Вопрос27. Понятие правотворчества. Принципы и виды правотворчества.

Нормативные правовые акты являются результатом постоянной, целенаправленной деятельности государства — правотворчества. Правотворческая деятельность — это первая стадия правового регулирования. Правотворческая деятельность — сложный и подчиненный определенным процедурным правилам процесс, в котором участвуют субъекты, наделенные для этого специальными полномочиями.

Правотворчество — особый вид деятельности государственных и иных органов, а также непосредственно граждан (в случае проведения референдума) по принятию, изменению и отмене норм права. Признаки правотворчества:

• особый вид деятельности государственных и иных органов, наделенных правотворческими полномочиями, а также в установленных законом случаях деятельностью граждан государства (прямое правотворчество);

• заключается в принятии, изменении или отмене норм права;

• регулируется действующим законодательством (конституцией и иными нормативными правовыми актами) и осуществляется по строго установленной процедуре. В зависимости от субъектного состава участников правотворческой деятельности можно выделить следующие виды правотворчества:

- Референдум — всенародное голосование граждан, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. В соответствии со ст. 5 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» право голосовать на референдуме имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и может быть отменено или изменено только путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок его отмены или изменения.

- Законотворчество — деятельность компетентных государственных органов, состоящая в принятии, изменении или отмене закона. В Российской Федерации существует федеральное законотворчество и законотворчество субъектов РФ.

- Подзаконное правотворчество — деятельность исполнительных органов государственной власти и должностных лиц по принятию, изменению и отмене подзаконных нормативных правовых актов.

- Муниципальное правотворчество — правотворчество, которое реализуется в форме непосредственного правотворчества населения муниципального образования (местный референдум или сход), а также в форме правотворчества муниципальных органов власти.

- Договорное правотворчество — правотворчество, которое состоит в заключении нормативных договоров (например, между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, или между субъектами федерации).

- Локальное правотворчество — нормотворчество организаций, учреждений, предприятий (например, принятие уставов, правил внутреннего трудового распорядка и т.п.). Акты, являющиеся результатом данного вида правотворчества, действуют только в рамках конкретного предприятия, учреждения, организации.

Принципы правотворчества — основные начала правотворческой деятельности.

- Принцип демократизма. Содержание этого принципа проявляется в том, что правотворческая деятельность является формой реализации прямой и представительной демократии, что, в свою очередь, предусматривает возможность непосредственной правотворческой деятельности народа, реализуемой в процессе проведения референдумов и сходов граждан, а также посредством принятия законов представительными законодательными органами государственной власти. Также законодательством предусмотрено вынесение законопроектов на всенародное обсуждение через средства массовой информации.

- Принцип законности. Согласно данному принципу правотворческая деятельность государственных и иных органов власти должна осуществляться в пределах их компетенции и в соответствии с действующим законодательством. Все принимаемые и действующие законы и подзаконные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и должны быть согласованы между собой.

- Принцип научности. Выражается в том, что правотворчество опирается на достижения и рекомендации науки, учитывает результаты экспертизы проекта нормативного правового акта, результаты модельного правотворчества и прогнозы действия будущего нормативного правового акта.

- Принцип гласности. Данный принцип нашел отражение в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, закрепившей положение о том, что все законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

- Принцип профессионализма. Предусматривает необходимость участия в правотворческой деятельности людей, наделенных специальными навыками в данной области, обладающих знаниями юридической техники. Перечисленные выше принципы правотворческой деятельности не являются исчерпывающими. Можно выделить также принципы оперативности, гуманизма, системности.

Наши рекомендации