Запреты на контрактное сотрудничество
Согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ об ОРД оперативным подразделениям запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных объединении. В этом предписании содержится исчерпывающий (закрытый) список лиц, привлечение которых ОРО к сотрудничеству на конфиденциальной контрактной основе законодатель не разрешает. Список включает две категории лиц: представителей власти (депутатов, судей и прокуроров) и представителей общественных организаций.
В первом случае запрет вызван тем, что представители власти наделены соответствующими законодательными, судебными и надзорными полномочиями, не совместимыми с конфиденциальным контрактным оказанием содействия органам исполнительной власти, которую они должны контролировать или за которой обязаны надзирать. Кроме того, нельзя допустить, чтобы привлечение к конфиденциальному сотрудничеству указанной категории граждан на контрактной основе использовалось ОРО для оказания негласного регулирующего воздействия на законотворческую деятельность и работу судов. Согласно ст. 120 Конституции судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону (в частности, обеспечению их независимости согласно ст. 294 УК РФ служит уголовно-правовой запрет на воспрепятствование осуществлению правосудия).
Наконец, государственные служащие не вправе заниматься другой (кроме основной) оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой (см. ч. 1 ст. II Закона об основах государственной службы).
Во втором случае запрет во многом обусловлен морально-этическими нормами. В частности, именно по этическим соображениям недопустимо использовать ОРО специфических отношений, которые возникают между каким-либо человеком и священнослужителем (полномочным представителем официально зарегистрированного религиозного объединения), в результате которого последние становятся обладателями информации о частной жизни лица (например, ставшей им известной из тайной исповеди верующего).
Социально-правовая защита лиц, сотрудничающих на контрактной основе:
Важнейшей мерой правовой защиты выступает нахождение этой категории лиц под защитой государства (ч. 1 ст. 18 ФЗ об ОРД). Это означает, что государство в лице своих представителей (соответствующих оперативников и ОРО) обязуется выполнять все предусмотренные ФЗ об ОРД и иными нормативными правовыми актами правила, предназначенные обеспечить законные права и интересы такого лица. Под защиту государства берется каждое лицо, которое, во-первых, в той или иной форме оказывает помощь ОРО (гласно или конфиденциально), во-вторых, вне зависимости от продолжительности оказания содействия (кратковременно, длительно) и, в-третьих, вне зависимости от времени оказания содействия (помощь в настоящее время или сотрудничество в прошлом).
- оперативные подразделения обязаны принимать меры по защите лиц, членов их семей, имущества;
- санаторно-курортное лечение;
- обеспечение смены жительства и документов;
- пенсионное обеспечение.
Документирование ОРД.
ОРД направлена на поиск и закрепление информации, имеющей доказательственное значение для предупреждения и раскрытия преступлений.
Собираемая информация концентрируется в делах оперативного учета (ДОУ).
Перечень и порядок ведения ДОУ каждый субъект ОРД определяет ведомственными нормативными актами.
По направленности ДОУ можно разделить на следующие категории:
- для оперативного наблюдения за объектом с целью изучения состояния оперативной обстановки;
- заводимые по фактам совершения тяжких преступлений, когда лица их, совершившие не установлены, а также лицо скрывается от следственных органов или уклоняется от уголовного наказания;
- заводимые на лиц подготавливающих, совершающих (совершивших) преступления, когда следственным путем раскрыть преступления крайне затруднительно.
ДОУ отличаются от уголовных дел:
- наличие ДОУ не влечет каких либо юридических последствий для проходящих по ним лиц;
- законодательно заведение ДОУ не связано с обязательным проведением ОРМ.
Разрешение на заведение ДОУ дают руководители, уполномоченные на осуществление ОРД.
Основаниями заведения ДОУ являются:
- наличие ВУД;
- ставшие известными оперативным подразделениям сведения о:
а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления;
б) событиях или действиях, создающих угрозу государству;
в) лицах, скрывающихся от следственных органов
г) без вести пропавших или неопознанных трупах с признаками насильственной смерти.
- поручения следственных органов;
- запросы других субъектов ОРД;
- постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц;
- запросы международных правоохранительных организаций и органов.
Цели заведения ДОУ:
- собирание и систематизация сведений;
- проверка и оценка результатов ОРД;
- принятие оперативными подразделениями соответствующих решений.
Решение о заведении ДОУ оформляется постановлением оперативного работника, утверждаемого руководителем, уполномоченным на осуществление ОРД.
Сроки ведения ДОУ определяются ведомственными нормативными актами.
Работа по ДОУ осуществляется по специальным планам.
Документально оформленные результаты ОРМ помещаются в ДОУ.
Производство по ДОУ осуществляется под контролем руководителя.
Основания для прекращения ДОУ:
- решение задачи, по которой заводилось ДОУ;
- объективно установленная невозможность решения задачи.
Реализованным ДОУ является в случаях:
- предупреждение совершения конкретного преступления;
- раскрытие конкретного преступления;
- установление подозреваемого лица и пресечение его преступной деятельности.
- установление местонахождения и задержание разыскиваемого лица;
- розыск без вести пропавшего.
Прекращение ДОУ по иным обстоятельствам:
- неподтверждение сведений, послуживших основанием для заведения;
- декриминализация общественно опасного деяния (например, спекуляция);
- акт амнистии;
- истечение сроков давности;
- потеря объектом общественной опасности;
- смерть проверяемого.