Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры
Возникновение, становление и развитие прокуратуры страны необходимо рассматривать в контексте исторических, социально-экономических и иных объективных условий соответствующих периодов общества. Во избежание искажения «родословной» отечественной прокуратуры необходимо знать исторические корни, закономерность возникновения и развития органов прокуратуры, понять первоначальный генетический код, заложенный основателем при учреждении данного института, поскольку, не зная прошлого, нельзя понять истинный смысл настоящего и цели будущего.
Слова «прокурор», «прокуратура» имеют своим корнем латинское «ргосuго», что означает: «забочусь», «обеспечиваю», «предотвращаю», «управляю». По некоторым данным уже в Древнем Риме существовала должность прокуратора, который мог быть и доверенным лицом римского гражданина в судебных и коммерческих делах, и домоуправителем, и наместником, т.е. управляющим провинциями, с сосредоточением в своих руках всей полноты власти, включая судебную[4].
В Древней Греции и в Древнем Риме пострадавший от преступления или гражданско-правового деликта сам собирал доказательства и поддерживал обвинение перед судом либо приглашал ораторов. Прокуратура же как специальный орган по надзору за расследованием и рассмотрением уголовных дел впервые возникла во Франции в XIII—XIV вв. Король Франции Филипп IV Ордонансом от 25 марта 1302 г. учредил прокуратуру как орган, защищающий интересы монарха. В делах, в которых был заинтересован король, право уголовного преследования было признано за королевскими прокурорами с самого начала производства по ним. Далее сфера деятельности королевских прокуроров постоянно расширялась.
Эдикт (особо важный указ императоров и королей) Франциска I 1539 года окончательно завершил развитие системы королевского розыскного процесса, в соответствии с которым судьи и их помощники, называвшиеся королевскими лейтенантами, должны были лично вести процесс. Стало обязательным взаимодействие судьи,, ведущего следствие, и прокурора, дающего заключение. В 1586 году был принят закон об организации и деятельности прокуратуры во Франции, который определил место прокуратуры в системе государственных органов. В сферу полномочий прокурорского надзора закон включил: деятельность прокурора административно-политического характера; надзор за производством следствия; судебно-правовую деятельность.
Очень важное значение для уголовного процесса Франции имел Ордананс 1670 года, которым разделялось расследование в суде гражданского и уголовного исков, а сторона публичного обвинения в лице королевских прокуроров поручила предъявлять обвинение в совершении преступлений, влекущих за собой позорящие и мучительные наказания[5].
В дальнейшем прокуратура Франции претерпела различные преобразования. Тем не менее, ее основное предназначение оставалось неизменным: обеспечение незыблемости держателя верховной власти в государстве. Эти функции прокуратуры были особенно важны в связи с распространением казнокрадства, взяточничества, бороться с которыми представлялось возможным лишь с помощью специальной государственной службы. Не случайно именно прокуратура Франции послужила образцом для создания аналогичных правовых институтов в других странах, в том числе и в России.
Казахстан почти три столетия находился в составе Российской империи, а затем Советского Союза, поэтому развитие органов прокуратуры в республике неразрывно связано с эволюцией правовых систем метрополии, различных правовых институтов и механизмов государственной власти.
В России прокуратура возникла не на пустом месте, она имела, как было указано выше, своих предшественников на поприще государственного контроля, наблюдения за исполнением царской воли и выражающих ее законов, указов, повелений. Одна из первых попыток организовать такое наблюдение и контроль за деятельностью государственного аппарата относится ко второй половине XVII в., когда царь Алексей Михайлович образовал Тайный приказ, основная задача которого состояла в том, чтобы «его царские мысли исполнялись все по его хотению». Однако, после смерти царя этот приказ прекратил свое существование.
В России образование прокуратуры пришлось в эпоху Петра Первого, когда он в процессе реформы государственного управления пришел к выводу о необходимости создания аппарата, призванного следить за исполнением законов и бороться с чиновниками-вымогателями, казнокрадами и взяточниками С этой целью Петр I в 1711 г. первоначально ввел институт фискалата, который действовал в основном тайно, нелегально. В случаях выявления правонарушений фискал должен быть невзирая на лица призвать виновного в Сенат и там его уличать.
