Административное право как отрасль российского права.
Административное право как отрасль российского права.
Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).
Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля. Военного управления, аппаратах ЦИК РФ, счетной палаты и иных государственных органах. А также управленческие отношения. Возникающие в сфере негосударственного управления, направленные в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (ДНД, товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).
Административное право как понятийная категория означает прежде всего государственно-управленческое право как публичную отрасль, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными и подвластными субъектами права.
Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.
Административное право как отрасль права – это совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами власти, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.
Административное право как отрасль законодательства – это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственной и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и отношения управленческого характера, возникающих при реализации других форм государственной власти: законодательной, института президентуры, судебной, органов прокуратуры РФ, счетной палаты РФ, центрального банка России и др.
Требования к правовым актам управления и их действие.
В самом емком значении суть требований заключается в обеспечении их законности, т.е. соответствия закону. Это общее требование, вытекающее из подзаконности государственно-управленческой деятельности.
С позиций юридического содержания правовые акты управления должны:
- не противоречить КРФ, действующему законодательству, нормативным указам Президента;
- основываться на конституционном и договорном разграничении предметов ведения и полномочий между Федеральными органами исп. власти и органами субъектов РФ;
- издаваться только полномочным исполнительным органом (должностным лицом), т.е. в пределах закрепленной за ним компетенцией;
- учитывать правовые акты вышестоящих органов исп. Власти;
- быть юридически обоснованными т.е. четко выражать основания и цели издания, а также юридические последствия, вызываемые его изданием;
- не должны ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы исп. Власти;
- не должны ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы общественных объединений и иных негос. формирований;
- издаются с соблюдением установленной для него формы и процедуры подготовки, принятия и издания.
Самым главным требованием является недопустимость нарушений установленных и гарантированных КРФ. К правовым актам управления могут предъявляться и иные требования, влияющие по их качество. Это требования оптимальности, четкости и ясного изложения, соблюдение установленных реквизитов(печати, подписи, сроки исполнения, контроль).
Важным условием действенности акта является правовым свойством — юридической силой. Это означает, что данный акт способен выступить в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти т.е. полностью соответствовать ее задачам и функциям. данное условие считается соблюденным в любом случае издания правового акта управления, поскольку на него распространяется презумпция правильности (действительности). Законная сила правового управления определяется двумя моментами: подписание и официальное опубликование.
Административный надзор.
Административный надзор — это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, выявления предписанного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.
Контроль и надзор:
- различие между внешним контролем и административным надзором состоит в их содержании.
Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает прежде всего управленческий, организационный аспект контрольной деятельности.
Административный надзор связан с проверкой только законности действий - конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.
- Контроль и админ. надзор различаются по объему полномочий.
Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную деят. объекта. Органы адм. надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к адм. отв.
- Адм. надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверок. Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.
- Адм. надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим.
Адм. надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (таможенный комитет), гос. инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств(санитарно-эпидемиологический надзор) и др.
Органы контроля такого разнообразия не имеют. К ним относятся государственные комитеты (по охране окружающей среды, по печати) и некоторые министерства и службы (Министерство торговли, общего и ср. образования, Фед. Миграционная служба, служба безопасности).
- Адм. надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах.
Админ. надзор может сопровождаться проверкой знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью. Контроль представляет процесс последовательных этапов: предварительный, текущий, заключительный.
- Адм. надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. для адм. н. основным методом является наблюдение. Проверка за заявлениями и жалобами. К. проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы.
- Адм. надзор связан с применением адм. принуждения (карантин), меры адм. пресечения( запрещение эксплуатации авт., меры адм.-процессуального обеспечения (изъятия вещей, товаров, документов). Органы контроля объемом адм. принудительных полномочий не обладают.
Административное право как отрасль российского права.
Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).
Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля. Военного управления, аппаратах ЦИК РФ, счетной палаты и иных государственных органах. А также управленческие отношения. Возникающие в сфере негосударственного управления, направленные в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (ДНД, товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).
Административное право как понятийная категория означает прежде всего государственно-управленческое право как публичную отрасль, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными и подвластными субъектами права.
Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.
Административное право как отрасль права – это совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами власти, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.
Административное право как отрасль законодательства – это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственной и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и отношения управленческого характера, возникающих при реализации других форм государственной власти: законодательной, института президентуры, судебной, органов прокуратуры РФ, счетной палаты РФ, центрального банка России и др.