Распределение фонда времени по семестрам

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР, проф.

__________ Боровиков А.В.

«_____»________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Конституционное право России
Для направления (специальности) 030900.62 «Юриспруденция»
Профиль подготовки (специализация) Для всех профилей
Институт Юридический институт
Кафедра Государственного и международного права
     

Зав. кафедрой_____________ Составитель_____________

(к.ю.н. Кузьмин А.В. ) (к.ю.н.,доцент Кузьмин А.В.)

Составитель_____________

(к.ю.н.,доцент Семенова О.В.)

Рецензент: _____________

(д.ю.н., доцент Оганесян С.М..)

Санкт-Петербург

2011

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедрыГосударственного и международного права от « » ___________ 2011 г., протокол №____.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Конституционное право» является: формирование у студентов необходимых знаний в сфере конституционного права и развитие на этой основе общей правовой и нравственной культуры обучаемых.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

- изучение основных принципов, категорий и понятий конституционного права;

- усвоение разделов и глав Конституции РФ 1993 г.

- изучение основ конституционного строя РФ, системы прав и свобод человека и гражданина, особенностей федеративного устройства России, системы органов государственной власти и конституционных принципов их деятельности, системы местного самоуправления в РФ;

- усвоение основ конституционного законодательства;

- развитие навыков толкования, использования и применения норм конституционного права;

- выработка навыков, необходимых для решения практических задач и взаимодействия с органами государственной власти различного уровня;

- воспитание обучаемых в духе уважения к конституционному строю и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, интересов государства, формирование гражданственности, патриотизма, потребности неукоснительного соблюдения законов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ

Дисциплина «Конституционное право» представляет собой дисциплину вариативной части профессионального цикла (Б 3.4) направления «Юриспруденция».

Дисциплина «Конституционное право» является последующей для дисциплины Профессионального цикла (Б3): «Теория государства и права» (Б3.1).

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-2: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-5: способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

ПК-15: способность толковать различные правовые акты.

3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:

Знать:

- понятие, предмет и методология науки конституционного права, отрасли конституционного права (ПК-2).

- понятие, сущность и функции Конституции как основного закона государства (ПК-5).

- историческое развитий Конституций с 1917 года по 1993 г (ПК-2).

- политические и экономические основы конституционного строя Российской Федерации (ПК-2).

- понятие и классификацию конституционно-правовых отношений (ПК-2).

- понятие и структуру конституционно-правового статуса личности (ПК-2).

- понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина (ПК-2).

- понятие и принципы гражданства Российской Федерации (ПК-5).

- правовой режим нахождения иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации (ПК-5).

- понятие и структуру механизма конституционно-правового регулирования (ПК-2).

- конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации (ПК-15).

- понятие избирательного права и избирательной системы (ПК-2).

- конституционно-правовой статус Президента РФ (ПК-15).

- конституционно-правовые основы законодательной власти Российской Федерации (ПК-15).

- конституционно-правовые основы исполнительной власти Российской Федерации (ПК-5).

- конституционно-правовые основы судебной власти Российской Федерации (ПК-5).

- понятие и виды общественных государственных правозащитных органов (ПК-15).

- понятие и формы осуществления местного самоуправления в системе народовластия (ПК-5).

- понятие и специфику конституционно-правовой ответственности (ПК-5).

Уметь:

- определять место конституционного права (ПК-2).

- применять нормы Конституции (ПК-5).

- определять общее и различное Конституций с 1917 года по 1993 (ПК-2)г.

- определять конституционные характеристики Российского государства (ПК-2).

- классифицировать конституционно-правовые отношения (ПК-2).

- определять соотношение субъективных прав и юридических обязанностей в рамках структуры конституционно-правового статуса личности (ПК-2).

- применять механизм защиты прав и свобод человека и гражданина (ПК-2).

- определять основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации (ПК-5).

- определять правовые основания нахождения иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации (ПК-5).

- определять структурные элементы механизма конституционно-правового регулирования (ПК-5).

- определять конституционные способы образования органов государственной власти (ПК-5).

- определять правовую регламентацию избирательного процесса (ПК-2).

- определять механизм обеспечения деятельности Президента (ПК-15).