Впоследствии в результате дальнейших поисков и сопоставлений было принято решение образовать орган, задачей которого явилась бы борьба с бюрократизмом, противостоящим царской власти и осуществление контроля за государственным аппаратом. Это было важно и для укрепления целостности и единства создавшейся империи.
Такой орган был создан в виде структуры прокурорской власти в лице генерал-прокурора и его подчиненных, отвечавших только перед ним и действовавших от имени верховной власти. С этой целью Указом от 12 января 1722 г. Петр I учредил прокуратуру (с 1996 г. эта дата отмечается как «День работника прокуратуры Российской Федерации»). 27 апреля 1 722 года им был издан Указ «О должности генерал-прокурора», подробно регламентирующий деятельность образованного нового учреждения, определив его статус как «око государево» и «стряпчим о делах государственных». Органы прокуратуры создавались постепенно в различных губерниях в течение ряда лет. Прокуроры состояли и при коллегиях сената, провинций (губерний) и при надворных судах.
Таким образом, прокуратура, по мысли ее создателя, изначально учреждена как орган надзора за соблюдением законности, интересов высшей власти и государства. Она была утверждена в качестве единой, общегосударственной и строго централизованной системы надзора за исполнением законов, призванной быть оплотом единства законности и правопорядка, институтом особого контроля за деятельностью различных чиновников.
Обеспечению независимости прокуроров от местных влияний в существенной мере способствовал установленный порядок их назначения и освобождения от занимаемой должности. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались рескриптом императора. Прокуроры всех рангов назначались на соответствующие посты пожизненно, то есть прокурор, занимая установленную должность, мог быть уверен в своем будущем и в определенной мере независимым.
Уникальные свойства прокуратуры как государственно-правового института были учтены в важнейшем законодательном акте «Учреждения для управления губерний», принятом 7 ноября 1775 года. «Учреждения», где определили нишу прокуратуры в системе органов государства. Причем с такой точностью и обстоятельностью, которые позволили губернскому прокурору на долгое время стать одной из ключевых фигур в системе государственного административного управления.
Существенные изменения в структуре правовой системы произошли после утверждения в ноябре 1864 г. основных актов судебной реформы, когда был воспринят западноевропейский вариант организации прокуратуры, и она превратилась в основном в орган уголовного преследования.
Ликвидация общенадзорных полномочий прокуратуры, как впоследствии признали политики, государствоведы, ученые, была принята в интересах некоторых властных структур, избегавших прокурорского вмешательства в их деятельность. И в настоящее время нередко возникают подобного рода призывы резкого ограничения надзорных функций прокуратуры.
В этой связи нельзя не привести авторитетнейшее мнение А. Ф. Кони, который говорил, что «отцы Судебных уставов», упразднив прежние довольно широкие надзорные функции прокуратуры, совершили «большую ошибку». Бездумное копирование зарубежных образцов организации прокуратуры, «быть может, и выходило красивым с теоретической точки зрения, но противоречило условиям нашей административной жизни и шло вразрез с внутренними потребностями нашего губернского строя. В торопливом осуществлении страстного желания поскорее расчистить для новых насаждений место, поросшее бурьяном и полусгнившими деревьями, был срублен дуб, стоявший на страже леса...»[6]. Мудрые суждения известного ученого, юриста-практика и литератора А. Ф. Кони актуальны и для наших дней. В дальнейшем правительство было вынуждено возродить основные элементы этого надзора.
Де-юре и де-факто точкой отсчета в деятельности института прокурорского надзора в Казахстане следует считать Положение об управлении Туркестанским краем, утвержденное Указом от 12 июня 1886 г., в соответствии с которым наряду с учреждением судебной системы и следственных органов устанавливалась система прокурорского надзора. Она была представлена областными и подчиненными им уездными прокурорами, назначаемыми и находившимися в ведении Министерства юстиции. В Положении, в частности ст. 169, устанавливался следующий порядок уголовного судопроизводства с участием прокурора и его функции: «По делам о преступлениях и проступках, ведущих за собой лишение прав состояния, прокурорский надзор поддерживает обвинение на суде. а подсудимому назначается председателем суда защитник из состоящих при суде чиновников, частных поверенных или посторонних лиц, которым закон не воспрещает ходатайство по чужим делам. При недостатке таких лиц защитник не назначается». То есть, на основании смысла этой нормы отсутствие защиты не суде не исключало участие прокурора[7].