Общие принципы контрольной (надзорной) деятельности

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие принципы контрольной (надзорной) деятельности – прямо закрепленные в нормативных правовых актах или вытекающие из них положения, определяющие основы (начала) этой деятельности, ее важнейшие свойства и характеристики, подходы к осуществлению.

Примечание.

Прямого закрепления в законодательстве (едином нормативном правовом акте) какого-либо перечня общих принципов контрольной деятельности не существует, они представлены в разных нормативных правовых актах.

Основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) определены в федеральном законе от 08.08.2001 г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Осуществление контрольной (надзорной) деятельности исключительно в пределах и в порядке, установленных законом или иным нормативным правовым актом.

2. Соблюдение международных договоров Российской Федерации.

3. Установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

4. Открытость и доступность нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора).

5. Законность, объективность и справедливость при осуществлении контрольной деятельности.

6. Проведение мероприятий по контролю (надзору) уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора).

7. Соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю (надзору) компетенции органа государственного контроля (надзора).

8. Осуществление контрольной деятельности на основе равенства всех перед законом.

9. Соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в процессе осуществления контрольной (надзорной) деятельности.

10. Осуществление контрольной (надзорной) деятельности с участием заинтересованных лиц – физических и юридических (формы и порядок их участия определяются соответствующим законодательством, в том числе отраслевым).

11. Регулярность, периодичность (в установленных случаях – непрерывность) и оперативность проведения мероприятий по контролю (надзору), предусматривающего полное и возможно быстрое проведение его в течение установленного срока.

12. Документирование и учет мероприятий по контролю (надзору), проводимых органами государственного контроля (надзора).

13. Возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю (надзору), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

14. Признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам.

15. Верховенство судебной власти в осуществлении контрольной (надзорной) деятельности (наиболее существенные меры принуждения применяются судом, им же разрешаются споры между субъектами общественных отношений и контролирующими органами).

16. Гласное осуществление контрольной деятельности, кроме случаев, требующих сохранения тайны (конфиденциальности) информации с ограниченным доступом, охраняемой законом.

17. Презумпция добросовестности лица (физического и юридического), деятельность которого подвергается контролю (надзору), и признание его виновности в соответствии с законом.

· Этот принцип означает, что лицо считается невиновным в совершении правонарушения до тех пор, пока его виновность не будет доказана и установлена в соответствии с законом.

· Из этого принципа вытекают положения:

- лицо, подозреваемое в совершении правонарушения, не обязано доказывать свою невиновность;

- неустранимые сомнения толкуются в пользу подозреваемого.

18. Устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического или физического лица обоснованной.

19. Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации.

20. Недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических и физических лиц за проведение мероприятий по контролю (надзору), за исключением случаев, возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

21. Недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических и (или) физических лиц в результате проведения мероприятий по контролю (надзору) и применения к ним соответствующих санкций.

Система общих принципов контрольной деятельности предполагает установление в действующем законодательстве также отраслевых, специфичных принципов в тех или иных сферах контрольной (надзорной) деятельности и их реализацию.

Наши рекомендации