- давать общую характеристику конституционно-правового статуса депутата в Российской Федерации (ПК-5).

- давать общую характеристику конституционно-правового статуса органа исполнительной власти в Российской Федерации (ПК-5).

- давать общую характеристику конституционно-правового статуса органа судебной власти в Российской Федерации (ПК-15).

- определять место и роль общественных государственных правозащитных органов в системе институтов защиты прав и свобод человека и гражданина (ПК-5).

- различать конституционно-правовую ответственность представительного органа государственной власти, исполнительного органа государственной власти, депутатов и должностных лиц исполнительного органа государственной власти, государства и административно-территориальной единицы (ПК-5).

Владеть навыками:

- разграничения конституционного права как науки, системы норм и учебной дисциплины (ПК-2).

- формулировки конституционных норм (ПК-5).

- сравнительного анализа Конституций с 1917 года по 1993 г (ПК-2).

- анализа конституционных характеристик Российского государства (ПК-2).

- анализа структуры конституционно-правовых отношений (ПК-2).

- анализа составляющих конституционно-правового статуса личности (ПК-2).

- защиты прав и свобод человека и гражданина (ПК-2).

- подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации (ПК-5).

- применения правовых оснований нахождения иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации (ПК-5).

- применения на практике механизма конституционно-правового регулирования (ПК-2).

- применения конституционных принципов организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации (ПК-15).

- навыками анализа и роли судебных и иных правоохранительных органов в обеспечении законности выборов (ПК-5).

- анализа конституционно-правового статуса Президента РФ (ПК-5).

- анализа конституционно-правового статуса депутата в Российской Федерации (ПК-5).

- анализа конституционно-правового статуса органа исполнительной власти в Российской Федерации (ПК-15).

- анализа конституционно-правового статуса органа судебной власти в Российской Федерации (ПК-5).

- определения компетенции и форм деятельности общественных государственных правозащитных органов (ПК-5).

- определения конституционно-правовых гарантии местного самоуправления (ПК-5).

- анализа механизма реализации конституционно-правовой ответственности (ПК-5).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

4.1. Структура преподавания дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Конституционное право» составляет 9 зачетных единиц или 324 часа.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

По дисциплине «Конституционное право» удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий составляет 25,76 %.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Вопросы для самопроверки (по темам)

Тема 1. Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

1. Почему конституционное право называют ведущей отраслью системы российского права?

2. Сравните предмет конституционного права как отрасли права с предметом науки конституционного права.

3. Является ли нормой конституционного права следующее предписание: "Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ст. 1 Конституции РФ)?

4. Назовите основные функции конституционного права.

Тема 2. Теоретические основы учения о конституции.

1. В чем отличие понятий "верховенство" Конституции РФ и ее "высшая юридическая сила"?

2. Суд общей юрисдикции при разрешении конкретного дела пришел к выводу, что нормы Конституции РФ не соответствуют принципам и нормам международного права. Какую норму в этом случае должен применить суд?

3. Конституция Российской Федерации (ст. 22) предусматривает, что ограничение свободы человека допускается только по судебному решению, причем до судебного решения лицо может быть задержано на срок не более 48 часов. Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает иной порядок ареста и заключения под стражу. Какими нормами должен руководствоваться суд общей юрисдикции?

4. Согласно ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Является ли нарушением принципа прямого действия Конституции наложение штрафа на юридических и физических лиц в административном (т.е. внесудебном) порядке?

Тема 3. Конституционное развитие Российского государства.

1. Почему некоторые авторы считают первой российской конституцией манифест царя 1905 года?

2. Охарактеризуйте основные черты российской конституции 1918 года.

3. В чем проявилась преемственность российских конституций 1918 и 1925 года?

4. Назовите особенности российской конституции 1937 года в аспекте расширения социалистической демократии.

Тема 4. Основы конституционного строя Российской Федерации.

1. Кто является носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации? Какие способы осуществления народного суверенитета Вы знаете?

2. Дайте понятие государственного суверенитета Российской Федерации.

3. Согласно ст. 5 Конституции РФ в состав России входят республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа, имеющие разный конституционно-правовой статус. Не противоречит ли это принципу равноправия субъектов Федерации?

