Защита от дискриминации по какому-либо признаку. Свобода от дискриминации людей по мотивам расы, национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Гендерное равноправие.
2. Принцип равноправия затрагивает все сферы жизни. Он подразумевает одинаковый подход к решению вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе, т.е. подразумевает запрещение дискриминации по каким-либо признакам при пользовании правами и свободами.
В своих конституциях демократически развитые государства или государства, вставшие на путь демократического развития, гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, веры и религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к этнической группе, имущественного положения и других обстоятельств.Данные положения соответствуют содержанию ст. 2 Всеобщей декларации прав человека ООН, согласно которой каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляемой или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Обязанность государства обеспечивать права всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства закрепили Международные пакты о правах 1966 г. (ст. 2).
Принцип запрещения дискриминации содержится и в ст. 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Пользование правами и свободами, признанными в данной Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам.
Некоторые государства дополнительно к указанному перечню обстоятельств гарантируют равноправие независимо от состояния здоровья, общественной и трудовой деятельности (ст. 6 гл. 2 Конституции Финляндии); служебного положения, принадлежности в политическим партиям, профсоюзным и другим общественным объединениям (ст. 25 Конституция Азербайджанской Республики); общественного положения и образования (ст. 14 Конституции Республики Хорватия); места жительства (ст. 14 Конституции Грузии); образа жизни, физической, духовной или психической инвалидности (ст. 8 Конституции Швейцарии).
Российское государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Данные положения сформулированы в соответствии с содержанием ст. 2 Всеобщей декларации прав человека ООН и других важнейших международно-правовых актов.
Конституцией РФ запрещаются любые формы ограничения прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от принадлежности к какому-либо общественному объединению (ч. 2 ст. 19). Включение в число обстоятельств принадлежность к общественным объединениям обусловлено историей политического развития нашей страны. В советский период вхождение гражданина в ряды правящей Коммунистической партии давало ему определенные преимущества и льготы.
Принцип равноправия человека и гражданина, независимо от каких-либо признаков, закрепляется и развивается в федеральном материальном и процессуальном законодательстве.
Так, в Гражданском кодексе РФ указывается, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. В Уголовном кодексе РФ закрепляется принцип равенства граждан, согласно которому лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ правосудие в арбитражных судах осуществляется на аналогичных началах равенства. При этом арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Принцип равноправия подлежит специальной государственно-правовой защите в Российской Федерации. За его нарушение предусматривается уголовная ответственность. Согласно ст. 136 УК РФ, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Положение о равенстве мужчины и женщины выделено в Конституции РФ в самостоятельную норму, что полностью отвечает требованиям норм международного права.
Международно-правовые документы уделяют значительное внимание принципу равноправия мужчины и женщины. В преамбуле Устава ООН в качестве одной из целей утверждается равноправия мужчин и женщин. В соответствии со ст. 3 Международных пактов о правах 1966 г. участвующие в настоящих пактах государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми правами, предусмотренными в данных документах.
Статья 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. обязывает государства-участников "включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные Конституции". Согласно ст. 1 данной Конвенции, понятие "дискриминация" применительно к положению женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление женщинами, независимо от семейного положения, их прав в сфере политических, экономических, социальных, личных, духовно-культурных прав и свобод.
Исторически принцип равноправия мужчины и женщины достаточно прочно утвердился в общественном сознании. Вместе с тем в период становления нового общества положение женщины особенно уязвимо. В Конвенции подчеркивается опасность ограничения доступа женщины к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке, возможностям для трудоустройства и другим потребностям. В современных условиях государство посредством законодательства, управленческой деятельности и суда обязано предотвращать возможные случаи дискриминации женщин.
Конституция РФ особо указывает на равные возможности мужчины и женщины в реализации своих прав. Это положение не может истолковываться, однако, абсолютно, что связано с физиологическими особенностями женского организма, функциями, которые женщины выполняют в семье. Вместе с тем особое внимание должно уделяться получению женщинами образования и профессиональной подготовки, их участию в труде, в общественно-политической и социально-культурной деятельности. С учетом этого в отраслевом законодательстве содержатся нормы о материальной и моральной поддержке материнства и детства, специальных мерах по охране труда и здоровья женщин, их пенсионному обеспечению и т.д.
Особую роль в формировании правового менталитета о равноправии мужчины и женщины призвана сыграть Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. Основная идея Концепции заключается в том, что полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в России. В данном политико-правовом документе отмечается, что невостребованность женщин в политике, дискриминация в труде, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывают наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в стране. В этой связи Концепция признает необходимым в первую очередь содействовать соблюдению прав женщин в единстве с основными правами и основными свободами человека, обеспечивать условия для полноправного участия женщин в принятии решений на всех уровнях управления, содействовать обеспечению равных прав на рынке труда, обеспечивать охрану здоровья женщин, добиваться недопущения и пресечения насилия в отношении женщин.
Дискриминация чаще всего трактуется какограничение прав и свобод человека по определенному признаку, хотя возможно проявление «положительной дискриминации», которая, напротив, выражается в предпочтении» Д.В. Агашев, В.С. Аракчеев. Трудовое право. Издательство Томского университета 2013, С. 432.
Запрет дискриминации закреплен в следующих международных актах:
1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
Данная декларация установила что, все люди рождаются свободными и равными, помимо этого каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия. Другими словами вне зависимости от пола, национальности, расы, цвета кожи, языка, религии, политических убеждений, социального, имущественного и иного положения, все люди признаются равными.
Помимо этого в Декларации раскрыто положение, касаемо государственной принадлежности человека к определенной стране, либо территории и недопустимости дискриминации по данному признаку.
А именно, «не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете» Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. "Российская газета", N 67, 05.04.1995,.
Данный пункт Декларации на мой взгляд широко трактует права людей, которые проживают в мало развитых или экономически зависимых от других государств странах или территориях. Так как именно в таких зависимых, подопечных странах люди подвержены более сильному воздействию со стороны управляемого над ними государства.
На мой взгляд, этим пунктом Декларация обезопасила права и свободы людей на достаточно максимальном уровне, затронув важнейшие стороны и признаки возможной дискриминации.
Другими словами запрет дискриминации действует во всех отраслях жизнедеятельности человека, в том числе и в трудовой деятельности. Таким образом, человеку должно быть гарантировано осуществление им трудовой деятельности, без какой либо дискриминации.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)
Данный Пакт действует лишь в тех странах, которые его приняли, то есть согласились на его действие внутри своего государства.
В Пакте указаны основные экономические, социальные и культурные права, которыми должны быть обеспечены граждане стран, принявших данный Пакт.
Помимо прав и свобод, в нем предусмотрены различные гарантии, в частности, что «права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства» Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря1966 г.) Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.
Соответственно те права, которые касаются трудовой деятельности граждан, согласно данному Пакту должны осуществляться без какой либо дискриминации. А также все законодательство страны не должно, содержать в себе каких либо нормативно-правовых актов, которые противоречили бы данному Пакту, а также содержали в себе положения, которые каким-либо образом ограничивали бы право на труд, по какому либо признаку. То есть содержали бы в себе признаки дискриминации.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)
Данный Пакт раскрывает сущность дискриминации, через обязанность самого государства гарантировать своему населению равенство, без какой либо дискриминации. Он обязывает государства содержать в своем законодательстве определенные нормативно-правовые акты, которые бы запрещали дискриминацию во всяком ее проявлении, а также обеспечивали защиту от нее.
Трудовая деятельность не является исключением, согласно данному Пакту, государство, должно обеспечить защиту от дискриминации при осуществлении своего право на труд каждого человека.
4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.).
«Государства-участники осуждают расовую дискриминацию и обязуются безотлагательно всеми возможными способами проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами» Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.). Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI.- М., 1973. С. 109 - 118..
Другими словами, каждое государство, принявшее и распространившее действие данного акта на свою территорию гарантирует, что в его законодательстве не содержится каких либо актов пропагандирующих дискриминационные действия по расовому признаку.
Акцентируя внимание на трудовой деятельности, можно прийти выводу, что государства обязуются, что все работодатели, иные организации, которые предоставляют рабочие места, для осуществления трудовой деятельности, не будут совершать каких либо дискриминационных действий исходя из расовой принадлежности лица к той или иной расе.
