Для углубленного изучения курса
Агапов А.Б. Учебник административного права. – М.: Городец, 1999.
Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учеб. пособие. – М., 1999.
Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учеб. для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
Гавриленко Д.А., Гавриленко С.Д. Административное право. – Мн.: Амалфея, 2002.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. – Мн.: Амалфея, 2000.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Ред. кол.: И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.
Коренев А.П. Административное право России: учеб.: В 3 ч. – М.: МЮИ МВД России, 1996.
Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. – Мн.: Тесей, 2002.
Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учеб. – М.: Юристъ, 1996.
Постникова А.А., Сухаркова А.И. Административное право Республики Беларусь. – Могилев: Обл. тип., 1999.
ЗАДАНИЯ И ПЛАНЫ
СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основная цель семинара – закрепление, углубление и расширение знаний слушателей, полученных ими на установочных и обзорных лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, проверка качества знаний, помощь в усвоении наиболее сложных вопросов учебного курса.
Одной из центральных задач семинара является развитие творческой активности и самостоятельности мышления слушателей. Познавательные, контрольные, стимулирующие и воспитательные функции семинара находятся в тесном единстве.
Целями семинара по административному праву являются также формирование у слушателей навыков юридического анализа сложных явлений общественной жизни, поиска правильного сочетания теоретического и эмпирического материала, логического подхода к раскрытию основных положений административного права как отрасли юридической науки, помощь в овладении методом социально-политического анализа при уяснении содержания исполнительной власти.
Семинары помогают слушателям овладевать сложным административно-правовым понятийным аппаратом, вырабатывать умения оперировать им при анализе конкретных административно-правовых институтов, прививают навыки самостоятельного юридического мышления, устного выступления, ведения полемики по проблемным вопросам. Планы семинаров являются основным методическим документом для организации самостоятельной работы слушателей.
Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий по курсу «Административное право» со слушателями заочной формы обучения является творческое обсуждение вопросов, поставленных в плане, и прежде всего дискуссия. Данный вид занятий предполагает подготовку слушателей учебной группы по всем вопросам плана семинарского занятия, с единым перечнем рекомендуемой литературы, нормативного материала. Во время самостоятельной работы в межсессионный период слушатели обязаны изучить предлагаемую по соответствующим темам учебную литературу, нормативный материал, ознакомиться с дополнительными рекомендованными источниками, подготовить развернутые планы ответов на поставленные вопросы.
Практические задания, так же, как и семинарские занятия, являются средством проверки, углубления и закрепления знаний, полученных слушателями на лекциях, консультациях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом. Но в отличии от семинаров практические занятия преследуют и такие цели: выработать умение правильно применять теоретические положения административного права к конкретным жизненным ситуациям, к практической деятельности органов исполнительной власти; привить слушателям навыки работы с нормативным материалом; выработать умение правильно квалифицировать определенные противоправные действия в области управления, составлять процессуальные документы и акты управления, принимать управленческие решения.
В ходе практических занятий слушатели мобилизуют мышление, внимание, волю, закрепляют, совершенствуют и получают новые знания, умения, навыки, приводят их в систему.
Практические занятия проводятся в форме контрольного опроса по теоретическим положениям темы, вынесенной на занятие, в форме принятия слушателями устных решений и подготовки документов (протоколов, постановлений, решений) по конкретным ситуациям, изложенным в плане занятия. Эти ситуации взяты из практики соответствующих органов государственного управления или из публикаций в юридических изданиях (газетах, журналах).
Готовясь к практическому занятию, слушатель обязан подобрать нормативный материал, необходимый для решения каждой задачи, хорошо разобраться в содержании правовых норм и подготовить мотивированные ответы на поставленные в заданиях вопросы со ссылкой на конкретные статьи нормативных актов. Необходимо также сделать логический анализ этих статей.