Теория государства и права как наука.Предмет ТГП.

Теория государства и права как наука.Предмет ТГП.

ТГП-это общественная наука о закономерностях возникновения,развития и функционирования гос-ва, права и всех явлений связанных с ними.

Предмет ТГП- являются общие закономерности возникновения,развития и функционирования гос-ва и права, а также социологические, экономические, политические и иные закономерности , влияющие на их развитие

2)Роль и место ТГП в юриспруденции.

Все юрид.науки можно разделить на 4 группы:

- теоретико-историч. (ТГП,ИГП,ИГПЗС)

- отраслевые юрид. науки (УП,КП)

- прикладные юрид. науки

- международное право

У всех юрид.наук общий объект исследования-это государство и право. По отношению к отраслевым юрид.наукам и иным ,ТГП выступает как обобщающее,она предоставляет юрид.наукам выводы полученные в ходе исследования и получает от них материал исследования.

Функции ТГП.

Функции-основные направления воздействия ТГП на общество и процессы происходящие в нем

К ним относятся:

-познавательная или гносеологическая (она способствует получению знаний о гос-ве и праве,позволяет выделить их признаки,формы и сущность функций и взаимосвязи и функционирования)

-методологическая (ТГП выступает основой для получения и увеличения объема знаний о гос-ве и праве )

-прикладная (дает возможность использовать теоретические знания в жизни и на практике. Теория формирует основы для правотворчества для гос-ой деятельности)

-идеологическая (позволяет формировать представления о государственно-правовых явлениях в обществе ,создать основу гос-ва и права)

-прогностическая (позволяет спрогнозировать развитие гос-ва ,права и связанных с ними явлений)

Общественная власть и нормы в первобытном обществе.

В развитии первобытного общества выделяют два периода:

-присваивающей экономики

-производящей экономики

Границами между этими периодами,была Неолитическая революция(переход от присваивающей форм хозяйствования к воспроизводящим формам.)

- низкий уровень производительных сил в общ-ве (рыболовство,собирательство). Форма организации-родовая община (т.е объединение людей основанным на кровном родстве общей собственности,совместном труде.)

-характеризовался переходом человека с непосредственно трудовой деятельности (организация производства, уравнительная распределенность заменилась трудовым ). В первобытном обществе существовали социальные нормы, т.е общественно охраняемые правила поведения переходящее из поколения в поколения.

Особенности:

- естественно природный характер

-выражали волю всего народа

-не различали прав и обязанности,но четко определяли запреты

-осознавались обществом ,как необходимым

5)Происхождение государства. Основные формы происхождения гос-ва.

Первые гос-ва появились в долинах рек.Причины перехода от родовой общины к гос-ву стало неолитическая революция,в ходе которой ,человек от присвоения готовых раст-х и животных форм ,пришел к трудовой деятельности. Развитие земледелия позволило использовать часть выращенного продукта для прикорма скота,что способствовало развитию скотоводства. Развитие металлообработки ,постепенно приобрел ткачество ,обработка камня,кости. Появившаяся специализация труда, способствовало совершенству орудию труда и увеличению кол-во производившего продукта,что привело к превращению избыточного продукта в прибавочный

Выделяют два пути:

-восточный (причинами стали необходимость в осуществлении масштабных ирригационных работ и объединении для этого большого кол-ва людей на больших территориях. Гос-во возникшее по восточному пути,стало деспотической монархией с мощным чиновничьем аппаратом)

-европейский путь (здесь гос-во возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы)

Происхождение права.

Необходимость в формировании права была вызвана необходимостью установлению единого порядка в отношениях на определенную территорию. Необходимостью регулировать обмен и поддерживать порядок. Раннее право сформировалось путем преобразования мононорм в обычное право. Право включало в себя нормы регулирующий общественную жизнь закрепляющую привилегии правящей группы.Право возникло санкционирования гос-ва обычаев и получило название обычное право.

Понятие и признаки гос-ва.

Гос-во-политико-территориальное суверенная организация публичной власти имеющая специальный аппарат управления и принуждения и предающая праву общее обязательное значение.

ПРИЗНАКИ:

-территориальная организация населения (под терр. гос-ва понимается пространство в пределах которого осуществляется власть). Позволяет:

-гос-ой власти обеспечивать полноту и единство власти над населением

-терр-о организовывать власть

-устанавливать гос-ые границы

-вводить новый институт подданство или гражданство

-обеспечивать защиту территории и граждан

-публичная гос-ая власть (с появлением гос-ва власть получает публичный хар-ер,осущ-я через гос-ый аппарат ,который создается специально для управления общ-ва)

-гос-ый суверенитет (св-во гос-ой власти ,которая выражается в верховенстве ,как внутри страны,так и в международных отношениях)

-гос-ая казна,займы и налоги (обеспечивать материально)

Унитарное государство.

Унитарное государство- целостное централизованное гос-во административно-территориальные единицы ,которые не имеют статуса гос-ых образований

ПРИЗНАКИ:

-административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью ,но могут решать соц-е,культурные,и хоз-ые вопросы

-единая система гос-ых органов на всей территории страны

-единое гражданство

-единая конституция и единое законодательство

-единая система налогообложения

Федеративное государство.