То есть, несмотря на свою расовую принадлежность, любое лицо имеет право трудиться на равных правах с гражданами государства, на территории которого лицо решило осуществлять свою трудовую деятельность.
А в случае проявления дискриминации, государство примет эффективные меры для аннулирования любых законов и постановлений, ведущих к возникновению дискриминации, в том числе в трудовой деятельности.
5. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.).
«Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин» Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.). Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 341 - 355.. Данная Конвенция закрепила равенство мужчин и женщин и равное осуществление их прав и свобод. Другими словами в трудовой деятельности не допускаются какие либо признаки дискриминации по половому признаку, женщины имеют равные права на труд по сравнению с мужчинами. Также лишение права заниматься трудовой деятельностью, к примеру, увольнение, не должно основываться на половом признаке работника.
Данная Конвенция необходима для тех стран, где роль женщин в жизни страны, возможности осуществления своих прав значительно снижены и находятся практически на нулевом уровне.
6. Конвенция о правах инвалидов (2007 г.);
Действие данной конвенции направлено на такую социальную группу, как инвалиды. Они являются наиболее уязвимой социальной группой по сравнению с другим населением, поэтому нуждаются в более эффективной защите.
Конвенция закрепила, что «государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве» Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106) Бюллетень международных договоров. 2013. N 7. С. 45 - 67..
Иными словами инвалиды вправе трудиться, их право на труд не может быть ограничено, а работодатели должны создавать определённые, а порой и специально оборудованные рабочие места для инвалидов.
Лишение права заниматься трудовой деятельностью по причине инвалидности работника недопустимо.
http://www.konspekt.biz/index.php?text=53519
С появлением Международной организации труда - специализированного учреждения, занимающегося вопросами регулирования трудовых отношений, было сформулировано и понятие "дискриминация". В ст. 1 Конвенции "Относительно дискриминации в области труда и занятий" закреплено, что термин "дискриминация" включает:
a) всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;
b) всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены заинтересованным членом организации по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.
Неприкосновенность личности. Физическая и психическая составляющая. Место права на личную неприкосновенность в системе основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Право на неприкосновенность в исторической ретроспективе.
Среди базовых составляющих общего принципа неприкосновенности личности, поэтому называют: физическую (телесную) неприкосновенность (И.Л. Петрухин,48 З.Д. Еникеев,49 В.А. Патюлин,50 Р.Х. Ильясов,51 Н.Н. Короткий,52 В.М. Корнуков53, Ю.И. Стецовский54, О.Е. Кутафин55, Е.А. Лукашева56), психическую неприкосновенность (И.Л. Петрухин, З.Д. Еникеев, Е.А. Лукашева), нравственную неприкосновенность - честь и достоинство (И.Л. Петрухин, З.Д. Еникеев, В.А. Патюлин, Н.Н. Короткий, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашева), духовную неприкосновенность (Ю.И. Стецовский, О.Е. Кутафин), половую неприкосновенность (И.Л. Петрухин), индивидуальную личную свободу (И.Л. Петрухин, З.Д. Еникеев, В.А. Патюлин, Р.Х. Ильясов, Н.Н. Короткий), личную безопасность (И.Л. Петрухин, З.Д. Еникеев, О.Е. Кутафин, В.А. Патюлин, А.М. Баранов и П.Г. Марфицин57), право свободного передвижения и выбора занятий (В.М. Корнуков), отсутствие контроля (Ю.И. Стецовский), возможность свободно располагать собой (В.А. Патюлин, Р.Х. Ильясов, Ю.И. Стецовский, Е.А. Лукашева).
Некоторые из указанных компонентов включают в себя другие, что осложняет уяснение содержания и структуры неприкосновенности личности. Так, физическая неприкосновенность включает в себя наряду с телесной, также половую неприкосновенность; психическая - духовную ("дух" - сознание, мышление, психические способности"58), индивидуальная свобода - право свободного передвижения. Право выбора занятий и возможность располагать собой - слишком емкие понятия, не имеющее конкретного содержания: сюда можно отнести и свободу передвижения, и право избирать и быть избранным и т.п.