4. Расшифруйте норму ст. 7 Конституции РФ о том, что Россия является социальным государством. Можно ли государство назвать демократическим и правовым, если в нем не обеспечены достойная жизнь и свободное развитие человека?

Тема 5. Правоотношения в конституционном праве.

1. Дайте определение правоотношения.

2. Назовите основные виды правоотношений.

3. Охарактеризуйте содержание конституционного правоотношения.

4. Назовите субъектов конституционных правоотношений.

Тема 6. Конституционно-правовая и теоретическая характеристика правового статуса личности.

1. Какие права человека и гражданина принадлежат от рождения, а какие – возникают с момента достижения совершеннолетия?

2. Является ли нарушением свободы слова запрет агитации, возбуждающей национальную ненависть и вражду?

3. Должен ли правоприменитель квалифицировать нарушение ст. 19 Конституции РФ в случае, когда юридическое лицо не принимает на работу лиц старше 35 лет?

4. Ограничивает ли принцип равноправия граждан требование о том, что Президент Российской Федерации должен быть не моложе 35 лет и постоянно проживать на территории государства не менее 10 лет?

Тема 7. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.

1. Является ли нарушением конституционного права на участие граждан в отправлении правосудия требование, что любой судья должен иметь высшее юридическое образование?

2. Нарушает ли конституционное право на неприкосновенность жилища полномочие сотрудника милиции проникать в жилые помещения при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления?

3. Ограничивает ли свободу поселения и передвижения институт регистрации физических лиц по месту их пребывания и жительства?

4. Существуют ли права или свободы, которые никогда, ни при каких обстоятельствах не могут быть ограничены федеральным законом?

Тема 8. Гражданство Российской Федерации.

1. Дайте понятие гражданства.

2. Может ли существовать институт гражданства в монархическом государстве?

3. В чем отличие гражданства от подданства?

4. Как соотносится гражданство республик в составе Федерации с федеральным гражданством?

Тема 9. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

1. Дайте общую характеристику правовому положению иностранных граждан.

2. Дайте определение лица без гражданства.

3. Перечислите основания отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

4. Перечислите основания для утраты статуса беженца.

Тема 10. Механизм конституционно-правового регулирования.

1. В чем отличие правового регулирования от правового воздействия?

2. Охарактеризуйте способы, методы и типы правового регулирования.

3. Назовите сферы применения общедозволительного и разрешительного типов правового регулирования.

4. Какова роль норм права, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей, актов правоприменения в процессе правового регулирования?

Тема 11. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.

1. Для каких целей созданы Вооруженные Силы России?

2. Обладает ли Российская Федерация международной правосубъектностью?

3. Может ли Государственный флаг России подниматься над зданием учебного заведения, в котором Вы учитесь?

4. Какие последствия влечет надругательство над Государственным флагом и Государственным гербом Российской Федерации?

Тема 12. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации.

1. Какие органы публичной власти формируются выборным путем?

2. Какие избирательные цензы ограничивают активное избирательное право?

3. Перечислите избирательные цензы, ограничивающие право быть избранным Президентом Российской Федерации.

4. Могут ли мировые судьи избираться населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании?

Тема 13. Президент Российской Федерации.

1. Является ли Президент Российской Федерации главой исполнительной власти?

2. Какое количество сроков подряд должность Президента РФ может занимать одно и то же лицо?

3. Имеет ли право Президент РФ единолично назначить на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации?

4. Каков правовой статус Администрации Президента Российской Федерации?

Тема 14. Законодательная власть в Российской Федерации.

1. Чьи интересы представляют Государственная Дума и Совет Федерации в своей деятельности?

2. На какой срок избираются депутаты Государственной Думы?

3. Может ли одно и то же лицо одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы?

4. Могут ли депутаты Государственной Думы находиться на государственной службе?

Тема 15. Исполнительная власть в Российской Федерации.

1. Входят ли в состав Правительства РФ руководители федеральных государственных комитетов и ведомств?

2. В какой срок Президент РФ обязан внести в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства после вступления в должность вновь избранного главы российского государства?

3. Сколько раз Государственная Дума может отклонить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства? Может ли Президент вносить в Государственную Думу одну и ту же кандидатуру?