Федеративное-сложное союзное гос-во ,части которого являются государственными образованиями.

ПРИЗНАКИ:

-состоит из субъектов федерации,которые наделены определенной политической и юридической самостоятельностью

-возможность иметь два гражданства

-возможность наличия собственной конституции субъектов

-два уровня высших гос-ых органов

-двух палатный парламент ,одна из палат которого выражает интересы субъектов федерации

-две системы законодательства,но законодательство субъектов должно соответствовать федеральному,выражая интересы субъектов

-разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами

-система налогов формируется из федеральных поступлений субъектов федерации

ПО ПРИНЦИПУ ФОРМИРОВАНИЙ:

-национальные

-административно-территориальные

-национально-территориальные

Конфедерация.

Конфедерация-союз суверенных гос-в,образуемый для определенных целей

ПРИЗНАКИ:

-субъекты конфедерации имеют право на свободный выход гос-в из конфедерации

-субъекты конфедерации сохраняют собственный суверенитет практически в полном объеме,некоторые ограничения возникают лишь в связи с необходимостью решать задачи,которые привели к объединению гос-в

-для решения задач,стоящих перед конфедерацией ,высшими органами гос-в ,входящих в конфедерацию

-финансовые средства,необходимые для решения стоящих перед конфедерацией задач,объединяются субъектами по соглашению

Понятие и признаки права.

Право-система общеобязательных правил поведения,установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой

ПРИЗНАКИ:

-системность (право представляет собой сложное системное образование включающее в себя взаимосвязанные и взаимодействующие элементы)

-нормативность (право возведено в закон состоит из норм права,т.е правил поведения общего характера,адресованных неопределенному кругу лиц и рассчитанных но все отношения определенного рода)

-формальная определенность (отражает связь права с гос-ом. Нормы права принимаются или санкционируются им в процессе правотворческой деятельности.)

-общеобязательность (право действует не избирательно,а распространяется на всех индивидов и их объединение, а так же все отношения существующие в общ-ве)

-обеспеченность возможностью гос-го принуждения (государство не может безразлично относиться к праву ,оно создает условия для реализации норм права,охраняет их используя для этого комплекс методов ,включая метод гос-го принуждения)

Понятия и признаки права.

Нормы права-формально определенная ,имеющая обязательную силу,правил поведения ,закрепления права и обязанности участников общ-ых отношений и обеспеченное возможностью применения и обеспеченное возможностью применения гос-го принуждения

ПРИЗНАКИ:

-исходит от гос-ва и появляется в рез-те правотворческой деятельности

-выступает регулятор общ-ых отношений и закрепляет должное и возможное поведение субъектов права

-является общеобязательным правилом поведения,в соответствии с которым должны действовать субъекты права

-имеет общий хар-ер,т.е распространяется на все случаи ситуации,полагающие в сферу его действия

Виды норм права.

ОСНОВАНИЯ:

-по отраслевой принадлежности

· Уголовно правовые

· Гражданско правовые

-по методу правового регулирования

· Императивные нормы(строгорегулирубщие общ-ые отношения)

· Диспозитивные (позволяют участникам выбирать варианты своего поведения)

· Рекомендательные (содержат варианты поведения)

· Поощрительные (закрепляющие меры поощрения,стимулирующие субъектов к наиболее активному поведению)

-по хар-ру действия

· Материальные (закрепляющие права субъектов)

· Процессуальные (устанавливают процедуру и порядок применения процессуальных норм)

-по сфере деятельности

· Нормы общего действия

· Нормы ограниченного действия (действуют на определенной территории)

-по кругу лиц

· Общие нормы

· Специальные

-по выполняемым функциям

· Регулятивные (на упорядочивание общ-ых отношений)

· Охранительные (меры за противоправное поведение)

· Специальные (особые функции в правовом регулировании)

Структура нормы права.

СНП-внутреннее строение нормы права,включающее в себя три элемента

-Гипотеза (элемент нормы права,закрепляющий условия,при наличии или отсутствии которых,норма начинает действовать)

-Диспозиция (которая содержит само правило поведения,в соответствии с которым должны действовать субъекты)

-Санкция (закрепляет неблагоприятные последствия,возникающие у субъектов в рез-те нарушения диспозиции)

ВИДЫ:

-абсолютно определенные (закрепляют строго определенные наказания)

-относительно определенные (закрепляют вид и размеры наказания)

-альтернативные (закрепляют варианты мер гос-го воздействия)

-кумулятивные (закрепляют применения основных или доп. наказаний)

Понятия и виды форм права.

Источники права-это то ,из чего берется что-либо то,что дает начало чему-либо,служит основой для чего либо.

