Теория государства и права как наука.Предмет ТГП.
Теория государства и права как наука.Предмет ТГП.
ТГП-это общественная наука о закономерностях возникновения,развития и функционирования гос-ва, права и всех явлений связанных с ними.
Предмет ТГП- являются общие закономерности возникновения,развития и функционирования гос-ва и права, а также социологические, экономические, политические и иные закономерности , влияющие на их развитие
2)Роль и место ТГП в юриспруденции.
Все юрид.науки можно разделить на 4 группы:
- теоретико-историч. (ТГП,ИГП,ИГПЗС)
- отраслевые юрид. науки (УП,КП)
- прикладные юрид. науки
- международное право
У всех юрид.наук общий объект исследования-это государство и право. По отношению к отраслевым юрид.наукам и иным ,ТГП выступает как обобщающее,она предоставляет юрид.наукам выводы полученные в ходе исследования и получает от них материал исследования.
Функции ТГП.
Функции-основные направления воздействия ТГП на общество и процессы происходящие в нем
К ним относятся:
-познавательная или гносеологическая (она способствует получению знаний о гос-ве и праве,позволяет выделить их признаки,формы и сущность функций и взаимосвязи и функционирования)
-методологическая (ТГП выступает основой для получения и увеличения объема знаний о гос-ве и праве )
-прикладная (дает возможность использовать теоретические знания в жизни и на практике. Теория формирует основы для правотворчества для гос-ой деятельности)
-идеологическая (позволяет формировать представления о государственно-правовых явлениях в обществе ,создать основу гос-ва и права)
-прогностическая (позволяет спрогнозировать развитие гос-ва ,права и связанных с ними явлений)
Общественная власть и нормы в первобытном обществе.
В развитии первобытного общества выделяют два периода:
-присваивающей экономики
-производящей экономики
Границами между этими периодами,была Неолитическая революция(переход от присваивающей форм хозяйствования к воспроизводящим формам.)
- низкий уровень производительных сил в общ-ве (рыболовство,собирательство). Форма организации-родовая община (т.е объединение людей основанным на кровном родстве общей собственности,совместном труде.)
-характеризовался переходом человека с непосредственно трудовой деятельности (организация производства, уравнительная распределенность заменилась трудовым ). В первобытном обществе существовали социальные нормы, т.е общественно охраняемые правила поведения переходящее из поколения в поколения.
Особенности:
- естественно природный характер
-выражали волю всего народа
-не различали прав и обязанности,но четко определяли запреты
-осознавались обществом ,как необходимым
5)Происхождение государства. Основные формы происхождения гос-ва.
Первые гос-ва появились в долинах рек.Причины перехода от родовой общины к гос-ву стало неолитическая революция,в ходе которой ,человек от присвоения готовых раст-х и животных форм ,пришел к трудовой деятельности. Развитие земледелия позволило использовать часть выращенного продукта для прикорма скота,что способствовало развитию скотоводства. Развитие металлообработки ,постепенно приобрел ткачество ,обработка камня,кости. Появившаяся специализация труда, способствовало совершенству орудию труда и увеличению кол-во производившего продукта,что привело к превращению избыточного продукта в прибавочный
Выделяют два пути:
-восточный (причинами стали необходимость в осуществлении масштабных ирригационных работ и объединении для этого большого кол-ва людей на больших территориях. Гос-во возникшее по восточному пути,стало деспотической монархией с мощным чиновничьем аппаратом)
-европейский путь (здесь гос-во возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы)
Происхождение права.
Необходимость в формировании права была вызвана необходимостью установлению единого порядка в отношениях на определенную территорию. Необходимостью регулировать обмен и поддерживать порядок. Раннее право сформировалось путем преобразования мононорм в обычное право. Право включало в себя нормы регулирующий общественную жизнь закрепляющую привилегии правящей группы.Право возникло санкционирования гос-ва обычаев и получило название обычное право.
Понятие и признаки гос-ва.
Гос-во-политико-территориальное суверенная организация публичной власти имеющая специальный аппарат управления и принуждения и предающая праву общее обязательное значение.
ПРИЗНАКИ:
-территориальная организация населения (под терр. гос-ва понимается пространство в пределах которого осуществляется власть). Позволяет:
-гос-ой власти обеспечивать полноту и единство власти над населением
-терр-о организовывать власть
-устанавливать гос-ые границы
-вводить новый институт подданство или гражданство
-обеспечивать защиту территории и граждан
-публичная гос-ая власть (с появлением гос-ва власть получает публичный хар-ер,осущ-я через гос-ый аппарат ,который создается специально для управления общ-ва)
-гос-ый суверенитет (св-во гос-ой власти ,которая выражается в верховенстве ,как внутри страны,так и в международных отношениях)
-гос-ая казна,займы и налоги (обеспечивать материально)
Унитарное государство.
Унитарное государство- целостное централизованное гос-во административно-территориальные единицы ,которые не имеют статуса гос-ых образований
ПРИЗНАКИ:
-административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью ,но могут решать соц-е,культурные,и хоз-ые вопросы
-единая система гос-ых органов на всей территории страны
-единое гражданство
-единая конституция и единое законодательство
-единая система налогообложения
Федеративное государство.
