Правоспособность и дееспособность государственных органов и должностных лиц
Правоспособность и дееспособность государственных органов и должностных лиц, являющихся субъектами правоотношений в некоторых отраслях права (например, в административном), зависят от их компетенции.
Компетенция - это совокупность прав и обязанностей (полномочий), предоставленных государственному органу и должностному лицу законами и иными нормативными актами.
Любое действие органа государства и должностного лица должно осуществляться в пределах компетенции. Выход государственного органа или должностного лица за пределы компетенции является незаконным действием.
Вопрос 16. Понятие и классификация юридических фактов.
Юридические факты - факты реальной действительности, с которыми действующие законы и иные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, т.е. правоотношений.
Юридические факты разнообразны и классифицируются по различным основаниям.
По признаку зависимости от воли субъектов они подразделяются на действия и события.
1.В действиях проявляется воля субъектов - физических и юридических лиц.
1.1.По признаку дозволенности законом действия бывают правомерные и неправомерные. Правомерные - это действия, соответствующие требованиям законов, иных правовых актов и принципов права. Неправомерные - это действия, нарушающие предписания законов, иных правовых актов и принципов права. К числу неправомерных действий, порождающих гражданские правоотношения, можно отнести причинение вреда, нарушения договорных обязательств.
1.2.В зависимости от целенаправленности правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты - правомерные действия субъектов, имеющие целью возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Основным видом гражданско-правовых юридических актов являются сделки - волевые действия юридического или физического лица, направленные на достижение определенного правового результата. Юридические поступки - правомерные действия субъектов, с которыми закон связывает определенные юридические последствия независимо от того, была ли у субъектов цель достижения того или иного правового результата. Например, к числу таких юридических фактов относятся создание произведения науки, литературы и искусства, обнаружение клада. Эти действия, если даже субъекты не предполагали этого, при определенных условиях порождают гражданско-правовые последствия.
2.События - явления реальной действительности, которые происходят независимо от воли человека. Например, такое событие, как смерть человека, может породить многочисленные правовые последствия, в том числе правоотношения по наследованию имущества.
События подразделяются на абсолютные и относительные.
2.1.Абсолютные события - такие явления, возникновение и развитие которых не связаны с волевой деятельностью субъектов. К их числу относятся стихийные бедствия и другие природные явления.
2.2.Относительные события - такие явления, которые возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли. Так, смерть убитого есть относительное событие, ибо само событие возникло в результате волевых действий убийцы, но одновременно это событие явилось следствием патологических изменений в организме потерпевшего, уже не зависящих от воли убийцы.
Вопрос 17.Понятие, структура, функции правосознания
Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).
Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:
- правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;
- правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;
- поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...).
Функции правосознания:
1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.
2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.
3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.
Правосознание является элементом правовой культуры.
Основные черты правосознания:
- является одной из форм общественного сознания;
- состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;
- носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;
- обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;
- в отдельные периоды развития общества является формой права;
- ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным "внутренним механизмом" регулирования деятельности людей.
Деформация правосознания - это его искажение, "разрушение" позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.
Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.
Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это "менты"; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - "воры в законе", авторитеты преступного мира.
Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.
Вопрос 18.Правовое воспитание:понятие,формы и методы осуществления
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Правовое воспитание включает в себя следующие элементы:
субъекты воспитания (органы государства, госслужащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);
объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);
содержание воспитания (приобщение людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту, информации и т.п.);
методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание, др. приемы педагогического воздействия на объект воспитания);
формы воспитания.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.
К основным элементам механизма правового воспитания, прежде всего, относят формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного про-цесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы (воспитания) с населением:
правовой всеобуч - передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;
пропаганда права средствами массовой коммуникации;
правовая воспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.);
юридическая практика как передача и усвоение юридической информации, знаний посредством участия граяедан в правореализующей, и, прежде всего, в правоприменительной деятельности и т.д.;
самовоспитание через анализ правовых явлений, самообразование, личный опыт.
Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами и организациями, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
Правовое воспитание не сводится только к правовой информированно-сти граждан. Это глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина. Положений Конституции и действующих законов.
Вопрос 19. Правовая культура:понятие и структура
Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.
В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:
- правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;
- правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;
- правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.
Правовую культуру общества отличают следующие черты:
- уровень совершенства законодательства;
- правовая активность населения государства;
- уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования;
- соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал;
- эффективность работы правоприменительных органов государства.
Правовая культура личности состоит из следующих элементов:
- знание, а вместе с этим и понимание права;
- отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;
- уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;
- правовая психология;
- правовая идеология.
В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как:
- идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом;
- позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры;
- творческая деятельность человека в области права.
Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты:
- знание, почитание права и законодательства;
- соблюдение законности;
- наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть;
- наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан;
- правовое обучение и воспитание граждан;
- способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.
Правовая культура выполняет следующие функции:
- познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;
- праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества;
- ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей;
- правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению;
- коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.
Вопрос 20.Понятие юридической ответственности.Основания и принципы юридической ответственности