4. Какой федеральный государственный орган решает вопрос о структуре федеральных органов исполнительной власти?

Тема 16. Конституционные основы судебной власти Российской Федерации.

1. Может ли правосудие осуществляться несудебным государственным органом? Поясните статус Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ.

2. Какие виды судопроизводства Вы знаете? Равнозначны ли понятия “судебный процесс” и “судебное производство”?

3. Вправе ли Государственная Дума принять федеральный закон о судебной системе Российской Федерации? Учредить суд в порядке принятия федерального закона?

4. Суд при рассмотрении дела устанавливает несоответствие акта государственного органа закону. Как данная правовая коллизия должна быть разрешена судом в процессе производства по делу?

Тема 17. Общественные государственные правозащитные органы.

1. Дайте определение общественных государственных правозащитных органов.

2.Назовите виды общественных государственных правозащитных органов.

3. Какова роль общественных государственных правозащитных органов в системе институтов защиты прав и свобод человека и гражданина?

4. Что входит в компетенцию общественных государственных правозащитных органов?

Тема 18. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации.

1. Дайте определение органа местного самоуправления.

2. Перечислите правовые акты органов местного самоуправления.

3. Назовите основные направления взаимодействия местного самоуправления и государственной власти.

4. Входят ли органы местного самоуправления в систему органов государственной власти?

Тема 19. Конституционно-правовая ответственность.

1. Дайте определение юридической ответственности.

2. Назовите признаки юридической ответственности.

3. Каковы основания юридической ответственности.

4. Назовите обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

Темы рефератов:

Тема 1. Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

1. Понятие и предмет конституционного права России.

2. Особенности сферы общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

3. Место конституционного права в российской правовой системе.

4. Конституционно-правовые нормы, их особенности, виды и критерии классификации. Конституционно-правовые институты.

5. История развития российского конституционализма.

6. Конституционно-правовые отношения: понятие и основания возникновения.

7. Объекты конституционно-правовых отношений.

8. Субъекты конституционно-правовых отношений.

9. Источники конституционного права: понятие и виды.

Тема 7. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

1. Понятие и юридическая природа конституционных (основных) прав и свобод граждан РФ.

2. Научная классификация конституционных (основных) прав и свобод граждан РФ.

3. Гражданские (личные) права и свободы граждан РФ.

4. Политические права и свободы граждан РФ.

5. Социально-экономические права и свободы граждан РФ.

6. Экологические права граждан, права и свободы граждан Российской Федерации в области культуры.

7. Гарантии реализации конституционных (основных) прав и свобод граждан РФ.

8. Проблемы реализации конституционных (основных) прав и свобод граждан РФ.

9. Институт уполномоченного по правам человека.

10. Конституционные обязанности граждан РФ.

Тема 12. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации

1. Понятие, принципы и источники избирательного права РФ.

2. Понятие избирательной системы в РФ.

3. Общий порядок организации и проведения выборов в РФ.

4. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на

5. участие в референдуме граждан РФ».

6. . Предвыборная агитация, ее формы и сроки проведения.

7. Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в российском избирательном праве.

8. Повторное голосование и повторные выборы.

9. Опубликование итогов голосования и результатов выборов.

10. Роль органов внутренних дел России в обеспечении избирательных прав граждан.

6.2. Организация самостоятельной работы студента

№ темы дисциплины Виды работ Контроль выполнения самостоятельной работы студента Оценка результата выполнения самостоятельной работы
Освоение теоретического материала
1.-10 Изучение тем по указанной литературе устный, письменный, тестовый Оценка в журнале преподавателя.
Закрепление знаний теоретического материала
1, 5, 7 Подготовка реферата, Проверка реферата, Оценка в журнале преподавателя
Применение полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения
1-10 подготовка презентации, выполнение практического задания, выполнение контрольной работы Устное выступление, проверка выполнения практического задания, проверка отчета о выполнении контрольной работы Оценка в журнале преподавателя
Применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции, теории, модели
3-10 анализ конкретной ситуации в рамках контекстного обучения и деловой игры. оценка уровня анализа конкретной ситуации в рамках контекстного обучения и деловой игры. Оценка в журнале преподавателя

6.3. Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Темы курсовых работ:

