Вопрос 155. Государственный санитарно-эпидемический надзор и государственная санитарно-эпидемическая служба: задачи, функции, структура и полномочия
Данная разновидность административногого надзора регламентируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положением о государственном санитарно-эпидемиологической службе Р Ф, утвержденным Правительством РФ 24 июля 2000 г., а также Положением о Министерстве здравоохранения Р Ф и другими правовыми актами.
Государственную санитарно-эпидемиологический надзор определяется как деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. В содержание государственного надзора входят наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой; выявление причин и условий инфекционных и массовых инфекционных заболеваний; санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на выявление причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает также статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственного учет инфекционных, профессиональных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также санитарной статистики.
Государственный надзор осуществляется Государственной санитарно-эпидемиологической службой Р Ф, которая является единой федеральной централизованной системой органов и учреждений. Ее систему образуют Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России; Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на родном и воздушном транспорте в регионах, городах, районах, межрайонные, на водном и воздушном транспорте в субъектах РФ, зональные на водном и воздушном транспорте, в районах (округах) городов; центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, структурные подразделения МПС России, Минобороны России, Минюста России, ФПС России и др.; государственные научно-исследовательские и иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов, а также предприятия дезинфекционного профиля.
Минздрав России непосредственно руководит Федеральным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте в регионах. В его ведении находятся также противочумный центр, государственные научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов и предприятия дезинфекционного профиля.
Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах и городах подчиняются соответствующим вышестоящим аналогичным центрам. Дезинфекционные станции находятся в подчинении соответствующих центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются: первый заместитель Министра здравоохранения РФ — Главный государственный санитарный врач Р Ф; руководитель Департамента по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России и его заместители, являющиеся заместителями Главного государственного санитарного врача Р Ф; Главный врач Федерального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России — заместитель Главного государственного санитарного врача РФ; руководители структурных подразделений федеральных органов исполнит власти, иных государственных органов — главные государственные санитарные врачи соответствующего федерального органа исполнит власти, иного государственного органа, заместители Главного государственного санитарного врача РФ по своим функциональным обязанностям; главные врачи центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Р Ф, на водном и воздушном транспорте в регионе — главные государственного санитарные врачи по субъектам Р Ф, на водном и воздушном транспорте в регионах, городах, районах и др.
Перечень основных функций государственной санитарно-эпидемиологической службы приведен в Положении о ней. Они не сводятся к государственному санитарно-эпидемиологическому надзору за соблюдением санитарного законодательства РФ, являющемуся лишь 1 из направлений ее деятельности.
Данная служба занимается, прежде всего, вопросами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Она участвует в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ в этой области; организует и проводит санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, испытания, научные исследования в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Одной из важнейших функций службы является разработка и утверждение в установленном порядке санитарных правил, норм и гигиенических нормативов как составной части основ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Они обязательны для выполнения на всей территории страны всеми государственными органами, всеми государственными и не государственными организациями, их должностными лицами и гражданами. Какие разновидности правил, норм и нормативов имеют общеобязательный характер, определено в Положении о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном Правительством РФ 24 июля 2000 г. Это санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм; гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья; санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов. В названном Положении конкретизированы также сферы действия санитарных правил, норм и нормативов, они устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды: атмосферного воздуха, вод и почвы.
Контрольно-надзорные функции службы подразделяются на 2 группы, связанные с осуществлением:
презрительного контроля, при размещении объектов промышленности; выборе водоисточников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения и др.;
надзораза соблюдениемсанитарного законодательства РФ,
Под этим углом зрения служба осуществляет наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека; проверяет выполнение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при эксплуатации предприятий, учреждений и организаций, зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств и т. д. Разумеется, что контроль и надзор — это двуединая функция службы, поскольку они органично взаимосвязаны и взаимопроникают, что находит свое отражение в нормативных актах и особенно в практическом их осуществлении.
Тем не менее на различия между пре2рительным контролем и надзором указывают юридически значимые действия (решения), принимаемые по их результатам. При таком контроле они обычно заключаются в даче согласия на то или иное решение вопроса либо заключения по его проекту и т. п. Выявленные же в порядке надзора нарушения могут повлечь применение, в частности, мер админго принуждения.
Служба осуществляет и другие, кроме обозначенных выше, виды работ, соответствующих ее основному назначению. Для эффективного выполнения задач, возложенных на органы и учреждения указанной службы, должностные лица наделены широкими полномочиями, которые можно подразделить на следующие группы:
а) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора: беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы;
б) полномочия по предупреждению нарушений санитарных правил организациями и гражданами: требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.;
в) полномочия по пресечению нарушений санитарного законодательства. Эти меры различны, К ним относятся: приостановление либо прекращение работ по проектированию и строительству, а также введению в эксплуатацию законченных объектов, — эксплуатации действующих предприятий, организаций, транспортных средств и других объектов. Они могут принимать решения по применению админго принуждения в виде мер пресечения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в которых они заняты; об обязательной госпитализации инфекционных больных; о проведении дезинфекции, дезинсекции в очагах инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям;
г) полномочия по применению административных взысканий к лицам, виновным в нарушении санитарных правил.
Органам Государственной санитарно-эпидемиологической службы предоставлены такие своеобразные полномочия, как право требовать возмещения ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, а также расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей.