Конституционные основы и проблемы организации и деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов субъектов РФ.
Для осуществления государственной власти на своей территории субъекты РФ образуют собственные органы государственной власти. Конституция России признает самостоятельность субъектов России в определении ими своей системы органов государственной власти, которая не должна, противоречить основам конституционного строя РФ, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.
Каждый субъект России образует законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган , а также формирует свои судебные органы власти, к которым относятся конституционный или уставный суд, мировые судьи. Органы государственной власти субъектов РФ и должностные лица несут ответственность за нарушение требований Конституции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ.
Исполнительной власти в субъектах РФ
В субъекте РФ формируется система органов исполнительной власти во главе с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти. Часть высших должностных лиц субъектов РФ избрана населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает:
- исполнение нормативно-правовых актов субъекта РФ.
-разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ;
-участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
-разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ;
-обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития;
-управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ;
-заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;
-формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Законодательные (представительные) органы власти субъектов
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.
Функции:
-принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней;
-утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, а также программы социально-экономического развития субъекта РФ;
-устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания, порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
-устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ;
-регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.
Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
Судебная власть
Конституция РФ, исходя из принципа разделения власти, относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Судебная власть обладает рядом специфических черт, в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти
К судам субъектов РФотносятся:
-конституционные (уставные) суды субъектов РФ. может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.
-мировые судьи назначаются законодательным органом субъекта РФ или избираются населением судебного участка. Мировые судьи призваны облегчить доступ гражданам к правосудию. Они рассматривают дела в качестве суда первой инстанции