Государственный служащий как субъект административного права.

Закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» дает правовое определение государственной службы:

Федеральный закон под государственной службой понимает профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная должность – это должность федеральных органов государственной власти субъекта РФ с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Правовой статус государственного служащего включает права и обязанности. Можно разделить на:

  • Служебные (общие) – для всех государственных служащих;
  • Специальные (для определенной государственной должности).

Закон установил три категории гос. должностей:

  • Государственные должности осуществляют лица, которые непосредственно (то есть лично) исполняют полномочия государственных органов – Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие лица, предусмотренные в реестре государственных должностей в Российской Федерации.
  • Государственные должности замещают лица, занятые непосредственным обеспечением исполнения полномочий (заместители, помощники, консультанты, другие лица, составляющие рабочий аппарат руководителя государственного органа).
  • Государственные должности замещаются лицами для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов – специалисты, профессиональные оперативные работники, другие лица. Это основной контингент в государственном органе, обеспечивающий выполнение им своей компетенции.

К государственной службе относится деятельность только лиц на должностях категории только 2 и 3. Лица на должностях категории 1, как принято считать, - первые лица в государственном аппарате, не несут государственную службу, государственными служащими не являются и на них данный закон не распространяется.

Основные качества и признаки, присущие государственным служащим, то есть лицам 2 и 3 категорий:

  • Действуют при исполнении своих служебных полномочий – по поручению государства и от его имени, отдают распоряжения, обеспечивают их исполнение, подвергают лицо задержанию и т.д.;
  • Каждый государственный служащий занимает государственную должность, учрежденную государством. Должность определяет правовой статус служащего, для её замещения установлены определенные организационно-правовые способы (выборы, назначение и др.);
  • Оплата труда по нормам и формам, устанавливаемым государством. Имеются в виду особенности оплаты труда, установленные только для государственных служащих (служебные разряды и классы, надбавки за различные показатели – классность, стаж и др.).

Существенное значение имеет классификация государственных служащих:



  • по роду их деятельности;
  • по признаку объема должностных полномочий.

Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба.

В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на 2 группы: служащие в государственном аппарате и военнослужащие. В свою очередь можно классифицировать каждую из групп по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти. Служащие в органах управления, судьи, работники прокуратуры и т.д. Военнослужащие подразделяются по виду и роду Вооруженных Сил (сухопутные войска, Военно-морской флот и т.д.) и служб, к ним приравненных (внешняя разведка, пограничная служба и другие структуры).

К настоящему времени сложился ряд должностных лиц на основе организационных и правовых признаков:

  • служащие государственных и негосударственных организаций, наделенные распорядительными полномочиями;
  • служащие, осуществляющие организационные и хозяйственные функции;
  • служащие, наделенные распорядительными государственными полномочиями контрольно-надзорного характера за пределами органа, в котором они состоят на службе, работники государственных инспекций, органов контроля и надзора.

Ограничения для государственных служащих:

  • не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью;
  • не в праве быть депутатом законодательного или исполнительного органа;
  • не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через представителей;
  • не имеет права быть членом органов управления коммерческой организации;
  • не в праве получать гонорары за выступления, публикации в качестве государственного служащего;
  • не в праве получать вознаграждения за исполнение своих обязанностей (взятки);
  • не в праве принимать без разрешения Президента РФ награды и почетные звания других государств;
  • не в праве выезжать в командировки за счет юридических и физических лиц;
  • не в праве участвовать в забастовках;
  • не в праве использовать технические средства по специальности для своих личных целей.


Наши рекомендации