1. Закон как источник российского конституционного права

2. Конституция - Основной Закон Российской Федерации

3. Конституционный принцип разделения властей

4. Конституционные институты непосредственной демократии

5. Гражданство Российской Федерации

6. Статус беженцев по российскому законодательству

7. Система основных прав и свобод российских граждан

8. Конституционное право граждан РФ на свободу совести

9. Конституционное право граждан на информацию

10. Конституционное право граждан на объединение

11. Конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе

12. Конституционно - правовой статус субъектов Российской Федерации

13. Правовое регулирование избирательной системы

14. Федеральное Собрание Российской Федерации

15. Законодательный процесс в российском парламенте

16. Конституционный статус Президента Российской Федерации

17. Конституционный статус Правительства Российской Федерации

18. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы

19. Прокуратура в российской конституционной системе власти

20. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

21. Институт Уполномоченного по правам человека в России

22. Законотворческая деятельность субъектов РФ

23. Конституционные принципы организации государственной власти в РФ

24. Институт федерального вмешательства в РФ

25. Конституционная (уставная) юстиция в субъектах РФ

26. Конституционные принципы избирательного права в РФ

27. Система личных прав и свобод человека и гражданина в РФ

28 Референдум в РФ

29. Институт обращений граждан в РФ

30. Избирательный процесс в современной России

31. Политические права и свободы человека и гражданина в РФ

32. Конституционно-правовые ограничения основных прав и свобод личности в РФ

33. Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти в России

34. Источники конституционного права в РФ

35. Государственный суверенитет России

36. Основы экономической системы РФ

37. Конституционно-правовой статус политических партий в РФ

38. Правовое положение иностранных граждан в РФ

39. Участие граждан в управлении делами государства

40. Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ

41. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод личности в РФ

42. Конституционно-правовые принципы правосудия в РФ

43. Процесс объединения субъектов РФ

44. Конституционно-правовые основы национальной политики в РФ

45. Особенности пропорциональной системы в РФ

46. Совещательные и консультативные органы при Президенте РФ

47. Организация и деятельность Конституционного Суда РФ

48. Конституционное развитие современной России

49. Институт отзыва депутатов и выборных должностных лиц в субъектах РФ

50. Народная правотворческая инициатива

Перечень вопросов для подготовки к экзамену (второй семестр):

1. Понятие и предмет отрасли конституционного права.

2. Метод конституционно-правового регулирования.

3. Система конституционного права.

4. Источники конституционного права.

5. Место конституционного права в системе Российского права.

6. Понятие, предмет и методология науки конституционного права.

7. Функции науки конституционного права.

8. Значение конституционного права для профессиональной подготовки юриста.

9. Понятие, сущность и функции Конституции как основного закона государства. Классификация конституций.

10. Порядок принятия и изменения конституций.

11. Содержание и форма конституций.

12. Основные этапы развития конституционной истории и теории. Современный конституционализм.

13. Общая характеристика Конституции Российской Федерации 1993 года.

14. Понятие конституционного строя.

15. Политические и экономические основы конституционного строя Российской Федерации.

16. Государственный суверенитет.

17. Принцип разделения властей.

18. Понятие и формы народовластия.

19. Референдум и выборы как высшее непосредственное выражение власти народа.

20. Способы непосредственного выражения гражданской позиции населения.

21. Правовое регулирование организации и деятельности политических партий.

22. Конституционные характеристики Российского государства: форма правления, форма территориального устройства, политический режим в Российской Федерации.

23. Понятие и классификация конституционно-правовых отношений.

24. Структура конституционно-правовых отношений: объект, субъекты, содержание конституционных правоотношений.

25. Понятие и специфика объекта конституционно-правовых отношений.

26. Субъекты конституционно-правовых отношений: понятие, виды.

27. Конституционно-правовая правосубъектность: понятие и структура.

28. Субъективные права и юридические обязанности как элементы содержания конституционно-правовых отношений.

29. Понятие конституционно-правового статуса личности.

30. Права человека и права гражданина.

31. Структура конституционно-правового статуса личности.

32. Виды конституционно-правового статуса личности.

33. Юридические гарантии обеспечения и защиты конституционно-правового статуса личности.

