Административно-процессуальная деятельность

Административный процесс(в широком смысле)–это процесс самой исполнительной деятельности органов государственного управления, т. е. процессуальные формы ее осуществления.

Административный процесс (в узком смысле)– это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка.

Особенности административного процесса:

· вид юридического процесса;

· форма властной деятельности субъектов исполнительной власти;

· целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

· регламентируется административно-процесуальными нормами;

· оформляется специальными документами.

Принципы административного процесса:

· принцип законности административного процесса основан на требованиях Конституции. Его сущность состоит в том, что применение норм материального права во всех случаях должно быть законным. Процесс должен осуществляться компетентным органом, должностным лицом, строго в рамках его полномочий, а также в формах и порядке, установленных законодательством;

· принцип охраны интересов государства и личности в административном процессе направлен прежде всего против различных проявлений формализма при рассмотрении административных дел;

· принцип объективности (материальной истины) означает всестороннее объективное исследование всех обстоятельств дела;

· принцип равенства сторон в административном процессе вытекает из более общего принципа, согласно которому все граждане равны перед законом в том смысле, что на каждого гражданина, на каждое должностное лицо независимо от его служебного положения нормы закона распространяются в абсолютно равной степени;

· принцип гласности административного процесса заключается в публичности процесса и его доступности гражданам;

· принцип экономичности процесса содержит два начала: а) начало быстроты, в соответствии с которым орган должен вести процесс без затяжек и волокиты; б) начало экономии, требующее того, чтобы процесс проходил с возможно меньшими расходами и затратами времени сторон и других лиц, участвующих в процессе;

· принцип ведения дела на государственном языкеозначает, что процесс ведется на белорусском или русском языках. Лица, не владеющие языком, на котором ведется процесс, могут давать пояснения, заявлять ходатайства на родном языке через переводчика;

· принцип двустепенности административного процесса означает такое правило, согласно которому участники разбирательства по административному делу и прежде всего стороны, чьи права и интересы устанавливаются в ходе процесса, могут обжаловать любое первичное действие органа или лица, рассматривающего данное дело.

Административный процесс, подобно гражданскому и уголовному, имеет сложную структуру и складывается из ряда производств, выступая по отношению к ним как общее понятие.

Если административный процесс есть порядок разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления, то административное производство– это уже порядок рассмотрения и разрешения какой-то определенной категории дел в сфере управления.

Административное производство, будучи составной частью административного процесса, отличается от других административных производств содержанием решаемых задач.

В зависимости от содержания административный процесс можно разделить на три части:

· процесс административного правотворчества;

· оперативно-распорядительный (правонаделительный) процесс,в котором выделяют поощрительное, распределительное, разрешительное производство, а также производство по комплектованию личного состава и др.;

· административно-юрисдикционный процесс, включающий производства:

по жалобам и заявлениям граждан;

по делам об административных правонарушениях;

по применению мер административного пресечения;

дисциплинарное.

Административная юрисдикция –установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления по разрешению в предусмотренных законом случаях непосредственно, т. е. без обращения в суд, спорных вопросов применения норм административного права, по оценке действий конкретных лиц с точки зрения соответствия их этим нормам и по применению в необходимых случаях административных санкций.

Стадии административного процесса – это такая относительно самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий, которая, наряду с общими задачами, имеет свойственные только ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформляемых процессуальных документов, которые как бы подводят итог деятельности. После принятия процессуального документа начинается новая стадия производства.

К стадиям процесса относятся:

· возбуждение административного дела и направление его по подведомственности;

· рассмотрение дела и принятие по нему решения;

· обжалование и опротестование решения (факультативная стадия);

· исполнение решения.

Производство по делам об административных правонарушениях

Из всех видов административных производств наиболее юридически оформленным является производство по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях –это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная на рассмотрение дел об административных правонарушениях, осуществляемая в особом административно-процессуальном порядке, а также на применение в необходимых случаях административных взысканий.

Порядок производствапо делам об административных правонарушениях определяется законодательством Республики Беларусь. Основная часть норм права, регулирующих это производство, содержится в КоАП Республики Беларусь. На основе норм Кодекса разработан порядок рассмотрения отдельной категории дел об административных правонарушениях:

· порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды – утвержден приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды № 27 от 6 апреля 1994 г.;

· порядок рассмотрения дел о наложении административных взысканий за нарушения антимонопольного законодательства – утвержден приказом Министерства предпринимательства и инвестиций № 113 от 25 ноября 1998 г.;

· организация производства по делам об административных правонарушениях органами Государственной племенной службы Республики Беларусь – утверждена приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия № 17 от 12 января 1996 г. и др.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

· своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

· разрешение его в точном соответствии с законодательством;

· обеспечение исполнения вынесенного постановления;

· выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;

· предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление законности.

Обстоятельства, исключающие производство по делу:

· отсутствие события и состава административного правонарушения;

· недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;

· невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие;

· действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

· издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;

· отмена акта, устанавливающего административную ответственность;

· истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении процессуальных сроков и ряд других обстоятельств (ст. 227 КоАП Республики Беларусь).

Участники производства по делам об административных правонарушениях:

· компетентные органы и должностные лица,которые наделены правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела: административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, районные (городские) суды (судьи). Органы внутренних дел, органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции;

· субъекты, имеющие личный интерес в деле:лицо, привлекаемое к административной ответственности; потерпевший; законные представители сторон; адвокат;

· лица и органы, содействующие осуществлению производства: свидетели, эксперты, переводчики, понятые.

Стадия производства по делам об административных правонарушениях – сравнительно самостоятельная часть производства, которая, наряду с общими задачами производства, имеет присущие только ей задачи, иные особенности (круг участников производства, оформление решений специальными процессуальными документами).

Стадии производства:

· административное расследование:

возбуждение дела;

установление фактических обстоятельств;

процессуальное оформление результатов расследования;

направление материалов для рассмотрения по подведомственности;

· рассмотрение дела:

подготовка дела к рассмотрению;

анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

принятие постановления;

доведение постановления до сведения;

· пересмотр постановления:

обжалование, опротестование постановления;

проверка законности постановления, вынесение решения;

реализация решения;

· исполнение постановления:

обращение постановления к исполнению;

фактическое исполнение;

окончание исполнения (дела).

Раздел YII

Наши рекомендации