Поэтому, на наш взгляд, изложить структуру (вычленить базовые компоненты) можно следующим образом:
I) Физическая неприкосновенность - предполагает защиту от насилия, опасного для жизни и здоровья, насилия, не опасного для жизни и здоровья59, охрану половой свободы; II) Нравственная неприкосновенность - защита чести и достоинства личности; III) Психическая неприкосновенность - защита нормального течения психических процессов;60 IV) Индивидуальная свобода - защита права по своему усмотрению определять место пребывания, свободу передвижения, право на отсутствие наблюдения или охраны;V) Общая свобода действий - защита действий, не охватываемых формализованным правом; VI) Личная безопасность - обеспечение отсутствия угрозы причинения вреда.61
Важным содержанием зашиты личности согласно ст. 21 и ст. 22 КРФ является
требование телесной неприкосновенности в биологически-физиологическом смыс-
ле. Именно там, где речь идет о наиболее важной сфере зашиты, а именно о запрете
пыток и другого жестокого и унизительного обращения, невозможно разделить
телесную и духовную неприкосновенность.
а) Основное содержание: защита от пыток или бесчеловечного
обращения
К основополагающим гарантиям прав человека относится запрет на пытки и
запрет на любое жестокое или унизительное обращение. Эти гарантии действуют 6ej
каких-либо условий И согласно международному праву, и согласно конституци-
онному праву нарушение этого запрета даже в чрезвычайных ситуациях абсолютно
недопустимо.
Пример запрета пыток показывает, что гарантии основною содержания статей
Конституции не могут быть изменены в силу обстоятельств; соблюдение этих осно-
вополагающих гарантий запрещает даже в экстремальных случаях самое возмож-
ность взвешивания и сопоставления противоборствующих интересов, то есть инте-
ресов уголовного преследования и запрета на пытки; основное право в любом случае
имеет приоритет
Даже если речь идет об установлении места, где спрятана бомба, — то есть в
конечном итоге о спасении людей — нельзя прибегать к использованию пыток, (ч 1
ст. 21 КРФ Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть
основанием для его умаления )
(1) Запрет пыток
Часть 2 ст. 21 КРФ, ст. 3 ЕКПЧ и ст. 7 Международного пакта о гражданских и
политических правах запрещают пытки любого рода. Пытками ЕСПЧ считает умыш-
ленное причинение особо тяжелых и жестоких страданий; юрисдикция Европейс-
кого суда в Страсбурге охватывает, однако, и другие формы бесчеловечного или
унизительного обращения согласно ст. 3 ЕКПЧ.
Для того чтобы подпасть под ст. 3 ЕКПЧ злоупотребление должно достигнуть
определенной минимальной степени тяжести Особое значение имеют психические
и физические последствия для индивидуума.
Запрет пыток и на международном уровне является одним из немногих бес-
спорных прав человека. Проблема состоит не в отсутствии согласия мирового юри-
дического сообщества касательно действия этого принципа, но в постоянно обнару-
живающихся нарушениях этого запрета. Особое значение придается двум междуна-
родным конвенциям по защите от пыток, поскольку они для реализации этого
запрета предусматривают также и превентивные меры
Европейская Конвенция 1987 года содержит подлинное новшество в области международной
зашиты прав человека Государства-участники обязаны разрешить комиссии независимых экс-
пертов в любое время посетить те места, щелкни принудительно лишены свободы государствен
ными органами (ст 2 Конвенции) Конвенция ООН 1984 года, напротив, переносит центр тяже-
сти на обеспечение внутригосударственного преследования лиц, совершавших пытки, на обяза-
тельства по возмещению ущерба жертвам пыток и на их реабилитацию. Комиссия может проводить
инспекции на месте только при наличии хорошо обоснованных свидетельств и с согласия соответ-
ствующего государства (ст 20 Конвенции) Существуют тенденции к внедрению превентивной
системы Европейской Конвенции также и в рамках ООН
(2) Запрет телесных наказаний
Часть 2 ст 21 КРФ запрещает также «унижающее человеческое достоинство .
