Независимость прокуратуры имеет определенные гарантии,закрепленные в Законе «Опрокуратуре РФ». I) прокуроры и
следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, тем самым они потенциально выводятся из-под влияния тех органов, в которые они могли быть избраны; 2) прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности, не допускается создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели в органах и учреждениях прокуратуры, а прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Это означает, что ни одна партийная организация, будь - то коммунистическая или какая-либо другая, не может быть создана в органах прокуратуры и, что решение партийной организации не может заставить работников прокуратуры подчиниться при решении вопросов, касающихся рассматриваемых дел; 3) прокурорские работники не могут совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, таким образом, устраняется возможность, чтобы работники прокуратуры были заинтересованы в совершении таких действий, которые обусловлены их зависимостью от наймодателя или других руководителей. Гарантией независимости прокуратуры является указание в статье 5 Закона «О прокуратуре РФ» о недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Гарантией недопустимости вмешательства в деятельность органов прокуратуры является, что прокурор и следователь не обязаны давать объяснения по существу находящихся в их производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления. Это подтвердил в своем постановлении от 18 февраля 2000 г. Конституционный Суд РФ при проверке конституционности п.2 ст. 5 Закона «О прокуратуре РФ». Он постановил, что предоставление прокуратурой материалов возможно только тому гражданину, чьи права и свободы оказались нарушенными в результате проведенной проверки и не предоставления ему для ознакомления полученных после окончания этой проверки сведений, непосредственно затрагивающих его права и свободы.54 Попытки воздействия в какой бы-то ни было форме с целью повлиять на принимаемое решение или с целью воспрепятствования деятельности прокурора со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц влечет за собой уголовную или административную ответственность.
Важным принципом деятельности прокуратуры является принцип гласности. Органы прокуратуры действуют гласно. Однако при этом не могут нарушаться требования законодательства об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. В целях обеспечения принципа гласности в составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение -Центр информации и общественных связей. Центр организует и готовит для средств массовой информации материалы и иные сведения о деятельности прокуратуры, в частности, о мерах по охране прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, иными правонарушениями. В пункте 2 части 2-ой статьи 4 установлены пределы гласности в деятельности органов прокуратуры. Гласность ограничена конституционными требованиями, связанными с частью 1 статьи 23 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации о государственной тайне, кроме того они должны соблюдать требования о служебной и коммерческой гайне (в ст. 139 ГК РФ содержится понятие служебной и коммерческой тайны). Правительство РФ установило перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (постановление от 5 декабря 1991 года № 35).5" Разглашение охраняемой законом тайны влечет уголовную (в отношении тайны усыновления или государственной тайны соответственно по ст. ст. 155, 283 У К РФ), или материальную, или дисциплинарную ответственность.
Помимо обеспечения гласности деятельности на прокуратуру возложена обязанность информировать федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и население о состоянии законности, т. к. в результате специфичс-
"СП. РФ. 1992. №1-2
ской надзорной и следственной деятельности прокуратура осведомлена о состоянии законности во всех сферах правовых отношений. Кроме того, она получает информацию от правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Именно в связи с необходимостью информирования высших Федеральных органов власти Генеральный прокурор ежегодно представляет доклад палатам Федерального Собрания и Президенту о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры обеспечивают такой информацией органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Населению информация представляется по радио, телевидению, в печати, других средствах массовой информации, а также посредством чтения лекций и докладов, бесед, проведения собраний в коллективах рабочих и служащих.
Контрольные вопросы:
1. Какой предполагалась прокуратура при се создании?
2. Какова роль принципов организации и деятельности органов прокуратуры?
3. Системность принципов организации и деятельности прокуратуры.
4. Как обеспечивается независимость деятельности прокуратуры?
5. Значение гласности в деятельности прокуратуры.