Федеративное-сложное союзное гос-во ,части которого являются государственными образованиями.
ПРИЗНАКИ:
-состоит из субъектов федерации,которые наделены определенной политической и юридической самостоятельностью
-возможность иметь два гражданства
-возможность наличия собственной конституции субъектов
-два уровня высших гос-ых органов
-двух палатный парламент ,одна из палат которого выражает интересы субъектов федерации
-две системы законодательства,но законодательство субъектов должно соответствовать федеральному,выражая интересы субъектов
-разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами
-система налогов формируется из федеральных поступлений субъектов федерации
ПО ПРИНЦИПУ ФОРМИРОВАНИЙ:
-национальные
-административно-территориальные
-национально-территориальные
Конфедерация.
Конфедерация-союз суверенных гос-в,образуемый для определенных целей
ПРИЗНАКИ:
-субъекты конфедерации имеют право на свободный выход гос-в из конфедерации
-субъекты конфедерации сохраняют собственный суверенитет практически в полном объеме,некоторые ограничения возникают лишь в связи с необходимостью решать задачи,которые привели к объединению гос-в
-для решения задач,стоящих перед конфедерацией ,высшими органами гос-в ,входящих в конфедерацию
-финансовые средства,необходимые для решения стоящих перед конфедерацией задач,объединяются субъектами по соглашению
Понятие и признаки права.
Право-система общеобязательных правил поведения,установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой
ПРИЗНАКИ:
-системность (право представляет собой сложное системное образование включающее в себя взаимосвязанные и взаимодействующие элементы)
-нормативность (право возведено в закон состоит из норм права,т.е правил поведения общего характера,адресованных неопределенному кругу лиц и рассчитанных но все отношения определенного рода)
-формальная определенность (отражает связь права с гос-ом. Нормы права принимаются или санкционируются им в процессе правотворческой деятельности.)
-общеобязательность (право действует не избирательно,а распространяется на всех индивидов и их объединение, а так же все отношения существующие в общ-ве)
-обеспеченность возможностью гос-го принуждения (государство не может безразлично относиться к праву ,оно создает условия для реализации норм права,охраняет их используя для этого комплекс методов ,включая метод гос-го принуждения)
Понятия и признаки права.
Нормы права-формально определенная ,имеющая обязательную силу,правил поведения ,закрепления права и обязанности участников общ-ых отношений и обеспеченное возможностью применения и обеспеченное возможностью применения гос-го принуждения
ПРИЗНАКИ:
-исходит от гос-ва и появляется в рез-те правотворческой деятельности
-выступает регулятор общ-ых отношений и закрепляет должное и возможное поведение субъектов права
-является общеобязательным правилом поведения,в соответствии с которым должны действовать субъекты права
-имеет общий хар-ер,т.е распространяется на все случаи ситуации,полагающие в сферу его действия
Виды норм права.
ОСНОВАНИЯ:
-по отраслевой принадлежности
· Уголовно правовые
· Гражданско правовые
-по методу правового регулирования
· Императивные нормы(строгорегулирубщие общ-ые отношения)
· Диспозитивные (позволяют участникам выбирать варианты своего поведения)
· Рекомендательные (содержат варианты поведения)
· Поощрительные (закрепляющие меры поощрения,стимулирующие субъектов к наиболее активному поведению)
-по хар-ру действия
· Материальные (закрепляющие права субъектов)
· Процессуальные (устанавливают процедуру и порядок применения процессуальных норм)
-по сфере деятельности
· Нормы общего действия
· Нормы ограниченного действия (действуют на определенной территории)
-по кругу лиц
· Общие нормы
· Специальные
-по выполняемым функциям
· Регулятивные (на упорядочивание общ-ых отношений)
· Охранительные (меры за противоправное поведение)
· Специальные (особые функции в правовом регулировании)
Структура нормы права.
СНП-внутреннее строение нормы права,включающее в себя три элемента
-Гипотеза (элемент нормы права,закрепляющий условия,при наличии или отсутствии которых,норма начинает действовать)
-Диспозиция (которая содержит само правило поведения,в соответствии с которым должны действовать субъекты)
-Санкция (закрепляет неблагоприятные последствия,возникающие у субъектов в рез-те нарушения диспозиции)
ВИДЫ:
-абсолютно определенные (закрепляют строго определенные наказания)
-относительно определенные (закрепляют вид и размеры наказания)
-альтернативные (закрепляют варианты мер гос-го воздействия)
-кумулятивные (закрепляют применения основных или доп. наказаний)
Понятия и виды форм права.
Источники права-это то ,из чего берется что-либо то,что дает начало чему-либо,служит основой для чего либо.