наказание» Запрет телесных наказаний является ключевым содержанием конститу-
ционно-правовой защиты личности
Так, в странах-участниках ЕКПЧ отрицается право учителя на физические на-
казания. Удары линейкой, наносимые ученикам, рассматриваются как нарушение
Конвенции Остается под вопросом, может ли считаться лишение пищи допусти-
мым дисциплинарным наказанием с точки зрения запрета телесных наказаний
(3) Бесчеловечное или унизительное обращение
Под бесчеловечным или унизительным обращением в смысле ст. 21 КРФ и по
ст. 3 ЕКПЧ в ограничительном смысле следует понимать умышленные действия,
которые причиняют тяжелые психические или физические страдания Запрет этого
не допускает никаких исключений
Причинение телесных повреждений в местах лишения свободы, зафиксирован-
ное во врачебном порядке, признано ЕСПЧ нарушением ст 3 ЕКПЧ16. ЕСПЧ
также установил, что при наличии у арестанта телесных повреждений государство
обязано представить доказательства того, что они обусловлены поведением самого
заключенного".
В противоположность этому, Европейский Суд не рассматривает как нарушение ст 3 ЕКПЧ осу-
ществление принудительных мер в психиатрической клинике (инъекции успокоительных средств,
применение наручников, привязывание к кровати) по отношению к особо агрессивным пациен-
там, проявившим насилие по отношению к персоналу
Принудительная медикаментозная обработка рассматривается в качестве бесчеловечной и унизи-
тельной втом случае, если она носит экспериментальный характер
http://referatwork.ru/refs/source/ref-106670.html
http://studme.org/31704/pravo/neprikosnovennost_lichnosti
http://refeteka.ru/r-155985.html
Статья 22
1. Право на свободу и личную неприкосновенность - право, принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть ограничено по судебному решению. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство четко формулирует случаи, когда человек может быть лишен свободы, - все эти ограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Все незаконные посягательства на свободу и личную неприкосновенность могут быть обжалованы в суд в соответствии с Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
2. Арест и задержание, заключение под стражу и содержание под стражей допустимы лишь при условии соблюдения надлежащей правовой процедуры, т.е. на основании закона и судебного решения (приговора или санкции).
3. Положение части 2 статьи 22 Конституции, допускающее арест как меру пресечения в уголовном процессе только по судебному решению, означает, что если ввиду необходимости требование предварительного судебного решения не было соблюдено, то судебное решение должно последовать незамедлительно после ареста. Вместе с тем часть 2 статьи 22 позволяет рассматривать любой не санкционированный судьей арест в течение 48 часов как задержание, т.е. такое ограничение свободы, которое не требует судебного решения.
Закрепляя право на личную неприкосновенность, Конституция РФ в ч. 1 ст. 22 использует формулировку «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Всеобщая Декларация прав человека в ст. 3 говорит: «Каждый имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». Но ни один из указанных документов не дает четкого определения «личной неприкосновенности. Что же представляет собой личная неприкосновенность?
В книге «Права человека» под редакции Е. А. Лукашевой право на личную неприкосновенность рассматривается в неразрывной связи с правом на свободу и понимается как право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим временем14.
М. М. Утяшев рассматривает право на свободу и личную неприкосновенность как недопустимость произвольного вмешательства кого бы то ни было, в том числе государственных структур, в индивидуальную жизнь, в физическую или психическую самобытность лица15.
Право неприкосновенности личности — одно из древнейших. Указание на право обвиняемого быть отпущенным на свободу под условием поручительства находится в трактате Гланвилла о законах и обычаях Англии (XII в.). Зачатки этого права зафиксированы в Великой хартии вольностей 1215 г.
В эпоху буржуазных революций XVII—XVIII вв. оно нашло свое юридическое воплощение в британском Хабеас Корпус Акте, во французской Декларации прав человека и гражданина (пп. 2, 7), в американском Билле о правах (поправки IV и V). Несмотря на некоторые различия в принципах, на которых построены эти исторические документы, право неприкосновенности личности рассматривалось ими как совокупность гарантий от незаконных арестов и судебного произвола, как одна из «свобод-ограничений».
