекомендуется готовить и выступить с реферативными сообщениями по выбору студентов. Сообщение должно быть рассчитано на 5-7 минут. Для его подготовки целесообразно готовить текст (до 3-5 страниц печатного текста) или тезисы. Подобные работы способствуют развитию навыков публичных выступлений.

IV. Вопросы для подготовки реферативных сообщений

1. Субординационные и координационные правоотношения.

2. Горизонтальные, координационные и договорные правоотношения.

V. Рекомендуемые источники

Нормативные правовые документы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 2009. – № 7.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (часть первая). – Ст. 1.

4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об об­щих принципах организаций местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

6. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.

7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.

8. Указ Президента от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента РФ» // СЗ РФ. - 2004. - № 13. - Ст. 1118.

9. Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // СЗ РФ. – 2006. - № 20. - ст. 2162.

10.Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. – 2008. – № 20. – Ст. 2290.

11.Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» // СЗ РФ. – 2006. - № 32. - ст. 3569.

Основная литература

1. Административное право: учеб. / под ред. Л.Л. Попова. – М., 2010.

2. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. – 4-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

3. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России – учебник, 2 изд., М, Проспект, 2010.

Дополнительная литература

1. Бахрах Д.Н.Административное право России. Учебник. – М.: ЭКСМО, 2011.

2. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право. Учебник, М., Эксмо, 2010.

3. Елагин Р.И. Административное право России. Учебник. – М.: Книжный мир, 2011.

4. Конин. Н.Н. Административное право России в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2012.

5. Кононов Н.И., Кикоть В.Я., Килясханов И.Ш. Административное право России – 4 изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Манохин В.М. Административное право России. Учебник. - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2010.

VI. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся понятия «субъект административного права» и «субъект административных правоотношений»?

2. Каковы особенности административных правоотношений?

3. Каковы основания возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений?

4. Имеются ли различия между вертикальными и субординационными правоотношениями?

5. Как соотносятся между собой горизонтальные и координационные правоотношения?

6. Почему административные правоотношения по своей природе являются властеотношениями?

7. * Каковы основные характерные черты административно-правовых отношений.

Наши рекомендации