Практическое занятие 4. Правовые основы системы
Государственной власти в Российской Федерации
План
1. Правовое положение Президента Российской Федерации.
2. Федеральное Собрание в системе федеральных органов государственной власти.
3. Правительство Российской Федерации.
4. Судебная система Российской Федерации.
5. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Задания и задачи
1. Составьте схему стадий законодательного процесса в Российской Федерации. Укажите предмет каждой стадии. Какие федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации?
2. Заполните таблицу "Порядок формирования органов государственной власти Хабаровского края". Укажите нормативно-правовые акты, на основе которых формируются органы государственной власти Хабаровского края.
Глава правительства Хабаровского края | Правительство Хабаровского края | Законодательная дума Хабаровского края | Суды Хабаровского края |
3. В Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос Президента Республики Бурятия, в котором оспаривается конституционность п. "г" ст. 74, п. 1 ст. 78, п. "о" и "ц" ст. 86 и п.2 ст. 93 Конституции Республики Бурятия. По мнению заявителя, эти нормы нарушают принцип разделения властей, предусматривающий самостоятельность исполнительной власти (ст. 10 Конституции РФ), и противоречат установленным Конституцией Российской Федерации требованиям к правовому регулированию в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также федеральному законодательству:
- согласно п. "г" ст. 74 Конституции Республики Бурятия Президент Республики Бурятия назначает членов Правительства с согласия Народного Хурала Республики Бурятия. Этому положению корреспондирует п. "о" ст. 86 Конституции Республики Бурятия, относящий к ведению Народного Хурала Республики дачу согласия Президенту Республики на назначение членов Правительства Республики;
- согласно п.1 ст. 78 Конституции Республики Бурятия во всех случаях, когда Президент Республики не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Народного Хурала;
- согласно п. "ц" ст. 86 Конституции Республики Бурятия к ведению Народного Хурала относится решение вопроса о доверии отдельным членам Правительства Республики или об их отставке;
- согласно п.2 ст. 93 Конституции Республики Бурятия Правительство Республики не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Народным Хуралом.
Какое решение должен вынести суд?
4. В ноябре 1999 г., работая в Верховном Суде Республики Коми, гражданин Юркин просил квалификационную коллегию судей Республики Коми рекомендовать его для назначения на должность судьи того же суда без ограничения срока полномочий. Такая рекомендация была получена, после чего в соответствии с ч. 6 ст. 13 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" кандидатура Юркина была внесена для голосования в Государственный Совет Республики Коми (законодательный орган), который постановил в согласии на его назначение отказать. Юркин обратился с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации, в которой утверждал, что ч.6 ст. 13 ФКЗ Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не соответствуют ст.10, 19 (ч.1), 24 (ч.2), 29 (ч.3), 37 (ч.1), 71 (п. "г"), 72 (п. "л" ч.1), 119-121 и 128 (ч.2) Конституции Российской Федерации.
Соответствуют ли указанным статьям Конституции Российской Федерации ст. 6 ФКЗ Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"? Правомочен ли Конституционный Суд Российской Федерации принимать решения по подобным жалобам? Каков порядок назначения на должность судей в Российской Федерации? Какое решение должен принять суд?
5.Указом Президента Российской Федерации Генеральный Прокурор Российской Федерации был отстранен от должности на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела.
По мнению Совета Федерации, такое отстранение может иметь место только в порядке, установленном ст. 83 п."е", 102 п."з" ч.1 и 129 ч. 2 Конституции Российской Федерации для назначения на должность и освобождения от должности Генерального Прокурора, то есть должно осуществляться Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, и, следовательно, Президент Российской Федерации был не вправе издать названный Указ.
В чьей компетенции находится издание правового акта, которым Генеральный Прокурор Российской Федерации отстраняется от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела на время проводимого расследования? Дайте правовой анализ ситуации.