Современный французский государствовед Ж. Бюрдо видит содержание личной безопасности (surete) в том, «что ни один человек не может быть задержан или заключен под стражу иначе как в случае и в соответствии с формулой, предусмотренной законом». С личной безопасностью он связывает свободу человека существовать без риска, свободу передвижения, личную физическую свободу, гарантию против арестов, задержаний, уголовных наказаний.
В Великобритании, США и некоторых других капиталистических государствах проблема неприкосновенности личности, как правило, связывается с процедурой habeascorpus . Классовая сущность этого института была раскрыта основоположниками марксизма-ленинизма. «Это столь хваленое право, — писал Ф. Энгельс, — есть опять-таки привилегия богатых. Бедный не может представить поручительство и должен, поэтому отправляться в тюрьму».
http://center-yf.ru/data/Yuristu/konstitucionnoe-pravo-neprikosnovennosti-lichnosti.php
В работе отмечается, что физическая неприкосновенность в общем смысле есть недопустимость какого бы то ни было физического насилия по отношению к человеку. По мнению диссертанта, физическое воздействие, которое осуществляется вопреки воле человека, но следует из положений норм права, следует считать физическим принуждением, а противоправное воздействие на тело человека и его биологические функции - физическим насилием.
Физическая неприкосновенность закрепляется в виде важнейших прав личности, ведущее место среди которых занимает право на жизнь. Содержание данного права включает два основных элемента: право на неприкосновенность жизни и право на свободное распоряжение своей жизнью путем поставления ее в определенных ситуациях в опасное положение. При этом неприкосновенность жизни означает свободу личности от любых посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц. Это реальная возможность существования в таких условиях, когда отсутствуют противоправные посягательства, могущие повлечь смерть, либо угрозы таких посягательств. Право на свободное распоряжение жизнью – это возможность добровольного принятия лицом решения о том, чтобы поставить свою жизнь в опасное положение, обусловленное свободным, осознанным изъявлением его воли.
Первая часть права на жизнь (неприкосновенность жизни) в полной мере входит в содержание личной неприкосновенности, составляя ее существенный элемент. Что касается права на свободное распоряжение жизнью, то это правомочие входит в право на личную неприкосновенность той частью, которая касается недопустимости принудительного (помимо воли субъекта) воспрепятствования человеку распоряжаться своей жизнью. Основным критерием здесь должно быть сочетание интересов личности, общества и государства. Однозначно должны быть запрещены такие совершаемые человеком, опасные для его жизни деяния, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье других людей, если эти деяния совершаются не в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или обоснованного риска.
Сложнее обстоит дело, когда человек ставит под угрозу свою жизнь или сознательно лишает себя жизни, не причиняя вреда другим людям. Сложность оценки в этом случае обусловлена как мотивацией человека, так и социально значимыми последствиями. Так, принципиально разные по своей оценке действия человека, ценой своей жизни спасающего жизнь другого, и действия человека, лишающего себя жизни вследствие малодушия. В таких ситуациях право, как правило, не ограничивает волю человека, но в то же время не ограничивает и действия тех, кто препятствует реализации этой воли (удерживает от необдуманного шага, рискованных действий, самоубийства и т.п.), в том числе путем физического принуждения.
Проблема возникает тогда, когда человек для реализации добровольно принятого решения о поставлении своей жизни в опасное положение или о лишении себя жизни привлекает других людей. Речь идет прежде всего об эвтаназии. В этой связи в диссертации отмечается, что проблемы жизни и смерти затрагивают весьма деликатные вопросы, к их решению нужно подходить очень осторожно и взвешенно.
Хотя свобода человека, его личная неприкосновенность предполагают свободную волю человека распоряжаться собой, общество и государство в силу разных причин заинтересованы в том, чтобы человек сохранял свою жизнь. Это означает, что обязанностью государства и его граждан является обеспечение права на жизнь, в том числе обеспечение медицинской, моральной поддержки человека или его родных для сохранения жизни, чтобы у них не сформировалась мотивация на прерывание жизни. В этом смысле отказ человека от жизни можно рассматривать как недостаточное обеспечение обществом и государством его права на жизнь.
Таким образом, право на жизнь как составную часть права на личную неприкосновенность вполне допустимо рассматривать в трех аспектах:
как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства;
как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны ча<