34. Юридический механизм ограничения конституционно-правового статуса личности.

35. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина. Личные права и свободы.

36. Политические, экономические и социально-культурные права и свободы. Конституционные обязанности личности в Российской Федерации.

37. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина.

38. Международно-правовые формы защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

39. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

40. Основания, способы и порядок приобретения гражданства в Российской Федерации. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации.

41. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

42. Правовые режимы нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание.

43. Правовой статус беженцев.

44. Правовой статус вынужденных переселенцев.

45. Институт политического убежища в Российской Федерации.

46. Конституционно-правовое регулирование и конституционно-правовое воздействие. Способы, методы и типы конституционно-правового регулирования.

47. Понятие и структура механизма конституционно-правового регулирования.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену (3-й семестр):

1. Понятие, признаки и виды органов государственной власти.

2. Система органов государственной власти, закрепленная в Конституции Российской Федерации 1993 г.

3. Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.

4. Понятие избирательного права и избирательной системы.

5. Источники избирательного права Российской Федерации.

6. Принципы избирательного права.

7. Избирательный процесс: понятие, стадии.

8. Понятие и система гарантий избирательных прав граждан.

9. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

10. Роль судебных и иных правоохранительных органов в обеспечении законности выборов.

11. Конституционно-правовой статус Президента РФ.

12. Порядок избрания и вступление в должность Президента Российской Федерации.

13. Конституционные полномочия Президента Российской Федерации.

14. Место и роль института Президента Российской Федерации в механизме российского государства.

15. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

16. Администрация Президента.

17. Правовой статус представителя Президента Российской Федерации.

18. Акты президента Российской Федерации и их юридическая природа.

19. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

20. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента.

21. Гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий.

22. Понятие и функции Федерального Собрания Российской Федерации.

23. Место Федерального Собрания Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации.

24. Структура Федерального Собрания Российской Федерации, порядок формирования его палат, их внутренняя организации.

25. Компетенция Государственной Думы и Совета Федерации.

26. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

27. Понятие и общая характеристика конституционно-правового статуса депутата в Российской Федерации.

28. Правовая природа депутатского мандата в Российской Федерации.

29. Функции, права и обязанности депутатов в Российской Федерации.

30. Гарантии депутатской деятельности.

31. Депутатский иммунитет и индемнитет.

32. Ответственность депутата.

33. Условия лишения депутатской неприкосновенности.

34. Понятие и стадии законодательного процесса.

35. Субъекты законодательной инициативы.

36. Особенности процедуры принятия федеральных конституционных законов.

37. Пересмотр положений Конституции Российской Федерации и внесение в нее поправок.

38. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу законов и иных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации.

39. Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

40. Особенности законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.

41. Порядок досрочного прекращения полномочий законодательного органа государственной власти в субъектах Российской Федерации.

42. Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

43. Место и роль Правительства в системе органов государственной власти Российской Федерации. Правовые основы организации и деятельности Правительства Российской Федерации.

44. Организация деятельности Правительства и процедура принятия решений.

45. Компетенция Правительства Российской Федерации.

46. Аппарат Правительства Российской Федерации.

47. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации и палатами Федерального Собрания Российской Федерации, с другими органами государственной власти. Акты Правительства Российской Федерации.

48. Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации.

49. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: структура, компетенция, порядок формирования.

50. Место и роль судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации.

51. Конституционно-правовой статус судей.

52. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, компетенция, процедура деятельности.

53. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации: компетенция, порядок формирования и деятельности.

54. Правовое положение и компетенция Верховного Суда Российской Федерации.

55. Система арбитражных судов в Российской Федерации: компетенция, порядок формирования и деятельности.

56. Правовое положение и компетенция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

57. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

58. Понятие и виды общественных государственных правозащитных органов.

59. Местное самоуправления в системе народовластия: понятие и формы осуществления.

60. Принципы организации и деятельности местного самоуправления.

61. Функции местного самоуправления.

62. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

63. Правовые акты органов местного самоуправления.

64. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления.

65. Понятие и специфика конституционно-правовой ответственности.

66. Механизм реализации конституционно-правовой ответственности.

6.4. Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Формирование оценки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам ос

Наши рекомендации