Основные теоретические подходы к определению сущности конституции.
Понятие «сущность конституции» необходимо рассматривать с учётом единства двух аспектов - юридического и социального. Сущность конституции в юридическом аспекте, выражена в качествах конституции как учредительного документа, основного закона, принимаемого в усложненном порядке, обладающего высшей юридической силой и имеющего особый объект регулирования.
Социальная сущность конституции выражает и закрепляет главные жизненные интересы господствующего или доминирующего в обществе социального слоя, совпадающие интересы нескольких таких социальных слоёв, компромисс разных по социальной сущности слоёв, совпадающие интересы всего народа с учетом приоритетов доминирующих в обществе социальных слоёв (например, так называемого «среднего класса»).
Марксизм-энгельсизм и ленинизм рассматривают сущность любой конституции как продукт классовой борьбы, как инструмент, с помощью которого тот или иной класс (союз однородных по своему характеру классов, других социально-политических сил) закрепляет свое господство.
Специальную работу сущности конституции впервые посвятил немецкий социалист Ф. Лассаль (1825-1864), который в целом разделял позицию Маркса и Энгельса, хотя при более гибком подходе. Сущность конституции Ф.Лассаль рассматривал прежде всего с позиции сопоставления фактической и юридической конституции. В соответствии с этой позицией сущность конституции страны это соотношение сил существующих в стране. Писанная конституция тогда прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил.
В.И.Ленин принял позицию Ф.Лассаля, но обострил её, связав с соотношением не просто общественных, а классовых сил.
Необходимо отметить, что сущность современной конституции нельзя толковать односторонне, сводить её только к закреплению власти какого-то одного класса, союза дружественных классов. Чаще всего современная конституция закрепляет волю не какой-то одной стороны в обществе, а социальный компромисс различных классовых, социальных, а иногда и иных сил, но при доминировании определённого социального слоя или слоёв. Компромисс, о котором идет речь, достигается в ходе борьбы, состязательности, в противоборстве различных мнений при подготовке конституции. Естественно, что в ходе такой состязательности приоритет принадлежит тем силам, которые социально, политически, идеологически доминируют в обществе. Конституция не может не отражать именно такое соотношение. Поэтому говоря о компромиссе как о сущностном признаке конституции, нельзя забывать, что компромисс достигается при сохранении приоритета доминирующих в обществе сил.
Современная конституция - это не только закрепление жизненных интересов определенных социально-политических сил в обществе, не только выражение, как правило, достигнутого компромисса (иногда - консенсуса, иногда безоговорочного согласия, как нередко бывает среди органов, принимающих конституцию при тоталитарных режимах), но и концентрированное выражение установленных в обществе базовых взаимосвязей. Это разносторонние связи человека, коллектива (разных коллективов, имеющих собственные интересы), государства и общества. Наконец, современная конституция - это также концентрированное выражение принятых обществом, народом общечеловеческих ценностей.
Специфика сущности современной конституции как особого юридического документа состоит в том, что она представляет собой нормативно-правовое выражение жизненных интересов различных социальных сил, их компромисса или консенсуса, общечеловеческих ценностей, признаваемых обществом, сделанное на высшем правовом уровне, на уровне основного закона.
Сущность конституции неразрывно связана с ее содержанием, причем сущность отражает природу конституции глубже, а содержание - богаче, разностороннее. Содержание современной конституции - это тот или иной способ нормативного выражения конкретного компромисса, достигнутого в обществе в данных условиях. Внешне содержание представлено совокупностью норм основного закона, которые определяют основы взаимосвязей человека - коллектива - государства и общества в той или иной конституционной модели, а при анализе конкретной конституции (российской, французской или китайской) - в данной конституции. Рассматривая содержание той или иной конституционной модели или конкретной конституции, важно различать два элемента, составляющих в спаянном виде ее содержание: социальное содержание, т.е. характер урегулирования общественных отношений человека - коллектива - государства и общества в интересах определенных социально-политических сил, и содержание правовое - тот нормативный правовой материал, из которого состоит конституция, который заключен в ней (нормы, институты, принципы). В разных конституциях для выражения указанных взаимосвязей могут использоваться разные формулировки норм, неодинаковые правовые институты. Особенности социального и правового содержания, взятые вместе, дают ту или иную конституционную модель, определение которой дано выше. Она может быть представлена одной конституцией, но чаще всего - это обобщение особенностей нескольких, а то и многих конституций
Несмотря на различие конкретных подходов и характеристик, под конституцией обычно понимали и понимают законодательный акт, которым определяется организация высших органов государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их взаимоотношения и компетенция, а также основы положения индивида по отношению к государственной власти. С формальной точки зрения конституция может совпадать с иными законами государства, но в практике современного конституционализма она обычно отличается от них по способу издания, внесения изменений и дополнений, а юриспруденцией признается ядром правовой системы соответствующего государства. Она обладает высшей юридической силой и поставлена над иными законами и нормативными актами, определяет деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.
Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям Конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в ней воплощаются идеи высшей справедливости, разума.
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность Конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. что Конституция является классовой по своей сущности.
Классическое для сложившейся в советский период конституционно-правовой доктрины определение сущности конституции было дано В.И. Лениным в работе "Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам": "Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в 'представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе".
В сущности конституции отражаются не только ее связи с социальной структурой общества или характером и организацией власти и управления делами общества и государства, но и занимаемое государством в международном сообществе.
При этом сущность конституции не есть нечто раз и навсегда данное и неизменное. На различных этапах общественного развития она претерпевает значительные изменения.
Иными словами, объяснение сущности Конституции определяется отношением исследователя к прошлому и настоящему теории классовой борьбы и форм ее проявления в социальной практике, а также роли государства в этой борьбе.
Если в качестве методологической основы исследования в современных условиях принять теорию классовой борьбы, то государство действительно выступает не чем иным, как машиной классового подавления, находящейся в распоряжении господствующего класса, осуществляющей свои функции посредством насилия, а конституция является политико-правовым воплощением результатов этой борьбы и способом поддержания классового господства. Если же методология исследования определяется идеей социального сотрудничества, то государство должно способствовать достижению общественного согласия и компромисса, формированию баланса многообразных интересов, имеющихся в обществе.