Вопрос №34 Административные наказания как мера административного принуждения: понятие, целевое назначение, система, кем устанавливается и кем применяется.
Характеристика административных наказаний.
АН – установл-я. гос. мера отв-ти за сорвеш-е адм. правонаруш. примен-ся в целях предупрежд-я совершения новых правонаруш. как самим правонарушителем, так и другими лицами. АН не может иметь своей целью унижение чел. дост-ства физ. лица, совершившего адм. правонаруш., или причинение ему физ. страд., а также нанесение вреда деловой репутации юр. лица.
Виды АН:
предупреждение; адм. штраф;
возмездное изъятие орудия соверш-я или предмета адм. правонаруш-я;
конфискация орудия совершения или предмета адм. правонаруш-я;
лишение спец. права, предоставленного физ. лицу; адм. арест;
адм. выдворение за пределы РФ иностр. гражданина или лица без гражд.;
дисквалификация.
В отношении юр. лица могут применяться следующие адм. наказания:
предупреждение; адм. штраф;
возмездное изъятие орудия соверш-я или предмета адм. правонаруш-я;
конфискация орудия совершения или предмета адм. правонаруш-я.
Предупреждение, адм. штраф, лишение спец. права, предоставленного физ. лицу, адм. арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в кач-ве основных адм. наказаний.
За одно адм. правонарушение может быть назначено основное либо основное и доп. адм. наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об адм. отв-ти.
Меры взыскания.
Меры административного взыскания представляют собой вид административной ответственности, применяющийся за совершение определенного рода правонарушений. “Административное взыскание причиняет ему (лицу, совершившему правонарушение) определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она – необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений”. Административные взыскания занимают особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:
- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;
- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
- взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;
- все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;
- наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами и должностными лицами в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
- являются эффективным средством реализации института ответственности (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания).
Под системой административных взысканий следует понимать указанный в законодательстве перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний:
1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение .
2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний.
В соответствии со ст. 24 КоАП РФ выделяют следующие виды административных взысканий:
- предупреждение (ст. 26);
- штраф (ст. 27);
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);
- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29);
- лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты (ст. 30);
- исправительные работы (ст. 31);
- административный арест (ст. 32);
- выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений (ст.32.1 ).
Итак, административное взыскание - это "мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях - народными судами ( народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка."
Следует также учитывать, что законодателем также закреплены и общие правила (принципы) административных взысканий. Глава 4 КоАП содержит следующие принципы:
- законность
- целесообразность
- своевременность, оперативность воздействия
- сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений.
Меры административного взыскания представляют собой вид юридической (административной) ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений. "Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе ... общежития, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами."*
Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:
"- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;
- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
- взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;
- все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;
- наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
- являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания."*
"Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний."*
В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:
" 1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и общественное порицание.
2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний."
В соответствии со ст. 24 КоАП РФ выделяют следующие виды административных взысканий:
- предупреждение (ст. 26);
- штраф (ст. 27);
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);
- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29);
- лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты (ст. 30);
- исправительные работы (ст. 31);
- административный арест (ст. 32);
- выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений (ст. ).
Итак административное взыскание - это "мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях - народными судами ( народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка."*
ВОПРОС №35 Дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности по административному праву: понятие цели, основания, особенности, субъекты.
Дисциплинарная ответственность госслужащих.
Дисц. отв-тьхар-ся следующми признаками:
а) основанием ее наступл-я явл-ся дисциплинарный проступок;
б) за такой проступок предусмотрены дисц. взыскания;
в) дисц. взыскания примен-ся в порядке подчиненности уполномоченными органами (должн. лицами);
г) пределы дисц. власти уполномоченных органов (должн. лиц) определяются правом.
Дисц. проступокобразует противоправное, виновное наруш-е дисц., не влекущее угол. отв-ти.
При наложении дисц. взыскания учитываются:
а) тяжесть соверш. проступка;
б) обст-ва, при которых он совершен;
в) исполнение обяз-тей на протяжении всей службы и поведение служащего.
2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение гос. служащим возложенных на него обяз-тей (должн. проступок) органом или рук-лем, имеющим право назначатьгос. служащего на гос. должность гос. службы, на гос. служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: а) замечание; б) выговор; в) строгий выговор; г) предупреждение о неполном служебном соответствии; д) увольнение.
Гос. служащий, допустивший должн. проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисц. отв-ти, отстранен от исполнения должн. обяз-тей с с охранением денежн. содержания. Отстранение гос. служащего от исполнения должн. обязан. в этом случае производится распоряжением рук-ля.
Дисц. взыск. налаг-ся приказом компетентного органа или решением коллегии. Приказ или решение о налож. дисц. взыскания объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно.
Гос. служащий вправе обжаловать наложенное на него дисц. взыскание в порядке, установл. зак-вом.
Дисц. взыск. счит-ся снятым при налич. следующих условий:
а) истек годичный срок давности;
б) лицо не было повторно привлечено к дисц. отв-ти;
в) издан приказ о снятии дисц. взыскания.