Республики входящие в состав РФ: понятие и государственно-правовые признаки.
31. Края, области, и города федерального значения как субъекты РФ.
В настоящее время в Российской Федерации находятся девять краев и 46 областей, а также три города федерального значения, перечень которых содержится в части 1 статьи ст. 65 Конституции Российской Федерации.
Край и область представляют собой сложный хозяйственный комплекс, включающий индустриальные центры и сельскохозяйственные районы. Многие края и области по размерам своей территории, количеству населения, развитию хозяйства превосходят как многие республики в составе Российской Федерации, так и отдельные государства Европы и Азии.
Государственно-правовой статус края и области определен главой третьей Конституции Российской Федерации и Федеративным договором от 31 марта 1992 года.
Государственно-правовые признаки, характеризующие край, область, город федерального значения в качестве субъекта Российской Федерации:
1. Край, область, город федерального значения обладают элементами учредительной власти, что проявляется в праве принимать свои уставы, равно как и законы и иные нормативные правовые акты. Эти акты, изданные в пределах компетенции края, области, города федерального значения, подлежат государственной защите.
2. Край, область, город федерального значения имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия.
3. Каждый край, область, город федерального значения образуют свои представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы, которые функционируют на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иных федеральных законов, уставов соответствующих краев, областей, городов федерального значения. Государственные органы указанных субъектов относятся к органам государственной власти и больше не считаются местными органами, как это было по прежним Конституциям РСФСР.4. Э
кономическую основу жизнедеятельности края, области, города федерального значения составляет собственность, если она не подпадает под статус федеральной собственности.
5. В краях, областях употребляется государственный язык Российской Федерации - русский, так как основной процент населения этих субъектов русские. В то же время на территории краев и областей компактно проживают представители других наций и народностей. В этом случае на таких территориях может применяться и язык соответствующей нации или народности.
6. Край, область, город федерального значения являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит федеральной Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей осуществляется федеральными органами совместно с государственными органами края, области, города федерального значения.
7. Российская Федерация и субъекты Федерации могут временно делегировать друг другу на договорной основе часть своих полномочий. Предусматривается возможность заключения соглашений между краями, областями и другими субъектами Российской Федерации по предметам их ведения и полномочий.
8. Край, область, город федерального значения вправе иметь свою символику. Порядок использования символики определяется законом соответствующего субъекта. Так, в Самарской области действует закон от 22 264 сентября 1998 г. «О государственных символах Самарской области», который был принят Самарской Губернской Думой.
Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта Российской Федерации, как Москва, являющейся столицей Российской Федерации. Как мы уже говорили, статус г. Москвы определяется Законом от 15 апреля 1993 г.
32) Конституционно-правовая ответственность: понятие, содержание, признаки.
Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.
Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из:
1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица);
2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта);
3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий);
4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).
Признаки конституционно-правовой ответственности:
1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;
2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет);
3) она наступает только при наличии вины.
Виды конституционно-правовой ответственности:
1) ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ;
2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина;
3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;
4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;
5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;
6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.
Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав – в соответствии с трудовым; прав собственности – с гражданским и т. д.