Принципы и юридические свойства российской Конституции 1993 г.
Принципы конституции – это основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции как основного источника права.
1. Политические:
- разделение властей;
- идеологическое многообразие, многопартийность;
- светский, правовой, социальный характер государства;
- демократизм
- федерализм форма государства
- республиканская форма правления
- гуманизм;
- суверенитет.
2. Экономические:
- единство экономического пространства;
- единый рынок;
- поддержка конкуренции;
- свобода экономической деятельности;
- равенство форм собственности.
3. Правового положения человека и гражданина – это признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина.
а) равноправие:
- равенство всех перед законом и судом;
- равенство прав и свобод человека и гражданина;
- равенство мужчины и женщины.
б) гарантированность:
- социально-экономические гарантии;
- юридические гарантии;
- политические гарантии;
в) неотъемлемость;
г) единство прав и обязанностей.
Юридические свойства конституции занимают особое место среди ее принципов. Конституция выступает в трех качествах: как политический, идеологический и юридический документ.
Юридические свойства конституции – это ее признаки как основного источника права, отличающие ее от других источников права. Обычно указывают следующие юридические свойства конституции:
1. Конституция - юридическая база:
а) законодательства;
б) правопорядка.
2. Юридическое верховенство – конституция имеет высшую юридическую силу.
3. Прямое действие на всей территории РФ .
4. Особый порядок принятия и изменения (стабильность).
5. Правовая охрана осуществляется с помощью конституционного контроля.
6. Учредительный характер.
Тема 8. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации
Учебные вопросы:
1. Понятие и формы государственного устройства.
2. Принципы российского федерализма.
3. Понятие и конституционный статус органов государственной власти. Соотношение понятий «государственный орган» и «орган государственной власти».
4. Система органов государственной власти. Факторы, ее обуславливающие.
5. Классификация органов государственной власти.
Понятие и формы государственного устройства
Термин «государственное устройство» используется в политико-правовой литературе в двух значениях:
1. В широком смысле как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (т. е. предмет конституционного права);
2. В узком смысле слова как одна из форм государства – для характеристики территориальной организации государственной власти. Определяет:
- территориальное деление государства на составные части;
- правовое положение этих частей и государства в целом;
- урегулирование взаимоотношений составных частей с государством в целом и между собой.
Различают 2 вида государственного устройства в узком смысле:
а) национально-государственное устройство – форма организации государства, выражающая взаимосвязь территориальной организации государственной власти (территориального устройства государства) и национальной структуры общества, а также соотношение национального и государственного суверенитетов;
б) административно-территориальное устройство – разделение территории государства на определенные части (области, провинции, районы), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.
Формы государственного устройства
1. Простые:
а) унитарная – единое цельное государство (например, Франция, Швеция, Китай);
2. Сложные:
а) федеративная (например, Швейцария, США, ФРГ, РФ);
б) конфедеративная (например, Швейцария (до 1848 г.), Германский союз (1815 – 1866 гг.), Сенегамбия (1980-е гг.).