Независимость прокуратуры имеет определенные гарантии,закрепленные в Законе «Опрокуратуре РФ». I) прокуроры и

следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами мест­ного самоуправления, тем самым они потенциально выводятся из-под влияния тех органов, в которые они могли быть избраны; 2) прокурорские работники не могут являться членами общест­венных объединений, преследующих политические цели и при­нимать участие в их деятельности, не допускается создание и деятельность общественных объединений, преследующих поли­тические цели в органах и учреждениях прокуратуры, а проку­роры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Это означает, что ни одна партийная организация, будь - то коммунистическая или какая-либо другая, не может быть создана в органах прокурату­ры и, что решение партийной организации не может заставить работников прокуратуры подчиниться при решении вопросов, касающихся рассматриваемых дел; 3) прокурорские работники не могут совмещать свою основную деятельность с иной опла­чиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподава­тельской, научной и творческой, таким образом, устраняется возможность, чтобы работники прокуратуры были заинтересо­ваны в совершении таких действий, которые обусловлены их зависимостью от наймодателя или других руководителей. Га­рантией независимости прокуратуры является указание в статье 5 Закона «О прокуратуре РФ» о недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Гарантией недопусти­мости вмешательства в деятельность органов прокуратуры явля­ется, что прокурор и следователь не обязаны давать объяснения по существу находящихся в их производстве дел, а также пре­доставлять их кому бы то ни было для ознакомления. Это под­твердил в своем постановлении от 18 февраля 2000 г. Конститу­ционный Суд РФ при проверке конституционности п.2 ст. 5 За­кона «О прокуратуре РФ». Он постановил, что предоставление прокуратурой материалов возможно только тому гражданину, чьи права и свободы оказались нарушенными в результате про­веденной проверки и не предоставления ему для ознакомления полученных после окончания этой проверки сведений, непо­средственно затрагивающих его права и свободы.54 Попытки воздействия в какой бы-то ни было форме с целью повлиять на принимаемое решение или с целью воспрепятствования деятельности прокурора со стороны федеральных органов государ­ственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц влечет за собой уголовную или администра­тивную ответственность.

Важным принципом деятельности прокуратуры является принцип гласности. Органы прокуратуры действуют гласно. Однако при этом не могут нарушаться требования законода­тельства об охране прав и свобод граждан, а также о государст­венной и иной специально охраняемой законом тайне. В целях обеспечения принципа гласности в составе Генеральной проку­ратуры создано самостоятельное структурное подразделение -Центр информации и общественных связей. Центр организует и готовит для средств массовой информации материалы и иные сведения о деятельности прокуратуры, в частности, о мерах по охране прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, иными правонарушениями. В пункте 2 части 2-ой статьи 4 установлены пределы гласности в деятельности органов прокуратуры. Глас­ность ограничена конституционными требованиями, связанны­ми с частью 1 статьи 23 Конституции РФ, согласно которой ка­ждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, лич­ную и семейную тайну. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Рос­сийской Федерации о государственной тайне, кроме того они должны соблюдать требования о служебной и коммерческой гайне (в ст. 139 ГК РФ содержится понятие служебной и ком­мерческой тайны). Правительство РФ установило перечень све­дений, которые не могут составлять коммерческую тайну (по­становление от 5 декабря 1991 года № 35).5" Разглашение охра­няемой законом тайны влечет уголовную (в отношении тайны усыновления или государственной тайны соответственно по ст. ст. 155, 283 У К РФ), или материальную, или дисциплинар­ную ответственность.

Помимо обеспечения гласности деятельности на прокурату­ру возложена обязанность информировать федеральные органы государственной власти, а также органы государственной вла­сти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и население о состоянии законности, т. к. в результате специфичс-

"СП. РФ. 1992. №1-2

ской надзорной и следственной деятельности прокуратура осве­домлена о состоянии законности во всех сферах правовых от­ношений. Кроме того, она получает информацию от правоохра­нительных органов по борьбе с преступностью. Именно в связи с необходимостью информирования высших Федеральных ор­ганов власти Генеральный прокурор ежегодно представляет доклад палатам Федерального Собрания и Президенту о состоя­нии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры обеспечивают та­кой информацией органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Населению ин­формация представляется по радио, телевидению, в печати, дру­гих средствах массовой информации, а также посредством чте­ния лекций и докладов, бесед, проведения собраний в коллекти­вах рабочих и служащих.

Контрольные вопросы:

1. Какой предполагалась прокуратура при се создании?

2. Какова роль принципов организации и деятельности ор­ганов прокуратуры?

3. Системность принципов организации и деятельности прокуратуры.

4. Как обеспечивается независимость деятельности проку­ратуры?

5. Значение гласности в деятельности прокуратуры.

Наши рекомендации