Основные задачи науки административного права
Наука административного права Беларуси находится на новой ступени своего развития. Основой для такого развития служат многие обстоятельства. Важнейшими из них являются:
1.обретение Республикой Беларусь суверенитета, полной самостоятельности;
2.переход к глубоким политическим и экономическим преобразованиям, формирование рыночных отношений;
3.углубление демократии на всех уровнях властных и управленческих отношений, и в связи с этим — преодоление проявлений и последствий административно-командной системы.
Все названное требует кардинального обновления и переосмысления многих традиционных институтов и разработки положений (вопросов) о новых правовых институтах. Вполне очевидно, что весь этот комплекс вопросов может разрешаться на базе и с учетом Конституции Республики Бела-
1Бахрах Д.Н. Административное право России: Учеб. для вузов. С. 53.
русь, в которой закреплены новые и важные положения, имеющие отношение и к административному праву.
Не получила надлежащей разработки в науке административного права проблема исполнительной власти и ее органов. Нет надлежащей ясности по этим вопросам в Конституции Республики Беларусь и действующем законодательстве.
В Конституции Республики Беларусь наравне с термином «исполнительная власть» употребляется и термин «государственное управление». В статье 6 же Конституции четко определяется разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, что наглядно проявилось в системах и статусах государственных органов. Согласно части 1 статьи 106 правительство призвано осуществлять исполнительную власть, являясь органом государственного управления. Местные исполнительные и распорядительные органы входят в систему органов исполнительной власти и осуществляют местное управление, при этом не оговаривается, что оно является государственным (ч. 2 ст. 9 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Республиканские органы называются органами государственного управления (см. Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь»).
Сама система органов исполнительной власти требует научного осмысления. В законодательстве она не получила четкой регламентации. Требует научного исследования вопрос о месте в системе органов государственного управления Администрации Президента, Управления делами Президента, Комитета государственного контроля, Национальной академии наук Республики Беларусь, ВАК (Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь), которая по Декрету Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки»1 подчинена Президенту и подотчетна Совету Министров Республики Беларусь.
Актуальной остается проблема института президентства в Республике Беларусь, его места в системе исполнительной власти. По Конституции Президент не является главой исполнительной власти, хотя наделен некоторыми полномочиями, особенно в реа-
[1] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 30, 1/3553.
лизации организационной функции, функции контроля и координации.
Заслуживает пристального внимания ученых-административистов вопрос о государственной службе. Реформа государственной службы в Республике Беларусь продолжается, и до настоящего времени целый ряд вопросов не решен. Не получил достаточного освещения вопрос в целом о государственной службе и государственном служащем, о видах государственных служащих и их ответственности. Нет ясности в административно-правовой литературе о должностном лице, хотя это понятие употребляется как в Конституции, так и многих других законодательных актах. Определение должностного лица, которое наличествует в пункте 4 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь, совершенно неприемлемо для административного права, в том числе и для КоАП.
Заслуживает отдельного внимания вопрос о службе в местных органах государственного управления, а также о представителях государственной власти как отдельном виде государственных служащих.
Нуждаются в специальных исследованиях вопросы об административном принуждении, административной ответственности и их месте в системе административного права: в проекте нового кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусматривается, что основными органами, компетентными рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административной ответственности, будут являться общие и хозяйственные суды. Количество и компетенция органов государственного управления и их должностных лиц значительно сужается.
Требуют глубокого осмысления и исследования вопросы о месте носителей субъективных прав и обязанностей — граждан, негосударственных (коммерческих) организаций, общественных объединений в системе субъектов административного права.
По-прежнему немаловажной остается проблема о предмете административного права. Немало ученых высказывает мнение о том, что «далеко не все общественные отношения, регулируемые нормами административного права, охватываются признаваемым ныне предметом данной отрасли права; К последнему относятся общественные отношения, складывающиеся в процессе и по поводу осуществления функций государственного управления, т.е. отношения государственного характера»1. В предмет администра-
[1] Административное право /-Под ред. Ю.М.Козлова и Л.Л.Попова. С. 111-112.
тивного права не вписываются общественные отношения, связанные с применением административного принуждения, в том числе мер административной ответственности (К.С. Вельский), административно-правового статуса личности и гражданина и роли норм конституционных прав и свобод. К этим отношениям относят и заявления и жалобы граждан, порядок и процедуру их рассмотрения (Б.Н. Габричидзе).
Безусловно, названные проблемы являются лишь частью проблем науки административного права.