ВИДЫ:

-правовой обычай (санкционированное государством правило поведения,сложившееся в обществе в силу его многократного повторения)

-судебный прецедент (решение органа правосудия по конкретному юридическому делу,которое принимается за общеобязательное правило)

-нормативно-правовой акт (официальный документ правотворческого органа,содержащий правовые нормы)

-религиозные тексты (священные книги применяемы в судебной и иной юридической практике)

-правовая доктрина (мнения концепции и идей выдающихся ученых-юристов,которым в отдельных гос-ах придается общегос-ая сила)

Источники права в РФ.

Принципы правотворчества.

-является особым видом деятельности гос-ых и иных органов,наделенных правотворческими полномочиями

-состоит в принятии,изменмении или обмене НПА

-осущ-я по строго установленной процедуре закрепленной действующем законодательством

Закон:понятие и виды.

Закон-это НПА,принятый в особом порядке органом законодательной власти и содержащий первичные правовые нормы

ВИДЫ:

-ФКЗ (законы принимаемые по вопросам,прямо предусмотренным конституцией)

-ФЗ (акты текущего законодат-ва посвященное различным сферам жизни общ-ва принимаются ФС РФ и действуют на всей территории гос-ва)

-Законы субъектов Федерации (принимаются законодательными ,представительными органами субъектов РФ и действуют в пределах их территорий и принимаются в пределах субъекта)

-Особо выделяется закон о внесении поправок в Конст. Он принимается в порядке ,предусмотренном для ФКЗ и требует одобрения не менее чем 2/3 закон-ых органов субъектов РФ.

Действие НПА во времени.

Начальным моментом действия НПА считается приобретенная им юрид сила. По общему правилу ФКЗ и ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечению 10 дней с момента офиц-го опубликования,если не установлен порядок:

-с конкретной указанной датой

-с момента опубликования

Утрачивают НПА юрид. силу тремя способами:

-по истечению срока на который они были приняты

-при вступлении в юрид. силу НПА регулирующий тот же круг общ-ых отношений

-в случае прямой отмены НПА

Указы Президента и постановления правительства затрагивающие права ,свободы и обязанности человека и гражданина ,устанавливающий правовой статус организаций вступают в юрид. силу по истечению 7 дней после офиц-го опубликования

Содержание правоотношения.Субъективные права и юридические обязанности.

Стадии применения права.

Выделяют три основные стадии правоприменения:

1)Установление фактической основы (происходит установление и выбор фактов , имеющих значение для решения данного дела)

2)Установление юрид-ой основы дела (правоприменитель проводит работу п подбору норм права,регулирующих данное фактическое общ-ое отношение)

3)Принятие решение по делу (формально решение закрепляется правоприменительным актом,можно так же сказать ,что на данной стадии выводы,полученные в ходе юрид-ой квалиф-ии,находят свое выражение в индивидуальном гос-но-властном предписании)

Состав правонарушения.

СП-совокупность необходимых элементов провонарушения,наличие которых необходимо для привлечения лица к юрид. ответ.

ВИДЫ:

-Объект правонарушения (урегулированные и охраняемые правом общ-ые отношения)

-Объективная сторона право-я

-Субъект правонарушения (деликтоспособное физическое или юрид.лицо)

-Субъективная сторона право-я (основным признаком является вина,которая хар-я психическим отношением лица к деянию)

ВИНА:

-умысел (прямой-осознает общественную опасность своего деяния,желает последствий;косвенный-не желает,но сознательно допускает наступление последствий)

-неосторожность (легкомыслие-предвидит наступление общ-но опасных последствий; неосторожность-не предвидит возможности общ-но вредных последствий)

Мусульманское право.

Как система норм,выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати.

Теория государства и права как наука.Предмет ТГП.

ТГП-это общественная наука о закономерностях возникновения,развития и функционирования гос-ва, права и всех явлений связанных с ними.

Предмет ТГП- являются общие закономерности возникновения,развития и функционирования гос-ва и права, а также социологические, экономические, политические и иные закономерности , влияющие на их развитие

2)Роль и место ТГП в юриспруденции.

Все юрид.науки можно разделить на 4 группы:

- теоретико-историч. (ТГП,ИГП,ИГПЗС)

- отраслевые юрид. науки (УП,КП)

- прикладные юрид. науки

- международное право

У всех юрид.наук общий объект исследования-это государство и право. По отношению к отраслевым юрид.наукам и иным ,ТГП выступает как обобщающее,она предоставляет юрид.наукам выводы полученные в ходе исследования и получает от них материал исследования.

Функции ТГП.

Функции-основные направления воздействия ТГП на общество и процессы происходящие в нем

К ним относятся:

-познавательная или гносеологическая (она способствует получению знаний о гос-ве и праве,позволяет выделить их признаки,формы и сущность функций и взаимосвязи и функционирования)

-методологическая (ТГП выступает основой для получения и увеличения объема знаний о гос-ве и праве )

-прикладная (дает возможность использовать теоретические знания в жизни и на практике. Теория формирует основы для правотворчества для гос-ой деятельности)

-идеологическая (позволяет формировать представления о государственно-правовых явлениях в обществе ,создать основу гос-ва и права)

-прогностическая (позволяет спрогнозировать развитие гос-ва ,права и связанных с ними явлений)

Наши рекомендации