ВИДЫ:
-правовой обычай (санкционированное государством правило поведения,сложившееся в обществе в силу его многократного повторения)
-судебный прецедент (решение органа правосудия по конкретному юридическому делу,которое принимается за общеобязательное правило)
-нормативно-правовой акт (официальный документ правотворческого органа,содержащий правовые нормы)
-религиозные тексты (священные книги применяемы в судебной и иной юридической практике)
-правовая доктрина (мнения концепции и идей выдающихся ученых-юристов,которым в отдельных гос-ах придается общегос-ая сила)
Источники права в РФ.
Принципы правотворчества.
-является особым видом деятельности гос-ых и иных органов,наделенных правотворческими полномочиями
-состоит в принятии,изменмении или обмене НПА
-осущ-я по строго установленной процедуре закрепленной действующем законодательством
Закон:понятие и виды.
Закон-это НПА,принятый в особом порядке органом законодательной власти и содержащий первичные правовые нормы
ВИДЫ:
-ФКЗ (законы принимаемые по вопросам,прямо предусмотренным конституцией)
-ФЗ (акты текущего законодат-ва посвященное различным сферам жизни общ-ва принимаются ФС РФ и действуют на всей территории гос-ва)
-Законы субъектов Федерации (принимаются законодательными ,представительными органами субъектов РФ и действуют в пределах их территорий и принимаются в пределах субъекта)
-Особо выделяется закон о внесении поправок в Конст. Он принимается в порядке ,предусмотренном для ФКЗ и требует одобрения не менее чем 2/3 закон-ых органов субъектов РФ.
Действие НПА во времени.
Начальным моментом действия НПА считается приобретенная им юрид сила. По общему правилу ФКЗ и ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечению 10 дней с момента офиц-го опубликования,если не установлен порядок:
-с конкретной указанной датой
-с момента опубликования
Утрачивают НПА юрид. силу тремя способами:
-по истечению срока на который они были приняты
-при вступлении в юрид. силу НПА регулирующий тот же круг общ-ых отношений
-в случае прямой отмены НПА
Указы Президента и постановления правительства затрагивающие права ,свободы и обязанности человека и гражданина ,устанавливающий правовой статус организаций вступают в юрид. силу по истечению 7 дней после офиц-го опубликования
Содержание правоотношения.Субъективные права и юридические обязанности.
Стадии применения права.
Выделяют три основные стадии правоприменения:
1)Установление фактической основы (происходит установление и выбор фактов , имеющих значение для решения данного дела)
2)Установление юрид-ой основы дела (правоприменитель проводит работу п подбору норм права,регулирующих данное фактическое общ-ое отношение)
3)Принятие решение по делу (формально решение закрепляется правоприменительным актом,можно так же сказать ,что на данной стадии выводы,полученные в ходе юрид-ой квалиф-ии,находят свое выражение в индивидуальном гос-но-властном предписании)
Состав правонарушения.
СП-совокупность необходимых элементов провонарушения,наличие которых необходимо для привлечения лица к юрид. ответ.
ВИДЫ:
-Объект правонарушения (урегулированные и охраняемые правом общ-ые отношения)
-Объективная сторона право-я
-Субъект правонарушения (деликтоспособное физическое или юрид.лицо)
-Субъективная сторона право-я (основным признаком является вина,которая хар-я психическим отношением лица к деянию)
ВИНА:
-умысел (прямой-осознает общественную опасность своего деяния,желает последствий;косвенный-не желает,но сознательно допускает наступление последствий)
-неосторожность (легкомыслие-предвидит наступление общ-но опасных последствий; неосторожность-не предвидит возможности общ-но вредных последствий)
Мусульманское право.
Как система норм,выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати.
Теория государства и права как наука.Предмет ТГП.
ТГП-это общественная наука о закономерностях возникновения,развития и функционирования гос-ва, права и всех явлений связанных с ними.
Предмет ТГП- являются общие закономерности возникновения,развития и функционирования гос-ва и права, а также социологические, экономические, политические и иные закономерности , влияющие на их развитие
2)Роль и место ТГП в юриспруденции.
Все юрид.науки можно разделить на 4 группы:
- теоретико-историч. (ТГП,ИГП,ИГПЗС)
- отраслевые юрид. науки (УП,КП)
- прикладные юрид. науки
- международное право
У всех юрид.наук общий объект исследования-это государство и право. По отношению к отраслевым юрид.наукам и иным ,ТГП выступает как обобщающее,она предоставляет юрид.наукам выводы полученные в ходе исследования и получает от них материал исследования.
Функции ТГП.
Функции-основные направления воздействия ТГП на общество и процессы происходящие в нем
К ним относятся:
-познавательная или гносеологическая (она способствует получению знаний о гос-ве и праве,позволяет выделить их признаки,формы и сущность функций и взаимосвязи и функционирования)
-методологическая (ТГП выступает основой для получения и увеличения объема знаний о гос-ве и праве )
-прикладная (дает возможность использовать теоретические знания в жизни и на практике. Теория формирует основы для правотворчества для гос-ой деятельности)
-идеологическая (позволяет формировать представления о государственно-правовых явлениях в обществе ,создать основу гос-ва и права)
-прогностическая (позволяет спрогнозировать развитие гос-ва ,права и связанных с ними явлений)