Императивный, метод дозволения и запрета.

Его особенности:

1. повелительный,

2. публично-правовой, одной из сторон правоотношений выступает гос-во в лице специально созданных органов либо наделенных полномочиями д/л,

3. фактическое и юридическое неравенство сторон,

4. нормы наделяют одну сторону властными полномочиями, другую – правами и обязанностями

5. норма не подлежит расширительному толкованию

6. права субъектов-участников защищаются в административном или судебном порядке

Система АП – это совокупность взаимосвязанных норм АП, обеспечивающая в своем единстве эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, гос.управления, отношений в сфере управленческой деятельности, осуществляемой иными уполномоченными субъектами АП.

Выделяют 2 части

Общая часть:

  • Государственное управление, ОИВ;
  • АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
  • Субъекты АП;
  • Формы и методы осуществления деятельности ОИВ, государственного управления;
  • Административное правонарушение и ответственность;
  • Административный процесс и виды административного производства, порядок обжалования;
  • Законность и дисциплина в деятельности ОИВ, государственного управления.

Особенная часть:

Административно-правовое регулирование в:

  • сфере экономических отношений;
  • социально-культурной сфере;
  • сфере государственного управления в административно-политической сфере;
  • иных сферах.

3. Нормы АП: понятие и признаки

Норма АП – это установленное или санкционированное гос-вом правило поведения в сфере реализации административной власти, которая в случае неисполнения обеспечивается гос.принуждением.

Признаки норм АП:

1. форма выражения государственной воли

2. Норма обеспечивается гос. принуждением

3. Безадресность

4. Бессрочность

5. Многократность применения

4. Виды норм АП

Норма АП – это установленное или санкционированное гос-вом правило поведения в сфере реализации административной власти, которая в случае неисполнения обеспечивается гос.принуждением.

Виды норм АП:

1. По предмету:

1) материальные (устанавливают права и обязанности)

2) процессуальные (порядок реализации)

2. По содержанию:

1) регулятивные (правоустанавливающая)

2) охранительные (обеспечиваются санкцией)

3. По уровню:

1) федеральные (на всей территории РФ)

2) субъектов

3) муниципальные (местные)

4) локальные (учреждения, организации)

4. По кругу лиц:

1) общие (распространяются на всех)

2) внутриаппаратные

3) для специальных субъектов (ФЗ «О статусе судей», ФЗ «О военной службе и военной обязанности»)

5. По юридическим свойствам:

1) нормы-предписания – обязывающие

2) нормы-запреты – нельзя

3) нормы-дозволения

4) нормы-поощрения

**Способы реализации норм:

1. Исполнение норм-предписаний

2. Соблюдение норм-запретов

3. Использование норм-дозволений

4. Применение норм субъектами, наделенными властными полномочиями

Источники АП

Источник – официальная форма закрепления нормы, внешняя форма ее фиксации.

Классификации:

По субъекту нормотворчества:

1. Акты имеющие особую правовую природу (Конституция РФ)

2. Законодательные акты (ФКЗ, ФЗ, законы субъектов, закон РФ о принятии поправки к Конституции РФ)

3. Подзаконные акты

По юр.силе:

Федеральный уровень:

1. Конституция РФ

2. ФКЗ

3. ФЗ

4. Указы Президента

5. Постановления Правительства РФ

6. Приказы федеральных министерств

7. Постановления ГД и СФ

8. Постановления судебных органов

9. Постановления и приказы иных гос.органов (ЦБ РФ, Центральной избирательной комиссии)

Уровень субъектов:

1. Конституции (в республиках РФ) и Уставы субъектов РФ

2. Законы субъектов РФ

3. Постановления и указы высших должностных лиц

4. Приказы исполнительных органов субъектов РФ

5. Постановления законодательных органов субъектов РФ

6. Постановления и приказы иных органов субъектов РФ

Муниципальный уровень:

1. Устав

2. Решения представительных органов

3. Постановления главы муниципального образования

4. Приказы иных органов

Локальный уровень:

1. Устав

2. Приказы д/л

Дополнительно:

1. Акты бывшего СССР, если они прямо не отменены и в части, не противоречащей действующему з-ву

2. Международные акты (имеют приоритет, если они ратифицированы)

6. Понятие административных правоотношения, их структура и виды

Административные правоотношения – это управленческие связи, возникающие между субъектами в целях реализации функций государственного и муниципального управления.

Структура:

1. Субъекты – участники адм. правоотношений, обладающие административной правосубъектностью (особенность в том, что по крайней мере одна сторона - субъект с властными полномочиями)

2. Объект (то, по поводу чего возникает адм. правоотношение) – юр.факт, основанный на нормах права.

3. Содержание связей – совокупность прав и обязанностей субъектов.

Виды:

По предмету:

1. материальные (право на жалобу)

2. процессуальные (подача жалобы)

В зависимости от связи субъектов между собой:

1. Отношения иерархической субординации

1) линейные – руководитель и подчиненный

2) функциональные – круг субъектов не определяется

2. Горизонтальные отношения (признаки: каждый из субъектов наделен властными полномочиями, несоподчиненные субъекты, относительное равенство сторон)

7. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений

Основания возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений - этоюридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Юридический факт может возникать:

  • В результате действий лиц и органов – активное поведение субъекта (подача жалобы, издание акта). Правомерные действия и неправомерные действия и бездействия.

Особенностью юр.фактов по АП является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер

  • В результате событий - не зависящих от воли людей (достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов - право и обязанность выдать гражданину паспорт).

Наши рекомендации